Все новости
ХРОНОМЕТР
20 Февраля 2022, 17:55

История на страницах уфимских газет: 1924 год

Из фондов книжной палаты

«Власть труда» от 1 января. Раздел «По Башкирии». Подтяните сельсовет

Башнаркомземом дано разрешение об отпуске по 5 сажен лесу сгоревшим крестьянам для постройки домов, а председатель Чишминского сельсовета Мансур Рахманкулов, сын муллы, пользуясь темнотой крестьян, при выдаче удостоверения о сгоревшем с каждого крестьянина брал по одному бревну.

Кому следует, загляните в сельсовет, крестьяне ждут помощи.

Не должно быть место сыновьям мулл в сельсоветах.

 

«Власть труда» от 13 января. Раздел «Местная жизнь». У наших эсперантистов

На днях на съезде шкрабов Уфим. ж-д участка был сделан доклад о международном языке эсперанто и о значении его в классовой борьбе пролетариата всех наций при условии максимального его использования как орудия пропаганды и агитации коммунистических идей.

Съезд единогласно постановил организовать секцию эсперантистов при учкоме рабпроса и курсы по изучению эсперанто. Из ста участников съезда уже записалось в секцию 58 человек, запись продолжается.

Комментарий автора. Шкрабы – школьные работники

 

«Власть труда» от 15 января. Раздел «По Башкирии»

Переименование деревни

Село Николо-Березовка Бирского кантона постановлением президиума БашЦИКа переименовано в Красно-Камск.

Так должно быть и со всеми населенными пунктами, носящими помещичьи и «божественные» названия.

Комментарий автора. В 1926 году село вновь фигурирует как Николо-Березовка, а название Красно-Камск перешло к району, который по сей день называется Краснокамским. Следует сказать, что большинство ныне существующих населенных пунктов Башкирии все-таки пронесли свои традиционные названия через весь советский период.

Чишминский милиционер не отстал

Гражданин Левшенко, милиционер Чишминской волмилиции , приехал к брату в Шингак-Куль в гости на праздник.

Брат не ожидал приезда и не приготовил самогона. Но «добродушный» милиционер не упал духом: облачившись в военные доспехи отправился в соседнюю деревню Ебалаклы и отобрал там два ведра самогона на гулянку.

А ведь влетит, чай и ему по загривку за эти делишки?

 «Власть труда» от 28 января. Заметка «В доме имени умершего вождя»

Два часа. Вся рабочая Уфа спешит на Ивановскую площадь. Унылые лица, траур знамен, нашивок, бантиков напоминают о важности случившегося. Вот тысячная толпа около дома имени т. Ленина. А над ней в волнах холодного воздуха реют знамена, плакаты. Еще час ожидать.

Все направляются в зал дома Ленина. Стоя за столом, покрытым красной материей, секретарь 2-го горрайкома РКП (б) читает газету о жизни и революционной деятельности Владимира Ильича, каждое прочитанное и разъясненное слово все более и более увеличивает уныние аудитории. Даже «божьи» старушки, случайно попавшие сюда – и те давно уже «хнычут». Должно быть и их, покрытые церковной «плесенью» души сознают величие горя, постигшего пролетариат союза ССР.

К. ТИШКИН

 

«Власть труда» от 7 февраля. Раздел «Местная жизнь». У местных шахматистов

В конце января окончился т.н. предварительный шахматный турнир в шахматном кружке при Башнаркомземе. В турнире участвовало 8 человек: Андреев, Воскресенский, Ломовцев, Напольский, Петров, Рамеев, Соловьев и Яковлев. На первом месте оказался В.М. Андреев, выигравший из 14 – 12 ½ партий, второе место завоевал Ф.А. Петров, выигравший 11 партий, третье – досталось В.С. Ломовцеву с результатом + 10 ½ .

Шахматный турнир, а также сеанс одновременных партий, данных доктором В.Н. Крыжановским, вызвал большое оживление среди шахматистов города Уфы. Все лучшие силы шахматистов во главе с ветеранами шахматной игры Крыжановским, Алявдиным и Геллертовым влились в наркомземский кружок, составив ядро любителей шахматной игры высокой квалификации.

Впрочем, в кружок принимаются также любители средней силы, и даже начинающие играть. Наркомземцы с товарищеским приветом рады принять в свою среду всех, кто желает испробовать свои силы. При кружке завязывается и игра в шашки. Президиум кружка связался с советом физкультуры при БашЦИКе, откуда получил для его членов шахматную литературу в виде шахматных журналов, руководств, брошюр и т.п.

Шахматная игра происходит 3 раза в неделю по воскресеньям, средам и пятницам с 6 часов вечера.

 

«Власть труда» от 16 февраля. Рубрика «Что нам пишет деревня». По Стерлитамакскому кантону

Против многоженства (Д. Аллагуват)

Собрание женщин в числе 197 человек приняло резолюцию против многоженства и решило с этим рабским и унизительным обычаем вести борьбу.

 

«Власть труда» от 29 марта. Раздел «По Башкирии». Белебеевский кантон

Заключенные – заключенным

Заключенные Белебеевского трудового исправительного дома в количестве 268 человек, заслушав доклад о Парижской Коммуне и признавая важность помощи революционерам Запада и Востока, томящимся по тюрьмам капитала за дело, начатое коммуной, постановили поставить платный спектакль, сбор с которого передать в фонд помощи политическим заключенным Запада.

Комментарий автора. К 1924 году в СССР было минимальное количество заключенных за всю историю – 80 тысяч человек (в два раза меньше, чем в царской России за 10 лет до этого).

 

«Власть труда» от 3 апреля. Раздел «Местная жизнь»

Что представляет из себя г. Уфа

Всего в настоящее время в Уфе по данным главкомхоза имеется 9236 домов, из них 1384 дома коммунальных; домовладений в Уфе 8197, коммунальных из них 817.

Жилая площадь Уфы равняется 2439453 квадратных сажен, из них на долю коммунальных домов приходится 37312 кв. сажен.

Комментарий автора. В 1913 году в Уфе было 6863 домовладений, около 10 тысяч домов, 19 тысяч квартир. В современной Уфе насчитывается примерно 35 тысяч домов, 350 тысяч квартир и 22 млн. квадратных метров жилой площади.

 

«Власть труда» от 7 апреля. Раздел «По Башкирии». Белебеевский кантон

Дело из-за земли (Резяповская волость)

В 1914 г. кулаки с. Юмашево арендовали на вечное владение душевые наделы у бедняков д. Старо-Байгильдино. Со дня революции эта земля перешла опять в ведение бедняков. Арендаторы не протестовали. Но вот теперь Юмашевское общество решило воспользоваться старыми документами на землю и, ссылаясь на статьи 119 и 141 земельного кодекса, требует от Старо-Байгильдинского общества возвращения по старым документам 68 десятин и еще, согласно указанных статей, 282 десятины, всего 350 десятин земли. Теперь идет спор. Это дело требует земельного суда.

М. Асанбаев

Комментарий автора. В селе Юмашево проживали преимущественно чуваши, а в деревне Старо-Байгильдино – марийцы. В наше время Юмашево находится в Чекмагушевском районе РБ, а марийской деревни нет.

«Власть труда» от 10 апреля. Раздел «По Башкирии». По Уфимскому кантону

Кулак в сельсовете (Федоровская волость)

Поляновский сельсовет объединяет 5 обществ. Председателем сельсовета избран крестьянин-кулак деревни Глумилино С.К. Чикуров.

Чикуров имеет более 50 десятин земли, тогда как в той же деревне Глумилино имеются крестьяне на 5 и 3 десятинах и есть совершенно безземельные, но говорить о поравнении земли не приходится. Такого «безобразия» предсельсовета Чикуров не допустит. Разве он позволит отобрать свою землю, которую он нажил на горбу других. Беднота ужасно боится Чикурова и его приспешников, тем более, что на этой почве в 1920 году произошел такой случай: бедный крестьянин (коммунист, отец красноармейцев) С.М. Кокорин вел за собой бедноту, старался переделить землю, отобрать излишки у кулаков, за что был неизвестно кем застрелен в окно за ужином.  Со смертью Кокорина притихла беднота и ни слова о переделе, а «Чикуровщина» до сих пор торжествует по-прежнему и даже в сельсовет пролезла

СЕЛЬКОР

Комментарий автора. Речь идет о населенном пункте, известном ныне как село Бедеева Поляна Благовещенского района РБ. Бедеева Поляна была образована в 1930-е годы в результате слияния села Поляна и деревень Глумилино и Гудино.

 

«Власть труда» от 15 апреля. Раздел «По Башкирии». Белебеевский кантон

Ученый жулик (Д. Буздяк)

Плохо стал народ верить в попов и богов. Плохие стали и поповские доходы. Чтобы как нибудь удержать народ в вере и совсем не потерять доходов, ученый мусульманский богослов Зия решил сотворить окрошку из религии и науки и преподнести это верующим.

Все же, мол, новое кушанье свежее.

Этот богослов проводил в Буздяке курсы для мулл. Религию он строит на «научных основах», беря за «основу» Коран. Он говорит, что человек произошел путем постепенного развития и что предки человека были хвостатыми животными, но доказывает он это не по Дарвину, а по…Корану (?).

Зия отрицает сверхъестественные явления, но книгу Коран он считает «чудом».

Богослов готов даже «унизить» достоинство Магомета, чтобы только состряпать свою окрошку.

Он уже не считает пророка Магомета единственным пророком в мире. Он ставит его в один ряд со смертными учеными: Архимедом, Коперником, Дарвином, Марксом и Лениным.

Все это ничто иное, как жульнические проделки богослова Зия, который хочет спасти умирающую религию, перемешивая ее с наукой. Но наука такого смешения не терпит. Она нанесла смертельный удар религии и религия, как бы Зия не старался ее «омолодить», должна умереть. Это относится ко всем религиям и к Зиям всех вероисповеданий.

Окончание следует...

Автор:Александр БАРАНОВСКИЙ
Читайте нас: