Все новости
ХРОНОМЕТР
4 Февраля 2022, 15:00

“Урал-батыр” и Всемирный потоп. Часть четырнадцатая

Наши разъяснения загадочным геометрическим рисункам в пещере Шульганташ

 

  1. Это сачки-ловушки, которые применяли Янбирде и Янбика при ловле животных (мәҫкәү). Чтобы их поставить на звериную тропу или накинуть на животное, нужна была группа минимум из двух человек (и сейчас при забое крупного скота участвуют несколько человек). Поэтому родители Урала и Шульгена на охоту выходили муж и жена вдвоем.
  2. Каждая из линий фигур состояла из шнура, даже из крепкой веревки.
  3. В углах фигур, хотя бы в одном, был кольцевой узел, этот узел крепился скользящим по шнуру (веревке) и получался сачок-ловушка.
  4. Эта указанная петля могла скользить только в одном направлении, а обратно – нет. Из-за этого получалась ловушка, которая, затянувшись за ногу, шею животного, не ослабевала.
  5. Чтобы привести в такое положение фигуры из пещеры, видимо, использовалась тонкая рвущаяся вспомогательная нить. Причина в следующем: в лесистых местах, которые к зиме сбрасывают листья и остаются голыми, стволы мелких деревьев образуют явление, похожее на указанные геометрические фигуры: те деревца, которые плотно прямо растут, напоминают линии «внутри «трапеции», ветки со стволом образуют угол, сломаные и легшие на землю нижнюю линию этих фигур, а сломаные и повисшие на дереве – для «трапеции», «четырехугольника» – верхняя линия. Из-за этой схожести эти ловушки, даже сделанные из толстой веревки, и самый ловкий зверь не мог отличить от зарослей, а как приглушить запах, охотники наверняка знали.
  6. По нашему мнению, можно назвать и особенности таких ловушек, которые являются преимуществами. Например,

6.1. ловушка из веревки, шнура ловила животное, не травмируя тело. Те, что ловили за шею, можно было, привязав узел к шнуру, отрегулировать так, чтобы не не задушили и не нарушили кровообращения. Поэтому Янбирде и Янбика во многих случаях животное находили живьем, и забивали только при необходимости, так как не очень крупных могли довести до своего шалаша. А для этого дикое животное должны были вести за веревку два человека. Поэтому они были вынуждены на охоту ходить вместе (в большинстве случаев). Позже, когда было нужно, это животное, содержащееся на привязи или в полевом хлеву, пускали на мясо.

6.2. Меняя лишь размер этих называемых «геометрическими фигурами» устройств, с их помощью можно было успешно ловить очень много разных животных, птиц.

6.3. Ловушки, называемые «трапецией» и имеющие внутри вертикальные или косые линии, использовались, на наш взгляд, преимущественно для того, чтобы изловить зверя живьем. В этих внутренних веревках животное попадало и запутывалось, а веревки по периметру затягивали ловушку.

7. Живших на открытых местах, широких степях диких лошадей и огромных мамонтов ловили, видимо, за ноги (наверное, будет уместно вспомнить пословицу «Благородную птицу за ногу ловят»).

Ловушка, изображенная в предыдущей части текста на рисунке, ниже мамонтов, носорогов и лошади, видимо, была приспособлением, предназначенным для этого. Ее строили близко к земле, в наклоне, ближе к горизонтали, крепили более короткую «ручку» за что-нибудь, например, за чилигу, а длинная «ручка» слева (возможно, до 20 м) тянулась среди травы далеко. Если зверь попадал в эту ловушку одной ногой, то, из-за топтания на этом месте, он попадался и второй, и, возможно, остальными ногами и оказывался в положении стреноженной лошади. Охотники могли поймать ту «стреноженную» лошадь, мамонта за длинную «ручку» этой ловушки, не приближаясь к ним близко.

8. Ловушка, названная в литературе «лесенки», тоже, видимо, нашла широкое применение. Ее прятали среди растений и ловили наземных птиц (рябчик, куропатка, дрофа, гусь), зайца, лису, положив у берега, уток и других птиц.

9. Есть и рисунки, похожие на трехрожковые вилы (трезубец). По нашему мнению, это может быть копье, использовавшееся на охоте на очень крупных животных. Заостренную «рукоять» этих «вил» охотник направлял в грудь бросившегося на него животного (жеребец, носорог, мамонт, лось), развилины же упирал в землю. Из-за развилин это копье и в болотистую почву глубоко не входило. Поэтому, в «рукоять вил» за счет инерции крупный зверь сам и насаживался. Нельзя не сказать и о том, что эти приспособления приносили хорошую добычу. Они составляли основу способов хозяйствования працивилизации той эпохи, племена тех времен, видимо, могли ловить когда хотели, сколько хотели, кого хотели (конечно, это было связано и со временами года). Как подтверждение данной теории, можно сослаться на Л. Сабанеева. Он пишет, что используя волосяную ловушку, русские промышленники изловили подчистую всех рябчиков целых губерний и обозами возили в Москву и Петербург. Если считать рисунки в пещере частью кубаира «Урал-батыр», можно сделать, исходя из понятных, простых, жизненных взглядов, опираясь на описанную выше в кубаире «Урал-батыр» природу – условия тундры, постепенное подтопление мира и др. Если смотреть с этих позиций, то объяснения рисункам могут быть следующими.

Рисунок, состоящий из трех частей. Как кубаир «Урал-батыр», описывает историю народа Уральских гор.

 

Правая часть рисунков

 

Рисунок мамонта там означает и суровость климата, близкого к тундре. Расположение лошади выше всех означает, видимо, что они жили в далеких степях в возвышенностях. В этих открытых широтах с низкой травой лошади были редкой добычей для человека, так как они могли спастись бегством (это можно утверждать, исходя из того, что лошади нарисованы с двумя ногами, как бы глаза не могли уследить).

Мамонты жили близко от людей – на берегах рек с деревьями (где было укрытие, дрова для костра, небольшие животные, рыба в воде), потому что там была их главная пища – высокая трава, луга с мелкими деревьями. Мамонты и люди вели жесткую борьбу за место обитания (и, конечно, последние за мясо и шкуру первых!). (Это можно понять из рисунка, где разъяренный человек с оружием (?) в руках стоит перед мамонтом). Значение маленького мамонта внизу, возможно, двоякое: он расположен ниже человека, поэтому, является добычей охотника.

Эти события на Урале, скорее всего, относятся к тому времени, когда родители Янбирде жили где-то в стороне, где среди людей Смерть жила как хозяйка.

 

Средняя часть рисунков

 

Эта часть рисунков посвящена периоду, когда Урал оказался островом. Янбирде и Янбика пришли сюда, спасаясь от затопления, жили, охотясь на этих животных.

Каждый год, когда весной таяли снега, уровень этого пресноводного моря поднимался и загонял на Уральские горы не только племена охотников, рыболовов, но и животных, на которых те охотились, и увеличивал на архипелаге численность и людей, и животных. Доказательством этому является рисунок четырех волн над лошадью, и линии под фигурами, которые могут являться также изображением волн. Вместе с этими животными пришли и могучие носороги, пользуясь длинным рогом, вытеснили мамонтов с прежних пастбищ – мест с высокой, густой, сочной травой и кустами (носорог бодает мамонта). После этого мамонты были вынуждены переселиться на высокие места, на места пастбищ лошадей. Лошади после этого сбежали и спрятались в море, под волны воды (архипелаг Уральских гор), сильно ожирели в укромных местах и расплодились. Как было сказано выше, на острове Уральских гор в условиях, схожих с тундрой, во времена Ледникового периода был регулярный хороший урожай слоновой травы и мелких деревьев, поэтому для всех травоядных животных было достаточно пищи.

Некоторые из племен, собравшихся с разных сторон, принесли и простые, но совершенные технологии охоты на животных. Считем, что скопление их на одном месте разрешило задачу очень удачной охоты на изображенных животных. Ловушка для их ловли указана под ногами носорога, с порядком их применения ознакомили выше. Здесь надо отметить – для того, чтобы найти след (тропу) животного, в бесснежное время сложности нет, лишь надо иметь опыт наблюдения.

Когда дикое животное идет с одного места на другое (отдаленное) место, оно всегда идет по своей тропе, автор сам является охотником.

Про лошадей нужно сказать отдельно. Когда затопление пресного моря дошло до Урала, переселение лошадей на остров дало им ряд преимуществ: там лошади были в безопасности от крупных хищников во время выжеребки; дующие с моря ветра спасали от кровососущих насекомых. Из этих двух причин последняя, наверное, важнее.

Как мы думаем, большинство из этих островов для лошадей были как летовка. Когда наступала зима, море покрывалось льдом, табуны лошадей выходили на Большую землю и рассеивались по широким степям, потому что здесь для них еды было больше, и были укромные места, чтобы спасаться от зимних ветров.

До времени, пока стоял лед, табуны лошадей снова исчезали в море. Охотничьи племена, основываясь на этом явлении, видимо, считали, что лошади летом превращаются в щук и живут в морской воде. При описании Акбузата сравнение его с щукой, изображения лошадей в пещере с щучьими мордами – наверное, следствие такого взгляда.

Самые прекрасные места и время тундры, сравниваемые великим путешественником Ф. Куком с раем, изображены на этих рисунках. Там для детей человеческих даже «не было» смерти. Таким образом, Янбирде говорит правду – в раю, как известно каждому – смерти нет.

В этих условиях мечтали заполучить сивого коня. Мечта не знает границ, у нее нет меры, она летит на крыльях. Эти крылья охотники дали коню, называли его «Акбузат»...

 

Продолжение следует…

Автор:Юнир ВАГАПОВ
Читайте нас: