В наше время у большинства уфимцев Тимашево вызывает не самые позитивные ассоциации, так как рядом находится Северное кладбище Уфы. Фраза «переехать в Тимашево» имеет как минимум два смысла. А про помещиков Тимашевых сейчас никто и не вспоминает, ну кроме историков и краеведов, конечно.
Деревня появилась в первой четверти XIX века. До революции имела три названия — Тимашево, Сергиевка и Белоусово. Накануне отмены крепостного права принадлежала помещице Е. Е. Тимашевой. По последней ревизии насчитывалось 129 душ мужского пола. В 1870 году было 46 дворов и 292 жителя, в 1895 — 55 дворов и 365 человек. Крестьяне Тимашево образовывали одноименное сельское общество, в состав которого входила также деревня Аничково.
Перепись 1912–1913 гг. зафиксировала 64 хозяйства и 431 крестьян, все имели надельную землю общей площадью 457 десятин. Среди жителей Тимашево были Ивановы, Петровы, Никитины, Денисовы, Кузьмины, Елисеевы, Инкундиновы, Мироновы, Афанасьевы, Павловы, Александровы, Митрофановы, Дмитриевы, Трифоновы, Алексеевы, Платоновы, Константиновы, Евдокимовы, Лаврентьевы, а также Горячевы, Мельниковы, Смирновы, Пушковы, Столяровы, Красильниковы, Визгалевы, Шестернины и другие. Кроме того, несколько семей носило фамилию Белоусовы.
На западной окраине Черниковки, в районе стадиона «Нефтяник» и Северного автовокзала до сих пор сохранилась частная застройка. Это остатки деревни Дежнево. Рядом течет Белая, образуя «естественную границу» нашего города.
Маргарита Агеева предполагает, что история этой деревни восходит к стрельцу Артемию Андреевичу Дежневу, имя которого упоминается в документах 1634 года. Достоверные сведения о данном населенном пункте появляются только в первой половине XIX века. Дежнево (Дежневка) была помещичьей деревней, последняя ревизия зафиксировала там 74 души мужского пола. После 1861 года бывшие крепостные крестьяне образовали Дежневское сельское общество, в конце XIX века в его состав вошел хутор Бонье (в двух верстах к северу от Дежнево). В 1870 году в деревне было 29 дворов и 178 жителей, в 1895 — 44 двора и 284 человека. В 1912 году все крестьяне Дежневки (54 домохозяйства и 354 человека) имели надельную землю общей площадью 626 десятин.
Перепись 1917 года зафиксировала 60 русских семей (371 человек) и 4 семьи белорусских беженцев (21 человек). Самыми распространенными фамилиями были Соколов и Сухарев. В 1926 году кроме русских крестьян, в деревне проживал поляк Владислав Аксючиц.
В 1877 году крестьяне-переселенцы из Вятской губернии на земле, купленной у помещика Березовского, чуть севернее Дежневки, основали Воробьевкий починок. Название происходит от фамилии первопоселенцев. В 1895 году деревня Воробьевка (Березовка) состояла из 8 дворов, в которых проживало 58 крестьян. Перепись 1912–1913 гг. зафиксировала 13 хозяйств и 116 человек. Не менее половины крестьян носило фамилию Воробьев, также были Бусыгины, Романовы, Решетниковы, Оточины.
В середине ХХ века поселок Воробьевка был преобразован в улицу Войкова.
В наше время Максимовка является одним из медвежьих углов Уфы. Даже жители Черниковки нечасто туда наведываются. Оказавшись в Максимовке, можно подумать, что это отдельный поселок, а не составная часть большого города. Там нет многоэтажной застройки, да и черниковские кварталы расположены достаточно далеко. Максимовка находится по ту сторону Курочкиной горы, у длинного дугообразного озера. Несмотря на свою обособленность и удаленность от основного жилого массива Черниковки, Максимовка уже давно входит в состав города — в 1936 году она оказалась в Сталинском районе Уфы, который в конце 1944 года был преобразован в отдельный город Черниковск. С 1956 г. Максимовка входит в Калининский район Уфы.
Представляет интерес и динамика населения Максимовки. В 1870 году там был 81 двор и 463 жителя, в 1895 — 119 дворов и 702 человека. В конце XIX — начале ХХ вв. Максимовка по числу жителей даже немного превосходила село Богородское.
В 1912 году в Максимовке насчитывалось 120 дворов (из них 5 безземельных), в которых проживало 727 крестьян. В распоряжении максимовских крестьян было 597 десятин надельной земли, кроме того, 85 домохозяев владели еще и купчей землей общей площадью в 769 десятин. Около половины жителей Максимовки в начале ХХ века носило фамилию Кочкин, много было также Сурначевых и Горшуновых. Еще в деревне проживали Шишкины, Калинины, Кудряшевы, Колесниковы, Кобелевы, Сухаревы, Сидневы, Авдеевы и другие. Кочкины и Сурначевы проживали в Максимовке с самого начала, получается, что у дворцовых крестьян фамилии были уже в XVII веке. В течение ХХ века процент Кочкиных среди жителей Максимовки неуклонно понижался, но носителей этой фамилии можно встретить и в наши дни. Из старост Максимовского сельского общества больше других в историю вошел Никита Исаевич Горшунов. В 1910–1911 гг. во многом по его инициативе в деревне было построено новое здание школы. Также в строительстве школы принимал участие фельдшер Ефим Федорович Кочкин.
В 1870-е гг. рядом с Максимовкой возник Сосновский починок. В начале ХХ века его жители образовывали самостоятельное Сосновское сельское общество, перепись 1912–1913 гг. отнесла крестьян починка в категорию переселенцев-собственников (13 хозяйств, 95 человек). Жители Сосновского починка (деревни Сосновки) носили фамилии Кислицын, Лучинин, Видякин, Степанов и опять же Кочкин. По-видимому, среди переселенцев были выходцы из соседней Максимовки.
В середине ХХ века Ураково и Сосновка окончательно слились с Максимовкой в единое целое, однако улица Сосновская, самая длинная в Максимовке, напоминает о существовании в прошлом отдельной деревни Сосновка.
С начала 1923 года в АБССР происходило укрупнение волостей. Территория Богородской волости вошла в состав вновь созданной Степановской волости. А можно сказать и по-другому — волость возвратилась к тем пространственным очертаниям, что были до 1909 года, только ВИК (волостной исполнительный комитет) переехал в Степановку.
В ноябре того же 1923 года свежеиспеченную Степановскую волость чуть было не переименовали в волость имени Карла Маркса, но БашЦИК все же не утвердил решение Уфимского кантисполкома. А то забавно бы звучало: «село Богородское волости имени Карла Маркса». Однако продолжил свое существование Богородский сельсовет — тоже «неплохо» звучит.
К 1925 году в состав Степановской волости входили следующие сельсоветы: Глумилинский, Богородский, Максимовский, Степановский, Вотикеевский, Старо-Александровский, Старо-Турбаслинский, Черкасский, Чуварез-Тромпеттский, Верхне-Изякский, Нижне-Изякский. Четыре из них (Глумилинский, Богородский, Максимовский, Степановский) занимали пространство Богородской волости образца 1914 года.
По трем сельсоветам имеет смысл дать более подробную информацию, согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 года.
Богородский сельсовет:
Максимовский сельсовет:
Степановский сельсовет:
В 1930 году в Башкирии была проведена административно-территориальная реформа, в ходе которой упразднялись кантоны и волости, а вместо них вводились районы. Почти вся территория Степановской волости отошла к Уфимскому району.
В конце 1931 года был образован Черниковский поселковый совет, куда вошла территория Богородского, Максимовского и Степановского сельсоветов. Впрочем, небольшая часть Степановского сельсовета, включая Степановку и Тимашево, сохранялась в составе Уфимского района БАССР до 1957 года. В 1957 году Степановка и Тимашево были включены в состав Орджоникидзевского района города Уфы.
газета «Истоки» / Статья от 14.05.2020 г.