«Мой путь, моя судьба...» Часть пятая
Все новости
КИНОМАН
24 Марта 2021, 17:40

НеЛюбимое кино: «Война миров» (2005 г.)

По моей первоначальной задумке, фантастический фильм маститого голливудского режиссера Стивена Спилберга по мотивам произведения Герберта Уэллса, попал в обычный список «Любимого кино». Из глубин моего прошлого раздавались радостные восторги и целый ворох самых положительных эмоций от этого фильма в год его выхода. Да такие, что я даже несколько раз ходил на него в кино. Да и пересматривал позже тоже на цифровых носителях. Может быть, самый последний раз я видел его года три-четыре назад. А теперь, когда я сел за просмотр, я испытал скуку вместе с разочарованием и стал задаваться вопросами – а любимое это кино теперь?

В чем точно дело, я сказать не могу, но попробую разобраться. Может, фильм уже умудрился устареть, либо устарел я и приобрел с возрастом другие вкусы. В предыдущей статье о «Космической одиссее» Стэнли Кубрика я уже упоминал об устаревании кинофантастики, но здесь дело в идеях и технологиях, отчасти и в смыслах. Только не нужно думать, что если уж фильм попал в категорию НеЛюбимых, это значит, что он плохой. Он просто растерял свои краски.
Вернемся к сюжету, раз уж мы о нем заговорили: живет себе такой рубаха-парень в лице Тома Круза, который в этот раз предстает в образе работяги Рэя, чья ловкость рук позволяет умело манипулировать краном в доках и водить шикарную тачку. Но тут бывшая жена Рэя оставляет у него детей от общего брака, а сама укатывает в Бостон к родителям. Сразу можно сказать, что Рэй – папаша низкого уровня: диалог с детьми не удается, старший сын замыкается и ссориться с отцом, а дочка устраивает истерики и обладает очень невротичным характером. И в этот неудачный момент начинается вторжение пришельцев на планету Земля. В асфальт бьют молнии, а потом и сами треножники вылезают из-под недр земли, испепеляя все вокруг себя. А главным героям предстоит длинный путь в Бостон, к жене (пусть и бывшей) и матери детей. Стандартная история преодоления и очищения нерадивого героя на фоне всемирной катастрофы.
Еще Спилбергу крайне удачно удалось передать атмосферу. В каких-то деталях, например, в падающих частях одежды (инопланетные захватчики просто распыляли людей лучом, что от них оставалась лишь одежда), проносящийся горящий поезд, разбитый самолет и декорации массовых разрушений, да и общее ощущение испуганной толпы, пытающейся спрятаться от катастрофы – все это выглядит очень здорово. Да и музыка легендарного Джона Уильямса добавляет накала. А уж операторская работа Януша Каминского и вовсе выше всяких похвал. Одна сцена проезда автомобиля с героями по шоссе, с «залетами» камеры прямо внутрь салона, многого стоит. Правда, сильно она впечатляла только в 2005-м. В этом всем «Война миров» Спилберга не потеряла своего шарма и на это всегда интересно посмотреть.
На самом деле, в «Войне миров» Спилберга больше плюсов, чем минусов, ведь это действительно зрелищный фильм. Что нужно для хорошего зрительского кино, как не звезда первой величины, тонны спецэффектов, юмор и пафос? Вроде бы больше и ничего, вечных смыслов такое кино не обязано нести. В этом «Война миров» справляется со своей задачей – обеспечить зрителя зрелищем на вечер.
Но это уже не мой любимый фильм. Я более не восхищаюсь им. Возможно, иногда некоторые впечатления лучше оставлять нетронутыми, ведь события были так ярки. Но, с другой стороны, это не слишком хороший показатель для фильма, если ощущения от него теряются со временем. Что ж, бывает и такое – и грустно, и показательно, но такова жизнь. Интересно, какие еще сюрпризы принесет мне мой же собственный список любимого кино…
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: