Все новости
ХРОНОМЕТР
27 Января 2022, 15:00

“Урал-батыр” и Всемирный потоп. Часть восьмая

Саблезубый тигр и соплеменники Урал-батыра

 

Из вспоминания-рассказа Янбирде своим сыновьям Шульгану и Уралу после возвращения с охоты:

 

490.-----------------------------------

Беҙ килгәндә, мында әле

Йәнлектәр ҙә аҙ ине,

Ере лә йүнле кипмәгән,

                     Уаҡ – уаҡ күллек, һаҙ ине.

 

Перевод:

270.-----------------------------------

Когда мы пришли сюда,

Мало (здесь) было зверей,

Земля ещё не просохла,

Были болота и мелкие озёра.

 

Поразительно, но это – очень краткое, но вполне полное описание ландшафта местности, где паслись стада тех самых мамонтов, которые изображены внутри пещеры Шульган Таш.

Известно, что за стадами травоядных неотлучно следуют плотоядные хищники, нередко и охотничьи племена. По этой причине представляется совершенно очевидным, что у стад мамонтов, пасущихся на тех тундроподобных тогда местах, когда там появились охотник Янбирде со своей женой Янбика, были уже свои, вполне законные старые опекуны, в том числе и саблезубые тигры.

Однако в стремлении добыть мамонта Янбирде и его соплеменники были намного менее удачливыми, чем саблезубый тигр. Это, как теперь установлено наукой, узкоспециализированный хищник самой природой вооруженный саблевидными клыками, при помощи которых он мог свалить на землю гигантского зверя, не нанося ему смертельных ран, а лишь перерезав на его ногах мышцы, обеспечивающие движение. Поэтому Янбирде и его соплеменникам в охоте на мамонтов оказалось, как правило, легче отнимать живую, но неподвижную добычу у саблезубого тигра (далее «СЗТ»), чем самим вступать в борьбу со стадом великанов, чтобы выбить из него одно животное. (Заметим, что описанная ситуация была во многих отношениях схожа со случаем, когда древний человек, медведь, куница и др. отнимали запасы мёда у пчелосемьи и таким способом регулярно добывали на пропитание добротную еду, хотя они сами не способны собирать нектар у растений).

В поддержку выдвинутого соображения можем указать на африканское племя масаи, мужчины-воины которого ещё в первой половине ХХ века, защищая свой домашний скот, уничтожали докучливых львов исключительно с помощью копий. В процессе постоянных стычек человека-охотника с СЗТ за обладание горой свежего мяса, костей, шкуры к людям регулярно попадали детеныши-сироты СЗТ, некоторые из которых, например, менее злобные, при благоприятных условиях, могли вырасти до взрослых «ручных» СЗТ. Вероятно, принимая тигрёнка в свою среду, человек, на первых порах, скорее всего, решал сугубо практическую ближайшую задачу, т. к. подрастающее поколение, играя с ними, постигало искусство сражения с дикими СЗТ, чем оно должно было заниматься, став взрослым охотником. В пользу предположения о том, что детёныши СЗТ могли быть регулярной добычей охотников-соплеменников Урал-батыра, на наш взгляд, свидетельствует и то место кубаира, где описывается о желании матери главного героя съесть сердце молодого арслана и оно каждый раз (три раза) было выполнено.

Кажется очевидным, что СЗТ, выросший вместе с детьми, становился особью, вполне готовой для верховой езды, так как дети приучали его терпеть человека на своей спине в процессе совместной игры. Развивая это соображение, можно выдвинуть предположение, что СЗТ был использован человеком для верховой езды, по-видимому, раньше, чем лошадь. Вот что говорится в кубаире об этом времени про Янбирде:

 

  1. --------------------------------

Һунарҙа ат менмәгән,

Ҡулға һаҙаҡ тотмаған,

Менәренә арсланды,

----------------------------------

Үҙ иштәре яһаған.

 

Перевод:

  1. ---------------------------------

На охоту не выезжали на коне,

Не брали в руки лука и стрел,

Держали как равных при себе

Льва для езды верховой.

Однако, саблезубый тигр, который, как мы полагаем, в кубаире называется «арслан» (лев) имел тот недостаток, что его надо было кормить подготовленным мясом, т. к. ввиду слабости зубов он не мог, например, как собака разгрызать жёсткие большие куски мяса. Кроме того, он, скорее всего, не был способен пробегать значительное расстояние. Поэтому он, как мы полагаем, использовался для верховой езды лишь в ритуальных целях только жрецами и батырами племён.

Из описанного нетрудно сделать вывод, на который обращаем внимание оппонентов «Урал-батыра», считающих сообщение в кубаире об использовании его героями арслана (льва) в качестве верхового животного достойным только насмешки. Этот вывод заключается в том, что вырастить из детёныша саблезубого тигра прирученного могучего зверя, называемого арслан, привыкшего носить на своей спине человека, в условиях первобытной жизни охотничьих племён было несравненно проще и легче, чем приучить дикую лошадь для верховой езды. Задача превращения вольной полудикой лошади в послушного коня даже сегодня – непростое дело. Акбузат – сказочный конь Урал-батыра, по-видимому, олицетворяет первых, вполне обычных, прирученных лошадей. Эти кони сразу сделали сидящего на нём батыра крылатым, так как он верхом, на коне мог перемещаться со скоростью летящей птицы. Новое верховое животное, стремительное в беге, по сравнению с привычным арсланом с седоком на спине, шагавшим меланхолично и с явной ленью, столь характерной для зверей семейства кошек, за короткое время стало объектом восхищения, гордости и зависти, о чем тоже говорится в кубаире «Урал-батыр».

Учитывая изложенное, возможно приблизительно оценить отдалённость времён, о которых повествуется в рассмотренной части кубаира «Урал-батыр».

  1. Ландшафт, о котором вспоминает старик Янбирде, соответствует ареалу распространения мамонтов во времена последнего большого оледенения на Земле, который продолжался 18 000 – 12 000 годы до нашего времени примерно, т. к. оценки колеблются.
  2. Саблезубый тигр, он же арслан для верховой езды, вымер около 13 000 лет тому назад.

Отсюда можем заключить, что первобытные охотники могли использовать хищника, называемого «арсланом» в качестве верхового животного не менее, чем 12–13 тыс. лет тому назад.

Такая давность части текста «Урал-батыра» даёт некоторые основания считать рисунки в пещере Шульган Таш иллюстрациями к этому кубаиру. Приводим очевидные доводы в пользу такого предположения. В тексте, как отмечено выше, обрисован ландшафт, характерный для пастбищ мамонтов, а сами мамонты нарисованы в пещере. В описании Акбузата говорится: “ҡырас яллы, суртан һыртлы” (“һынлы” иногда), то есть «грива крутая, жёсткая шерсть, спина как у щуки». А рисунки лошадей в пещере именно с такой гривой, а в уподоблении со щукой художник даже счел возможным отойти от реальности и изобразил лошадей с самой характерной чертой внешности этих рыб – с острой, как щуки, мордой.

Возможно, эта особенность в изображении лошадей – свидетельство священного авторитета каждого слова сложившегося уже к тем временам сказания, части которого дошли до нас под названием кубаир «Урал-батыр».

Выдвинутое в настоящей работе предположение о том, что на Урале вместе с мамонтами водились и саблезубые тигры, на наш взгляд, и с другой стороны подтверждается. Грифоны – крылатые львы с клювом орла, если отвлечься от крыльев, – это вполне реальные звери, они суть саблезубые тигры, которые, как мы указали выше, в «Урал-батыре» могли называться арслан. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на рисунок черепа саблезубого тигра. Морда этого хищника с длинными клыками в передней части в самом деле напоминает клюв орла или грифа, причём у этих хищных существ и клыки, и крюк клюва служат для резания тела жертвы.

Что касается причины постоянных стычек грифонов с аримаспами-жителями Урала, тут древние греки явно ошибались. Сражения происходили не за богатство в виде золота, а за саму жизнь. Грифоны защищали своё логово-гнездо, где они питались, грелись и выращивали беспомощных детёнышей. А жителям Южного Урала нужно было всё это – и сам арслан с его мясом и теплой шкурой, их детёныши – как лакомая еда, а главное – живое логово арслана, как громадный запас мяса, который не замерзал в зимнюю стужу и не протухал в летнюю жару. Кроме того, у этого «живого консерва» зимой можно было находить теплый приют неделями, питаясь парным мясом и согреваясь, попив горячей крови. (Кровь оказывает действие, подобное алкоголю, как отмечают наблюдатели. По этой причине родители Урала и Шульгана, наверное, запрещали им в детстве пить кровь.) Мы предполагаем, что для племён Урала способ добычи крупных травоядных животных с помощью арслана-саблезубого тигра был основой экономического благополучия тех «золотых» веков, когда соплеменники Урал-батыра были избавлены от изнуряющих каждодневных забот по добыче еды охотой и прочими способами, и поэтому у них в борьбе за существование оставались силы и время думать и об отвлечённых вещах – о бессмертии, о добродетели, вспоминать и приводить в порядок предания старины (вспомним частое. ' «тей» – «ти» в тексте «Урал-батыра») и, наконец, создавать изображения, рисунки на стенах пещер.

Да простит нас автор за, возможно, столь вольное обращение с его трудом: а не является ли женщина на рисунке (в кубаире? В источнике, на который опирался автор этой книги?) Янбикой, а не Янбирде ли обращается к прирученному арслану – Грифону о чём-то? Ведь всё выглядит очень мирно и ни у кого не заметно напряжения, которое должно было возникнуть при встрече противников, а кроме того, Янбика среди героев «Урал-батыра» – единственная женщина, которая ходила на охоту вместе с мужем, оставив детей одних. Допущение такой возможности означало бы признание вероятности того, что в средневековой Европе было известно о детальных тонкостях содержания нашего кубаира, следовательно, какую-то древнюю записанную версию эпоса необходимо искать и в средневековых письменных источниках.

 

Продолжение следует…

 

Автор:Юнир ВАГАПОВ
Читайте нас: