Все новости
ХРОНОМЕТР
19 Мая , 14:00

История на страницах уфимских газет: 1923 год. Часть третья

Из фондов книжной палаты

Мы продолжаем публиковать наиболее интересные материалы из старых газет. В 1923 году в стране, получившей новую юридическую вывеску СССР, начала налаживаться более или менее нормальная мирная жизнь. Последствия гражданской войны и гуманитарной катастрофы еще были видны на каждом шагу, но численность населения как в стране в целом, так и в Уфе вновь стала понемногу расти. Начиналась эпоха НЭПа — кратковременный период между двумя этапами революционного обновления российского общества. В 1923 году главным периодическим изданием в Башкирии являлась ежедневная газета «Власть труда», выходившая в Уфе.

_________________

газета «Власть труда» от 11 января.

«Судебный отдел».

Суд над убийцами епископа Симона В 1921 г. злоумышленниками был убит епископ Симон. Среди граждан г. Уфы циркулировали всевозможные слухи, что убийство политическое. Все эти сведения оказались ложными, преступники пойманы и преступление совершено с целью грабежа рецидивистами. 12 января дело это будет слушаться в областном суде и убийцы получат должное. По данному делу обвиняются Лазарев и Назаров.

_________________

газета «Власть труда» от 3 февраля.

Заметка «О памятнике губернатору Богдановичу»

Бывший Ушаковский парк давно уже называется садом Свободы. В этом парке близ собора был убит боевой организацией за расстрел Златоустовских рабочих Уфимский губернатор Богданович.

Название парка стало другим, но на этом месте казни беспощадного царского сатрапа до сих пор стоит нетронутой стильная каменная часовня.

В то время, как в Уфе есть дорогие революции могилы, которые уже сравниваются с землей (Егора Сазонова, братская могила расстрелянных на шихане над золотухой), в то время, как над некоторыми если и есть памятники, то жалкие из досок.

Эту часовню необходимо разобрать и кирпич употребить на памятники на могилы революции.

А на месте часовни необходимо поставить памятник, соответствующий историческому революционному акту.

Комментарий автора: Убийство губернатора Богдановича совершил в 1903 году эсер Егор Дулебов. Прах Егора Сазонова в 1917 году был перевезен из Горного Зерентуя в Уфу и торжественно захоронен на Сергиевском кладбище. Под шиханом над золотухой подразумевается гора с небольшим обрывом между Старой Уфой и нынешним микрорайоном «Южный»

 ________________

 

газета «Власть труда» от 14 февраля. Раздел «По Башкирии».

Землей торгуют

В Бромской волости Уфимского кантона до сего времени происходит продажа земли под разными предлогами. Вот примеры. Гражданин Бромской волости Гагин Николай продал гр-ну той же волости Замякину Осипу дом, два погреба (ямы), колодец и лес. Как ухитрился продать Гагин колодец и погреба, ведь их на другое место не увезешь. Гражданин села Ново-Троицкое Карпов, проживающий нынче в Уфе, где он занимается торговлей, продал засеянный (конечно не своими руками) участок под предлогом продажи посева. Гражданин Зайцев продал участок в 15 десятин да еще с лесом государственного значения. И приведенные случаи не единичные.

Не мешало бы, кому следует, обратить на это внимание.

Очевидец.

Комментарий автора. Бромская волость существовала с 1918 по 1923 гг. на территории нынешнего Иглинского района РБ.

__________________ 

 

газета «Власть труда» от 23 февраля. Раздел «По Башкирии».

В волостях Месягутовского кантона

В конце января месяца мне пришлось проезжать по волостям кантона. Приехав в Юлинскую волость, я заметил, что население порядком увлекается самогонкой и мало обращает внимания на некоторые вещи, которые по существу далеко не должны быть безразличны для самого населения волости.

Дело в том, что в Юлинской волости в деревне Сырцы есть женский монастырь, при нем районный детдом. В монастыре 120 человек монашек, которые живут, как «сыр в масле катаются». Эти самые монахини воспитывают детей находящегося там детдома. Воспитывают в страхе божием, по всем правилам искусства.

Монахини пользуются полным уважением местных властей, на что имеется доказательство: завдетдомом заключил в 1922 г. с крестьянами деревни Сырцы договор на обсеменение 100 десятин земли для детдома. Кантземуправление на просьбу заведующего об отпуске семян на 100 десятин разрешило только на 6 десятин. С подобной же просьбой обращаются «божьи люди» — монахини, им отпускается 300 пудов семян.

А какое хорошее место сам по себе этот монастырь! Для детского дома по своему устройству он вполне подходит. Там можно было бы открыть образцовую детскую колонию, так как около монастыря имеется 200 десятин свободной земли! Открыть — организовать, но только без участия «божьих людей», которые калечат наших детей, портят будущее молодое поколение. Желательно, чтобы были приняты скорые меры к устранению такого явления.

Ф. Ульмасов

__________________ 

 

газета «Власть труда» от 7 марта. Раздел «По Башкирии».

Несознательные карповцы

В Нагаевской волости Уфимского кантона есть деревня Карпово, кругом окруженная лесом бывшего помещика Видинеева. К ней присоединился после октябрьской революции и поселок Березовая роща, где живут по преимуществу рабочие.

Среди карповцев испокон веку царит темнота и невежество. Даже октябрьская революция не прояснила карповцев и не направила их на светлую дорогу.

В самой деревне Карпово стоит бывший барский видинеевский дом с роскошнейшей отделкой и прекрасным акациевым садом. Дом приведен в полную негодность и гниет без всякой пользы.

Карповцы же никак не надоумят обратить этот барский дом, подарок революции, под новую трудовую советскую школу, чтобы хоть своих ребятишек обучить грамоте, уму-разуму. Соседней же школы вокруг карповцев ближе 6-7 верст никак не найдешь. Волисполком! Подтолкни недогадливых карповцев, пусть они используют барский дом для школы, которая им так необходима.

Комментарий автора. В наше время Карпово находится в черте города Уфы.

 ____________________

газета «Власть труда» от 30 марта. Раздел «Местная жизнь».

Результаты переписи населения г. Уфы

Перепись населения г. Уфы, приуроченная к 15 марта 1923 года, закончена. Результаты ее таковы: всего наличного гражданского населения (без воинских частей) оказалось 84096 человек, из которых 38920 мужчин и 45176 женщин. Против 1920 года население сократилось на 8670 человек или на 9,4%. Излишне пояснять, что основной причиной убыли населения является голод и его последствия. За период с июля 1921 года по июль 1922 года в Уфе по данным загса родилось 2810 человек, а умерло 6975, что дает естественную или вернее противоестественную убыль в 4165 человек, остальное сокращение можно смело отнести на счет выселения под влиянием того же голода. Не будь голода, население в силу только одного естественного прироста должно было бы увеличиться за 21-22 года на 3 тысячи человек, а вместо того, мы имеем сокращение на 9 тысяч.

За время войны и революции население Уфы изменялось в таком направлении: в 1913 году было 97209 человек, в 1920 году — 92766 и в 1923 г. — 84096 человек. Насколько велико запустение города за указанный период, можно видеть из следующего расчета: при среднем довоенном приросте населения города (естественный + механический) в 5,6%, население выразилось бы к 1920 году в 135 тысяч человек, а в 1923 году — в 159 тысяч человек, что дает для 20 года недостаток действительной численности в 42000 душ и для 23 года — в 75000 душ.

Если обратиться к изменению численности населения по отдельным частям города, то окажется, что характер этих изменений далеко не одинаков: население окраин сократилось, а население центра значительно возросло.

Что касается соотношения полов, то здесь констатируется более благоприятное положение, чем в 1920 году: именно в 1923 году на 100 мужчин приходилось 116 женщин против 120 в 1920 году, тенденция к нормальному соотношению на лицо, но все же положение далеко не нормально: в 1913 году на 100 мужчин приходилось всего лишь 97 женщин.

Комментарий автора. Здесь не говорится о том, что в 1917 году в Уфе проживало 112 тысяч человек (этот показатель был вновь достигнут в 1928). Кстати, уже в ноябре 1923 года население Уфы превысило 85 тыс. чел.

______________________________

газета «Власть труда» от 5 апреля. Раздел «По Башкирии».

Волостная власть спит, самогон процветает

Самогон в Иглинской волости процветает. Сами иглинцы и ближайшие к Иглино хуторяне занимаются изготовлением самогонки постоянно, находя сбыт для нее на вокзале и в местах сборищ разного проходящего люда. Есть в Иглино волисполком и 3-й район милиции, но председатель волисполкома снисходительно относится к самогонщикам, а начальник милиции тоже за несколько лет уже обжился в Иглино до сватовства и кумовства с ними и также снисходительно относится к самогонщикам.

Не мешало бы расшевелить местную власть и приняться за должную борьбу с самогонным злом.

Оный

__________________________

газета «Власть труда» от 17 июня.

Всероссийский съезд мусульманского духовенства в Уфе

Уфа является резиденцией центрального духовного управления мусульманского духовенства. Это управление созвало на 10 июня очередной съезд, который в назначенный срок открылся. Всего из разных концов СССР съехалось 226 делегатов. На повестке съезда длинный ряд специальных религиозных вопросов, причем наиболее важным для мусульманского духовенства является вопрос о признании нового духовного главы, Халифа Абдул Мажита, избранного национальным собранием Турции взамен продавшегося Антанте и бежавшего турецкого султана. Новый Халиф Абдул Мажит противник английского влияния и уже признан мусульманами Египта, Аравии, Алжира. В СССР мусдуховенство также на стороне нового Халифа. Таков вывод из напечатанного вчера обращения центрального духовного управления ко всем мусульманам мира, где выражен яркий протест против английской ноты и нападок на Советскую Россию.

Происходящему съезду предстоит оформить своим постановлением признание нового Халифа.

На первом заседании под бурные аплодисменты всего съезда были единогласно приняты приветственные телеграммы тт. Ленину, Калинину, Сталину и Чичерину. В телеграмме, адресованной т. Чичерину, съезд выразил также свое возмущение по поводу зверского убийства т. Воровского, защищавшего интересы угнетенных народов Востока, наемниками Антанты — фашистами.

На съезде многократно подчеркивались заслуги советской власти в деле устранения многовекового гнета мусульманского населения, а также то, что мус. духовенство только при соввласти имеет возможность совершенно свободно разрешать все свои религиозные дела.

Комментарий автора. С начала XVI века по 1922 год халифами являлись турецкие султаны из династии Османов. В 1923 Турция была провозглашена республикой. Халифат, как социально-религиозный институт был упразднен в следующем, 1924 году.

 

газета «Истоки» № 5 (877) от 5 февраля 2014 года

Автор:Подготовил Александр БАРАНОВСКИЙ
Читайте нас: