Все новости
ХРОНОМЕТР
21 Марта 2021, 12:33

Трехвековая история русской деревни Иглинского района

В четырех километрах к юго-западу от большого села Иглино, на речке Таушке находится деревня Алаторка. В наше время совсем рядом проходит Самаро-Челябинская автомагистраль М-5. История Алаторки началась почти три века назад, это самое старое русское селение на территории Иглинского района РБ. В знаменитом труде А. З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» Алаторке посвящено…три строчки. В семитомной «Башкирской энциклопедии» данному населенному пункту уделяется нескольких строчек.

Несколько лет назад я узнал, что до начала XX века в Алаторке проживали мои далекие предки (несколько поколений) по фамилии Петинцевы, старообрядцы по вероисповеданию. С того момента я и заинтересовался историей этой деревни.
Алаторка была основана на вотчинных землях башкир Кубовской волости в 1720 году сосланными стрельцами – Прокофьевым и Рябовым. Название деревни происходит от города Алатырь, откуда прибыли стрельцы. Деревня имела и другое название – Рождественское. Надо думать, у Прокофьева и Рябова были достаточно большие семьи. Эти фамилии до сих пор являются самыми распространенными в деревне. Затем появились Тужиловы, Петинцевы, Веревочниковы, Старухины. Жители Алаторки относились к сословной категории дворцовых крестьян, подчинялись Дуванейскому волостному приказу. Приказ находился в Государевых Дуванеях (в наше время – село Удельно-Дуваней Благовещенского района). Надо сказать, что факт перевода стрельцов в дворцовые крестьяне на территории местного края был далеко не единичным. Значительную часть населения Алаторки составляли старообрядцы беспоповского направления.
В 1797 году дворцовые крестьяне во всей России были преобразованы в разряд удельных крестьян. Полное официальное название звучало так: крестьяне, водворенные на землях государевых, дворцовых и удельных. Эти крестьяне жили на землях удельного ведомства, доходы с которых шли на содержание императорского семейства. Социально-правовое положение удельных крестьян было хоть и невысоким, но все-таки более завидным, чем положение помещичьих крестьян. Кроме того, реформой 1797 года вводились некоторые элементы волостного самоуправления.
В конце XVIII или начале XIX века рядом с Алаторкой появилась еще одна деревенька удельных крестьян – Караганка. Название этого селения связано с совсем небольшой речушкой, впадающей в Таушку. В Караганке жили Кобелевы, Калмацкие, Коневы, Горшуновы, Медведевы, Трапезниковы. Интересно, что в селе Богородском (нынешний микрорайон Инорс в Уфе) проживало довольно много Кобелевых, а в деревне Максимовке (ныне в черте города Уфы) было много Горшуновых и немного Кобелевых. В образованной в 1795 году деревне Каргино (ныне в Нуримановском районе) также проживали Кобелевы и Коневы. Во всех названных населенных пунктах проживали дворцовые (с 1797 года – удельные) крестьяне, среди которых были старообрядцы. Стоит упомянуть и то обстоятельство, что у дворцовых крестьян устойчивые и юридически закрепленные фамилии появились довольно рано, у большинства из них – еще в допетровское время. Всего в Уфимском уезде к середине XIX века насчитывалось около тридцати сел и деревень, где жили удельные крестьяне.
По последней ревизии 1858 года в Алаторке насчитывалось 235 душ мужского пола, в Караганке – 107 душ.
В 1863 году удельные крестьяне были включены в формирующееся единое сословие сельских обывателей. В связи с этим Алаторка и Караганка перешли из Дуванейской волости в Архангельскую, с центром в селе Архангельском (Иглино). В ходе крестьянской реформы крестьяне Алаторки получили в собственность от удельного ведомства 1112 десятин надельной земли, крестьяне Караганки – 499 десятин.
Несмотря на то, что две деревни находились совсем рядом друг от друга, в каждой из них было образовано свое одноименное сельское общество.
В 1870 году в Алаторке в 85 дворах проживали 508 человек, была отмечена обдирная конная мельница. Жители деревни кроме сельского хозяйства занимались изготовлением колес и ободьев. В Караганке в то же время насчитывалось 35 дворов и 255 человек, была отмечена ветряная мельница.
В 1895 году в Алаторке насчитывалось 102 двора и 777 человек, были отмечены хлебозапасный магазин, водяная мельница и винная лавка. В Караганке в 50 дворах проживало 263 человека, была отмечена часовня.
В самом начале ХХ века в Алаторке появилась земская школа, а в Караганке церковно-приходская. В 1905 году в Алаторке помимо прочего было два кирпичных сарая, три кузницы и три бакалейных лавки. В Караганке были отмечены хлебозапасный магазин, две бакалейных лавки, ветряная и водяная мельницы.
В 1905 году в Алаторке насчитывалось 106 дворов и 903 человека. В последующие несколько лет многие крестьяне покинули родную деревню. Несколько семей образовали Корноуховский починок, еще несколько семей вместе с переселенцами из других мест образовали Ново-Рождественский починок. Оба этих починка находились недалеко, в Архангельской волости (в 1909 году волость была переименована в Иглинскую). Несколько семей алаторских крестьян переселились в Ситниковский починок Благовещенской волости (Петинцевы, Старухины), другие – в Булекей-Кудейскую волость (Петинцевы, Тужиловы). Однако все они были внутриуездными переселенцами, для смены места жительства им не нужно было получать паспорта.
В течение многих десятилетий обе деревни относились к приходу села Иглино, но в начале ХХ века в Алаторке появилась Богородицкая церковь. Старинная русская деревня наконец-то стала селом, в приходе которого оказалась и деревня Караганка. Во втором десятилетии ХХ века приходским священником в Алаторке был Василий Григорьевич Щеглов.
К 1913 году в Алаторке насчитывалось 122 хозяйства и 729 крестьян. Кроме надельной земли 59 хозяев села имели и купчую землю – всего 1004 десятин, из них 514,96 десятин в единоличной собственности и 489,3 – в товарищеской. Большинство крестьян жили относительно безбедно. Восемь хозяев имели более 40 десятин земли (надельной и купчей), семеро – от 30 до 40, 17 – от 20 до 30, 15 – от 15 до 20 десятин. Безземельными были 13 хозяйств. Арендовали землю 65 крестьян – в общей сложности 131,5 десятин, а 13 хозяев сдавали в аренду 148 десятин. В 16 хозяйствах засевалось более 10 десятин пашни, в 38 хозяйствах– от 6 до 10, в 24 – от 4 до 6 десятин. Трое хозяев держали не менее четырех рабочих лошадей, девять – по три лошади, 43 хозяина – по две; трое хозяев держали не менее трех коров, 25 – по две коровы. В 91 семье дополнительный доход давали занятия вне сельского хозяйства.
В Караганке к 1913 году в 59 дворах проживали 288 крестьян. Купчую землю имели 25 хозяев. Большинство крестьян жили относительно безбедно. Шестеро хозяев имели более 40 десятин земли, трое – от 30 до 40, четверо – от 20 до 30 десятин. Безземельными были пять хозяйств. 16 семей арендовали в общей сложности 39,5 десятин земли, а 17 хозяев сдавали в аренду 119,4 десятин. В семи хозяйствах засевалось более 10 десятин пашни, в 14 – от 6 до 10, в 12 – от 4 до 6 десятин. Трое хозяев держали не менее четырех рабочих лошадей, двое – по три лошади, 11 – по две; семеро хозяев держали по две коровы. В 39 семьях дополнительный доход давали занятия вне сельского хозяйства.
В большинстве случаев рябиновцы Алаторки и Караганки вступали в брачные союзы внутри своей общины, иногда – со староверами поморского толка, проживавшими в деревнях Каргино, Покровке и Куршаковском починке. С православными староверы могли вступать в брак только в качестве редчайшего исключения. Вместе с тем, конфессиональные различия не мешали крестьянам жить в рамках одной поземельной общины и сообща принимать решения. Метрические книги на старообрядцев с 1870-х годов велись в волостном правлении, но на практике большинство староверов избегали попадать в официальные реестры. В самой Алаторке староверами являлись большинство Петинцевых и Веревочниковых, значительная часть Прокофьевых, часть Тужиловых, Старухиных, но только одна семья Рябовых. Это интересный феномен – среди носителей всех наиболее распространенных фамилий в селе были как православные, так и старообрядцы. Возможно, что в середине XIX века раскольники составляли более половины населения Алаторки, но потом часть из них удалось обратить в лоно официальной православной церкви. В Караганке староверы составляли только одну шестую часть жителей, среди них были почти все Горшуновы, две семьи Колмацких и одна семья Медведевых. Известно, что в Уфе в XIX веке вели свой бизнес купцы-староверы Колмацкие, возможно, что они происходили из удельных крестьян этой деревни.
Дементий Иванович Прокофьев
Тимофей Иванович Прокофьев
Кузьма Иванович Прокофьев
Лукьян Иванович Прокофьев
Гаврила Иванович Прокофьев
Осип Иванович Прокофьев – муж Агафьи Егоровны, мобилизован
Иван Евдокимович Прокофьев
Гаврила Осипович Прокофьев
Матвей Осипович Прокофьев
П. Матвеевич Прокофьев – муж Февронии Никифоровны, мобилизован
Степан Прокофьев – муж Екатерины Игнатьевны, мобилизован
Петр Степанович Прокофьев
Никита Степанович Прокофьев
Абрам Степанович Прокофьев
Алексей Прокофьев – муж Евдокии Васильевны, мобилизован
Емельян Егорович Прокофьев – муж Анастасии Филипповны, мобилизован
Солдатка Степанида Петровна Прокофьева
Домна Степановна Прокофьева
Григорий Михайлович Веревочников
Николай Федорович Веревочников
Егор Федорович Веревочников
Василий Сидорович Веревочников – муж Марии Евдокимовны, мобилиз.
Емельян Спиридонович Веревочников – муж Устиньи Григорьевны, моб.
Куприян Спиридонович Веревочников – муж Ксении Матвеевны, мобилиз.
Анна Михайловна Веревочникова
Максим Васильевич Петинцев 80 лет
Иван Семенович Петинцев 63 года
Артемий Семенович Петинцев 52 года
Петр Семенович Петинцев 47 лет
Василий Иванович Петинцев 39 лет – муж Анны Кузьминичны, мобилизован
Трифон Маркелович Петинцев 35 лет – муж Татьяны Никаноровны, мобилиз.
Евстрат Андрианович Тужилов
Ефим Абрамович Тужилов – муж Анастасии Николаевны, мобилизован
Вдова Пелагея Ананьевна Тужилова
Вдова Ксения Ананьевна Тужилова
Игнатий Семенович Старухин
Михаил Васильевич Старухин
Евдоким Ильич Старухин
Евдоким Александрович Рябов
Сидор Лаврентьевич Колесников
Иван Петрович Кочкин
Василий Данилович Горшунов
Список домохозяев-староверов Караганки
Дмитрий Никифорович Горшунов
Максим Никифорович Горшунов – муж Анастасии Галактионовны, мобилиз.
Евстигней Никифорович Горшунов
Григорий Евстигнеевич Горшунов – муж Варвары Григорьевны, мобилиз.
Герасим Логинович Горшунов
Вдова Ефросинья Андреевна Горшунова
Евтихий Иванович Колмацкий
Евгений Иванович Колмацкий
Семен Григорьевич Медведев
Список домохозяев Корноуховского починка (все староверы)
Николай Иванович Прокофьев
Фрол Иванович Прокофьев
Аким Егорович Прокофьев
Евграф Михайлович Веревочников
Петр Феоктистович Тужилов
Никита Карпович Старухин
Яков Антонович Петинцев
Домохозяева-староверы Ново-Рождественского починка
Андрей Гаврилович Прокофьев
Степан Петрович Веревочников
Архип Васильевич Старухин
Степан Горшунов – муж Анны Павловны, мобилизован
Весной 1917 года старообрядческая община крестоверческого согласия была официально зарегистрирована и включена в реестр старообрядческих общин Уфимской губернии. Дементий Прокофьев был утвержден в должности настоятеля, также был утвержден совет общины. Председателем совета стал 50-летний Евстрат Андрианович Тужилов (он же в начале 1917 года сменил Дмитрия Прокофьева на посту старосты Алаторского сельского общества), товарищем председателя – Михаил Васильевич Старухин. Членами совета стали Тимофей Иванович и Аким Егорович Прокофьевы, Григорий Андрианович Тужилов и Евтихий Иванович Колмацкий (последний в 1916 году значился старостой Карагановского сельского общества). Юридическое оформление старообрядческой общины давало возможность открытия в Алаторке молитвенного дома, имеющего официальный статус богослужебного здания, а ведение старообрядческих метрических книг переходило под ответственность настоятеля общины. Пока Уфимское губернское правление рассматривало дело о регистрации старообрядческой общины в селе Алаторке Иглинской волости Уфимского уезда, в огромной России грянула революция, ну а потом наступили «совсем веселые времена» и вопрос о постройке молитвенного дома по понятным причинам утратил былую актуальность.
В 1917 году в Алаторке насчитывалось 122 домохохозяйства и 764 человека русских, в том числе четыре семьи посторонних (не приписанных к сельскому обществу). Кроме того, в селе была зафиксирована одна татарская семья из шести человек, а также 26 семей беженцев-белорусов (145 человек). Из коренных крестьян насчитывалось не менее 50 семей Прокофьевых и двадцать семей Рябовых. Далее шли по убыванию Тужиловы, Веревочниковы, Старухины, Петинцевы. Также в селе проживали по две семьи Колмацких, Кобелевых и Горшуновых, по одной семье – Кочкиных, Колесниковых, Чудовых, Перловых, Пономаревых, Сарычевых, Золотаревых. Самым богатым в селе был 66-летний Петр Никитич Прокофьев (девять человек в семье), он имел 106,7 десятин земли, в том числе 9,64 десятин надельной, засевал 33 десятины, из скотины держал пять лошадей, восемь коров, тридцать овец и 11 свиней. Его брат-ровесник Андрей жил немного скромнее – 19,65 десятин земли, 12,2 десятин посева, три лошади, семь коров, 25 овец, 15 свиней. Семья Андрея Прокофьева была самой большой в Алаторке – состояла из 15 человек, включая трех сыновей и шесть внуков. К крепким хозяевам относились и другие братья Прокофьевы – 46-летний Дмитрий (восемь человек в семье) и 41-летний Яков (шесть человек) Семеновичи. Дмитрий имел 36 десятин земли, в том числе 15 десятин надельной, засевал 16 десятин, держал пять лошадей, восемь коров, двадцать овец и 11 свиней. Хозяйство Якова включало 37,7 десятин земли, 11,6 десятин посева, из скотины отмечены три лошади, пять коров, 16 овец и восемь свиней. Из старообрядцев можно упомянуть 41-летнего Емельяна Егоровича Прокофьева, он имел 39,46 десятин земли, засевал 17,2 десятин, держал двух лошадей, четырех коров, 24 овцы и девять свиней. Его семья состояла из девяти человек, включая 77-летнего отца. Что касается вышеупомянутого старосты и председателя совета старообрядческой общины Евстрата Андриановича Тужилова, то он также жил богато – имел 82,5 десятин земли, засевал 11,7 десятин, держал десять лошадей, трех коров, шесть овец и четырех свиней. Его семья состояла из пяти человек, включая жену-ровесницу и трех сыновей, кроме того, в его домохозяйстве отмечен работник.
Среди жителей Алаторки перепись 1917 года зафиксировала двух 90-летних долгожителей.
В Караганке в 1917 году насчитывалось 54 русских семьи (293 человека), в том числе одна семья беженцев. Кроме того, в деревне были зафиксированы интернированные подданные Австро-Венгрии – поляк и мадьяр, а также десять семей беженцев-белорусов. Больше всего было Кобелевых и Колмацких – по десять семей. Также насчитывалось семь семей Коневых, шесть семей Горшуновых, четыре семьи Медведевых, три семьи Трапезниковых, три семьи Дмитриевых, по две семьи – Прокофьевых, Савичевых и Шаталовых, по одной семье – Тужиловых, Осинцевых, Сидневых и Никитиных. Выделялись братья Кобелевы – Степан, Михаил, Тихон, Федор и Петр Гавриловичи. Самым богатым был старший из них, 66-летний Степан – имел 45 десятин земли, в том числе 14 десятин надельной, засевал 17,3 десятин, из скотины держал семь лошадей, восемь коров, сорок овец и 12 свиней. Его семья была самой большой в Караганке, состояла из 17 человек, включая пять сыновей. Хозяйство 66-летнего Федора Корниловича Осинцева включало 79,5 десятин земли и 13 десятин посева, но скотины отмечено немного – одна лошадь, одна корова, десять овец и десять свиней. В отличие от Алаторки, в Караганке среди наиболее состоятельных крестьян старообрядцев не было.
В советскую эпоху деревня Караганка официально перестала существовать, став составной частью Алаторки. Некоторое время Алаторка являлась административным центром одноименного сельсовета. До конца ХХ века в Алаторке был колхоз имени Мичурина. Динамика населения: в 1939 году в Алаторке насчитывалось 832 человека, в 1959 – 583, в 1989 – 611. В наше время Алаторка относится к Калтымановскому сельсовету Иглинского района. Носители «традиционных» для данного селения фамилий сейчас составляют около половины всех жителей, истинных староверов в Алаторке уже не осталось, но их потомки сохраняют историческую память. Одна из улиц деревни до сих пор называется Карагановской. В деревне работают почтовое отделение, школа, детский сад, библиотека и небольшой музей в здании детского сада. Перепись населения 2010 года зафиксировала в Алаторке 718 постоянных жителей.
Александр БАРАНОВСКИЙ
Читайте нас: