1) Природные явления и события кубаира происходили, видимо, по большей части, в плейстоцене, как минимум 12000 лет назад. Этой правде, конечно, еще нет места, когда превалирует мнение, что около 4000–4500 лет, потому что в свое время не принимали мнение С. Галлямова о 5000 лет.
2) Можно понять, насколько чужды с Большим «Урал-батыром» взгляды тех, кто называет лошадей с щучьей мордой «уткомордыми». В среде, где история башкирского народа освещается в таком ключе, наверное, останутся непонятыми взгляды тех, которые будут соглашаться с нашим объяснением, что Акбузат как щука жил в море (островах Уральского архипелага) и в связи с этим возникло сравнение тех лошадей с щуками.
3) Наши объяснения рисунков в пещере Шульганташ, несмотря на то, что являются совершенно простыми и жизненными, категорически отличаются от научного взгляда, то есть преимущественно от версии космогонического варианта. Поэтому и они будут осуждаемы со всех сторон (если, конечно, будут достойны внимания, потому что наши объяснения, прилепив ярлык «вульгарный фольклор», можно будет легко игнорировать, и ясно, что нельзя будет этому найти ответ).
4) Будет немало и тех, кто не станет соглашаться с нашими стараниями доказать, что ковчег, который спас племена Уральского архипелага от утопления, был обычным транспортным средством, наподобие повозки живших позже кочевых народов. Одна из причин: этот тезис будет аргументом в пользу того, что «Урал-батыр» возник в наших природных условиях, отдельно от южных мифов и от той их классической фантастической части о ковчеге пророка Ноя.
5) В этой маленькой книжке самые фантастические события в кубаире – возникновение Уральских гор из тел дивов, легенда о живом роднике, Акбузат, живший под водой, подстреленное солнце, превращение почвы могилы Урал-батыра в золото, дивы, сделавшие непригодной для питья воду, возникновение рек с помощью батыров и др. объясняется просто, без опоры на методы художественного мышления, с обыденной точки зрения. Поймут ли некоторые без ума влюбленные в «Урал-батыр» мастера фольклора нашего времени, не сочтут ли за упрощение содержания великой реликвии, сведение его к образцу естественных наук?! Как известно, любовь слепа и глуха…
6) Наконец, было бы ошибкой не учесть еще одну серьезную преграду на пути этих записей к официальной печати. Сущность этой деликатной, но серьезной проблемы вот в чем: наше объяснение секретов верхового льва Янбирде – вроде того, что мы похитили большой арбуз из сада, с которого кормятся специалисты палеонтологии, который не смогли поднять хозяева и угощаем читателей кубаира… Да, «вина» – в нас. Для оправдания можем сослаться на следующее: вместо него мы показали мамонта среди рисунков пещеры Шульганташ, которого начал поедать саблезубый тигр.
Исходя из мысли, что данным записям не будет места в печати по указанным причинам, мы решили самостоятельно издать эту книгу.
Сведения обо мне и других моих работах. Надежды на будущее
Я – уже достигший 80-летия «деревенский мальчик» (Кусяпкулово), выросший без отца. Среднее образование получил на башкирском языке в нынешней Гимназии № 2 имени А. Валиди (первый медалист), высшее – в Уфимском нефтяном институте (горный факультет). В результате исследований, которые пришлось проводить по некоторым вопросам, связанным с профессией (по большей части аналитическими и теоретическими методами) было издано довольно много научно-технических статей, были написаны аннотации к авторским свидетельствам и патентам. Некоторые мои творческие находки стали известны как новинки в мировом масштабе и сейчас используются в нефтегазодобывающей промышленности. Научной степени нет.
С большим «Урал-батыром» частично знаком около 70 лет. Прозвище «дилетант» будет мне уместно, потому что всю жизнь интересовался и ломал голову над задачами-загадками, которые вроде как лежат в стороне. Если я вспомню некоторые из них, имеющие отношение к истории, терпеливый читатель сможет представить, где стрекочет сорока вашего покорного слуги.
Чтобы прийти к выводам, которые мы сделали, наверное, достаточно будет знаний у большинства горных инженеров, которые успешно работают в своей области, применяя творческое мышление и обладают специфическими методами, которые применяют люди, которых коснулся «дух изобретательства». Только к этому требуется еще одно дополнительное условие – внимательно читающий каждое слово, предложение «Урал-батыра» технарь должен быть знаком с совершенно новыми и не очень новыми научными сведениями в области природы древнего Урала. А наше объяснение проблемы саблезубого тигра напоминает популярный старый анекдот: «Все знают, что так нельзя (или этого не бывает), но находится человек, который об этом не знал и делает изобретение (или научное открытие)». И ваш покорный слуга, «не зная» о том, что перед съеданием саблезубый тигр должен обязательно умертвить свою жертву, рассмотрели с разных сторон вопрос «а не поедал ли этот древний тигр больших животных, вроде мамонта, живьем?» и пришли к сообщенным выше ошеломляющим выводам. Их общее краткое объяснение очень простое: для хищника, который кормился охотой на очень крупных животных, поедание живьем своих гигантских жертв – с любой стороны было самым выгодным способом, потому что для хищника открылись широкие возможности получения большей пользы от своей добычи!
Еще одна, вторая опора, которая добавила нам смелости предложить эти записи читателю (если сказать точнее, интеллектуальной элите) такая: в мире иногда случаются такие дивные события, чтобы в них поверить, бывает достаточно один раз увидеть, а далее ни объяснять, ни доказывать не надо – все и так ясно (это не наша мысль). На наш взгляд, в этом подобии книги большинство из сделанных выводов как раз стоят рядом с такими истинами. Время само вынесет вердикт, верны они, или нет.
Надежда на будущее
Надежд много, здесь только некоторые.
Использованная литература и источники
* авторы и источники, на которых ссылаемся без указания конкретных трудов.
Ишимбай, 2003–2014 годы