Все новости
КИНОМАН
30 Сентября 2021, 17:35

Любимое кино: Маменькины сынки (1953 г.)

Вот и подошел к концу наш цикл «Любимое кино». И закончить его я решил на светлой ноте.

Когда говоришь о Федерико Феллини, на ум сразу приходят самые известные его работы – «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд» и многие другие, но мало кто вспоминает его первую самостоятельную работу – фильм «Маменькины сынки», где маэстро вовсю явил самого себя, и сразу же получил за этот фильм Серебряного льва Венецианского кинофестиваля в 1953 году. При всем изобилии любимых фильмов у Феллини, я решил выбрать именно этот и по многим причинам. Первая: его как-то незаслуженно обходят вниманием, а многие даже и не знают, что он вообще существует. Лично для меня – это самое яркое впечатление предыдущего года, когда фильм выпустили на большом экране, к 100-летию Федерико Феллини. А вторая причина: потому что это действительно великое кино. Выйдя из кинотеатра, я это понял, и если вы не прикоснулись к этому фильму – самое время сделать это сейчас. Уверен, вы не останетесь равнодушными.

Небольшой городок в Италии, настоящее захолустье. И в этом городке живут пятеро неразлучных друзей – как они сами себя называют «Маменькины сынки», или при более правильном переводе «Телята», «Молодые бычки». Фаусто, Альберто,  Леопольдо, Рикардо и Моральдо прожигают свою жизнь в бесконечном веселье и ничегонеделании. Работы у них нет, да и они не хотят работать, но мечтают о том, как однажды они все отсюда уедут. Жизнь – это бесконечный карнавал, который обязательно заканчивается мусором, разрухой и похмельем, а решение уехать состоит в простом действии – взять билет и сесть на поезд, чтобы начать новую взрослую жизнь.

Феллини построил свой фильм из собственных воспоминаний, потому он очень личный и пронзительный, но автобиографичность только один из элементов картины.  Феллини уже начал спорить с итальянским неореализмом, выстраивая свои картины, гуляя глубоко внутри себя, заплетая сюжет на основе собственного опыта и модернизируя его в некий крепкий сплав из фантазии и воспоминаний.  Многие из героев фильма несут имена самих актеров, выделяются разве что Фаусто и Моральдо, чьи говорящие имена подсказывают действующих лиц в сюжете.

Фаусто – молодой повеса, который не прочь ухлестнуть за любой юбкой, но  боится ответственности. Самый старший из компании, а также их духовный лидер, оказывается очень легкомысленным человеком, которого не останавливает даже женитьба и рождение ребенка. Чувства бесконечной праздности берет свое, ведь зачем ограничивать себя, когда жизнь – как коробка конфет? С другой стороны – Моральдо – самый младший из компании, человек, который особо не выделяется, но он в какой-то степени представляет собой «мораль». Наиболее можно усмотреть в этом персонаже самого Феллини – эдакого всестороннего наблюдателя, который лишь изредка вступает в какие-то действия и именно он в конце оказывается тем, кто решится уехать из города, наставив перед этим Фаусто на путь истинный. Но Феллини проглядывает здесь отовсюду, в любом из персонажей есть что-то от самого режиссера.

Из компании выделяется также Леопольдо, который мнит себя первоклассным драматургом, а по сути, мало что из себя представляет. Другие персонажи как-то потерялись и не приобрели ощутимой сюжетной линий. Но это и не страшно, ведь у нас уже богатый выбор за кем следить в фильме. «Маменькины сынки» – это веселая и одновременная грустная история, проникнутая волной ностальгии, щемящего чувства перемен, наполненная чудесными звуками композитора Нино Роты. Это фильм, от которого становиться очень легко на душе. Светлый юмор и светлая грусть, и этот карнавал жизни, который, к сожалению, конечен, но пока он существует и есть силы веселиться – то веселись. «Сладкая жизнь» еще не наступила, но уже чувствуется ее поступь, неумолимо приближающаяся со своим безразличием и упадком величины личности.

«Маменькины сынки» прекрасно смотрятся и сейчас (проверено мной), отчасти поднимая темы, которые актуальны всегда, но при этом, не осуждая никого из героев, чтобы он не совершил. Так и Феллини несет нас по волнам своей памяти, делясь своими эмоциями, чувствами, историями. На словах сложно объяснить, почему «Маменькины сынки» – это великое кино. Может тем, как легко и свободно оно сделано, и как обволакивает зрителя приятными светлыми чувствами. Может, это как раз такой случай, когда объяснять ничего не нужно, нужно почувствовать это. Посмотрите «Маменькиных сынков» Федерико Феллини, если вы этого еще не сделали, и я надеюсь, вы ощутите тот наплыв эмоций где-то глубоко внутри себя, и возможно тоже скажете: «Да, это великое кино!»

Егор ОКУНЕВ

Читайте нас: