Я родился и вырос в Черниковке. На неофициальном уровне Черниковкой называют большой жилой массив на севере Уфы, а в более широком смысле — значительную часть территории нашего города, включая микрорайон Инорс и обширную промышленную зону, то есть практически весь уфимский север. Административно Черниковка входит в состав Калининского и Орджоникидзевского районов.
Начнем с Богородской волости. Появилась она в 1860-е годы, то есть в то время, когда во всей России в ходе Великих реформ Александра II была введена система унифицированных административно-территориальных волостей.
Находилась эта волость к северу от тогдашнего губернского города Уфы, а реки Белая и Уфимка являлись «естественными границами» волости с запада и востока. В конце 1880-х гг. через Богородскую волость была проложена Самаро-Златоустовская железная дорога. В течение долгого времени Богородская волость простиралась достаточно далеко на север, захватывая южные окраины нынешнего Благовещенского района РБ (деревни Верхний и Нижний Изяк, Новые Турбаслы).
В 1909 году из частей Благовещенской и Богородской волостей была образована Турушлинская волость. Из Богородской волости в новую волость были перечислены три населенных пункта. А в 1913 году территория Богородской волости сократилась гораздо сильнее — из ее северной части была образована Романовская волость (о последней можно прочитать в № 31 (851) от 7 августа 2013 г.). Таким образом, в последние годы своего существования Богородская волость охватывала сравнительно небольшое пространство, ныне полностью входящее в состав Уфы. В 1914 году в Богородской волости проживало примерно шесть с половиной тысяч человек, тогда же насчитывалось около тридцати населенных пунктов (не считая северных пригородов Уфы, а также помещичьих имений, хуторов и прочих отдельных хозяйств) и 15 сельских обществ. Интересно, что из всех сельских старост только два были грамотными — Романов из Воробьевки и Андреев из Гладышево.
Из адрес-календарей Уфимской губернии мне удалось узнать имена нескольких волостных старшин Богородской волости. Так, в 1911 году старшиной был Николай Алексеевич Антипов, в 1912 его сменил Николай Михайлович Рындин, а в 1913–1916 гг. этот пост занимал Николай Дмитриевич Шерабакин. Последним волостным старшиной при царском режиме был Николай Васильевич Ерилин.
Еще в школьные годы я узнал, что на месте нынешнего микрорайона Инорс до революции было село Богородское. В 1992 году даже одну из улиц назвали Сельской Богородской. На территории восстановленного храма можно прочитать краткую историю села и самого храма.
В самом начале семнадцатого века (для образованных людей тогдашней Руси шло семьдесят второе столетие от сотворения мира) появилась Новая слобода. Одним из первых поселенцев был крещеный татарин Иван Кадомец, поэтому данный населенный пункт также стали называть Кадомцево. Некоторое время спустя, а именно в 1622 году, была построена церковь — с этого момента и на протяжении трех веков село имело двойное название. До крестьянской реформы 1860-х гг. в селе проживали удельные крестьяне, подчиняясь Дуванейскому волостному управлению, затем Богородское стало административным центром одноименной волости, а крестьяне села образовали одноименное сельское общество.
Из Уфы в село Богородское регулярно проводился крестный ход. Современное каменное здание Богородской церкви (вначале была деревянная церковь) было построено в 1873–1881 гг. Одно время в селе Богородском было сразу две церкви — Богородская и Ильинская (последняя сгорела в 1873 году, после чего на ее месте возвели одноименную часовню). Надо сказать, что церковь и часовня были единственными каменными зданиями в селе. Церковный приход села Богородского на рубеже XIX–XX вв. состоял из 22 населенных пунктов, в то время как большинство православных приходов в сельской местности включало не более 10 селений. После 1913 года Богородское осталось единственным селом в Богородской волости — получается, что с этого момента территория церковного прихода и волости почти совпадали.
Теперь о динамике населения. По последней ревизии 1858 года в селе числилось 214 душ мужского пола. В 1870 году было 76 дворов и 503 человека, в 1895 — 106 дворов и 580 человек обоего пола. Подворная перепись крестьянских хозяйств 1912–1913 гг. зафиксировала 117 домохозяйств (из них 3 безземельных) и 708 крестьян. На самом деле всех жителей села было чуть больше — не все принадлежали к крестьянскому сословию. Крестьяне села Богородского имели 912 десятин надельной земли, а 108 домохозяев также владели купчей землей (454 дес.). Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 года зафиксировала в Богородском 126 русских семей (752 чел.) и 18 семей украинских беженцев (89 чел.).
Самыми распространенными фамилиями в селе были Кадомцев, Кобелев, Пермяков, Осинцев, Рындин, Чернов. Также встречались фамилии Дулясов, Шерабакин, Савичев, Медведев, Атаев, Коротков, Жилкин, Стахов, Степанов, Стрельников, Соколов, Кислицын, Фрукалов, Лузин и другие. Бросается в глаза то обстоятельство, что у подавляющего большинства жителей Богородского фамилии происходят не от имен.
В конце 1931 года село Богородское было переименовано в Моторное и стало административным центром Черниковского поселкового совета, но это уже другая история.
От этой небольшой деревни в наше время не осталось ни малейшего следа, но именно она дала название очень большому району Уфы. Деревня, ставшая легендой! Достоверных данных о ней не так много, как хотелось бы. Название происходит от фамилии Черников. Вообще-то, фамилия дворян, владевших землей и деревней, была Черников-Анучин и деревня до ХХ века обозначалась как Черникова-Анучина, либо Черникова (Анучина). История дворянского рода уходит в эпоху зарождения Уфы. Известно, что в начале семнадцатого века Черниковы (или Черниковы-Онучины) уже получили земельные владения на территории нынешней Черниковке, а вот деревня…
Первый список населенных пунктов Уфимской губернии был напечатан в 1877 году, но сведения в списке относятся к 1870 году. Во всех дореволюционных источниках Черниковка отмечена, как деревня бывших помещичьих крестьян, также указано количество ревизских душ (22), а это значит, что деревня совершенно точно существовала к 1858 году. В ЦИА РБ в фонде Уфимского губернского по крестьянским делам присутствия хранится уставная грамота деревни Черниково-Анучино наследников И.В. Черникова-Анучина. В 1895 году в деревне насчитывалось все еще 12 дворов, но количество жителей возросло до 76. По-видимому, за четверть века не произошло ни одного семейного раздела, несмотря на рост населения. Крестьяне Черниковки образовывали одноименное сельское общество.
Перепись 1912–1913 гг. зафиксировала в деревне 17 домохозяйств (в том числе одно безземельное) и 98 жителей. Черниковские крестьяне имели 102 десятины надельной земли, кроме того — 6 семей (из них 5 образовывали земельное товарищество) имели еще и купчую землю общей площадью в 133 десятины. Перепись 1917 года зафиксировала те же 17 домохозяйств, а число жителей за 5 лет увеличилось только на одного человека. Это что касается коренных жителей. Кроме них в 1917 году было еще 9 семей белорусских беженцев (54 человека). В 1926 году в деревне Черниковка проживало 5 семей Чугуновых, 4 семьи Егоровых, 3 Ивановых, 2 Пушковых, 2 Артемьевых, а еще Павловы, Игнатьевы (по одной семье), один человек по фамилии Гаврилов. Еще шесть семей не занимались сельским хозяйством, скорее всего они были пришлыми.
Вероятно, что уже в семнадцатом веке на земле Черниковых-Анучиных была какая-то деревня, где проживали крепостные крестьяне. Однако мы не можем сказать, когда на этих землях поселились предки Чугуновых, Ивановых, Пушковых, Егоровых. В середине XIX века они там жили точно, а вот в XVII–XVIII веках — под знаком вопроса. Не исключено, что в течение двух столетий появлялись и исчезали разные деревни с похожими названиями, а через какое-то время вновь происходило заселение земли Черниковых-Анучиных крепостными крестьянами.
В списке населенных пунктов 1870 года упомянут еще и хутор Черников (Анучин), состоящий из двух дворов, где проживало 9 человек. Находился этот хутор примерно там же, где и деревня.
Как же случилось, что небольшая деревня в ХХ веке дала название очень большому району Уфы? Черниковка была не единственной деревней на территории современного черниковского жилмассива, более того — она не была даже самой крупной. Все дело в том, что когда через территорию Богородской волости проложили железную дорогу, рядом с деревней Черниковка появилась станция с одноименным названием. Есть версия, что на названии станции настоял владелец земли Черников-Анучин, который к тому же был уездным предводителем дворянства в 1880-е гг. Кстати, среди частных землевладельцев Богородской волости в 1912–1913 гг. Черниковы-Анучины уже не фигурируют, интересно было бы выяснить, когда они перестали владеть землей.
Итак, в начале ХХ века на участке железной дороги, проходившем через Богородскую волость был разъезд Воронки и станция Черниковка. В 1917 году на станции Черниковка (в небольшом поселке, расположенном непосредственно при станции) проживало 23 семьи (122 человека). Перепись 1912–1913 гг. данного населенного пункта не зафиксировала, хотя другие аналогичные пристанционные поселения там отмечены. Одним вопросом больше. В 1926 году на станции Черниковка зафиксировано 25 домохозяйств, из них только два крестьянского типа — Кузьмы Чугунова (судя по фамилии — из коренных жителей деревни Черниковка) и Екатерины Затеевой. Кроме того, на станции проживал тогда один эстонец, также интерес представляет некий Степан Хрипунов — в 1930-е гг. недалеко от станции появляется поселок Хрипуновка, вряд ли это случайное совпадение.
Продолжение следует...
газета «Истоки» / Статья от 10.05.2020 г.