Посвящается всем любителям театра и поэзии.
Первого апреля – День Рождения Н.В. Гоголя.
из книжки
ПАРАДОКСЫ И ПОСВЯЩЕНИЯ /Санкт-Петербург – Уфа/
из цикла ЖЗЛ (2008 год)
(без чувства языка или юмора читать категорически не рекомендуется)
Cum grano salis* (со щепоткой соли)
/трагедия гениальности/
Трагикомическая поэма
(с диалогами, монологами, лирическими излияниями и прозрениями)
Николай Васильич Гоголь
Был чудесный человек,
Гоголь зря лицом не цокал –
Не женился он вовек!
Николя прочёл Эразма*
И просёк такой момент:
Чтоб жениться из маразма –
Надыть делать комплимент!
Он тогда не ведал, Коля,
Что фемины уж вовсю
Суховаткой сами в поле
Пашут полоску свою.
Впрочем, как же не предвидел?
Просто, стоек и блажен,
Русский гений ненавидел
Лютых жёниных измен.
Александр Сергеич Пушкин
Инвектив имел иных:
Он к бабчушке на опушку
Гнал пегушку всякой миг.
Николай Васильич Гоголь,
Ставши житель городской,
В Петербурге недотрогой
Оставался (боже ж мой!)
Вишь ли, дамы Петербурга –
Неприятно холодны:
Хвать такую мэм за шкурку –
И не сносишь головы!
То ль украински дивчины –
Вот подол задрать кому
Есть и две, и три причины,
Непостижные уму.
Даже если светску львицу
И удастся пришкворить, –
Эта львица изловчится
Жизнь твою же заморить.
Нет, не смерть его пугала
(Гений Гоголь был герой) –
Но женитьба означала
Смерть поэзии родной.
Гений Пушкин был подвижней:
Обрюхатит – убежит
В угъл земли. И ох, уж пишет…
«Ай, да Пушкин!» – говорит.
Гоголь странного был нрава,
Фантазёрствовал, мечтал,
Петербург же, как отрава,
Вытеснял его в астрал.
Вот когда он извергнётся,
Вот когда не промолчит –
Песня вольная прольётся:
«Всюду – рыла!», – говорит.
Александр Сергеич Пушкин
Прыг в лосины – и на бал!
Шепчет светской дуре в ушко
Неприличный мадригал.
Потанцует с ней вальсину
И, почуявши кураж,
Хвать боярыню за спину!
Тащит на пустой этаж.
Николай Васильич Гоголь –
Проницательный поэт –
Мифотворствовал премного,
Видел ведьму, там, где нет
Ни душоночки у бабы,
Ни вот столько... Но зело –
Ручейки, холмы, ухабы,
Да хомут, да помело…
(Вскоре Михаил Булгаков,
Переняв такую ню,
Наделит чудесным знаком
Героинюшку свою.)
Вот чего дичился Гоголь –
Женской связи с сатаной!
Жил свободно, умер строго,
Весь в пиявках, как герой.
Александр Сергеич Пушкин –
Был характером иной:
Леди делал он игрушкой,
Акробаткою смешной.
Он и так, и сяк подцепит –
Девка крутит антраша,
Он и влупит, он и влепит –
Та становится квашня!
– Дядя Коль, зачем же книжку
Надо было всё же сжечь?!
– Эх, мудишка, эх, сынишка, –
Скажет мастер, – чтоб сберечь
Честь родной литературы,
Русской лиры, еть-тыть-тать!
Если всюду строить куры –
То не стоит и писать.
Положительных героев
Не сумел я изобресть,
Вот и нету мне покоя –
Эту долю перенесть.
Ничего! – придет Михалыч
Фёдор эстафету брать:
Нарисует он немало
Душ живых – не всяку тать.
До трагедии возвысит
Он действительность мою
И очистит – не обидит:
Отдохну тогда в раю.
Из моей «Шинельки» выйдет
Величайший русский ген –
Ясновидец, Русь увидит
В тьме предательских измен.
Вот где пушкинские бесы
Отзовутся, завизжа,
И захрюкают из мяса
(Но свининка хороша!)...
Ах, украинско сальчишко
Прежде кушивал и я…
Днепр был чуден! Ты – мальчишка,
Не поймешь ты ни кия.
Вот бывало, лесу тянешь –
С рыбиной! А то в ночном
С конокрадкой лихоманишь,
Жжёшь молодку, как кнутом!
Что ж цыганка? Очи – чёрны
Да строптива-весела…
Прёшь – покудова покорна
Не становится Сейла.
Уж когда зайдётся, дива,
Да забудется на миг…
Эх, детёнок! – дай-ка пива,
Всё не скажешь напрямик.
Чуден Днепр! Тиха погода!
Край холодный – Петербург!
Что чиновника-урода,
Что, опять же, разных дур.
Зависал я раз в Италии
(Вот где, братец, зашибись!) –
Никакой тебе канальи:
Итальянки – это жись…
Климатишко благодатный!
С утреца нырнёшь в волну,
Гарпуном невероятну
Рыбу вставишь не одну, –
Выйдешь с этаким трофеем,
Волосат и мускулист, –
Итальяночки, шалея,
Сами льнут, как фигов лист.
Тут тебе архитектура
(Я в виду имею Рим),
Тут тебе и до Амура,
Чей лучок непобедим.
Эх, ты, бзделка, эх, гугнишка,
Всё гуторишь: «том второй»! –
Это, дурик, только книжка
Про порядок неживой:
Про чиновничью заразу,
Чичиковскую байду…
Так вверну иную фразу,
Смысл порой такой найду:
Сам смеюсь – не от Сельтерской!
То с Украйны ветерок
Зашевелит град имперской,
Захолонет холодок…
Просквозит по позвоночкам –
Что курьеров, что карет!
Эх, ты, дурочка, внучёчик…
Хрен ли этот «Высший свет»?
Вот говаривал мне Саша:
Дескать, Коля, да встряхнись!
Хочешь, завернём к Параше?
Рюмку тяпнем – зашибись!
У Параши – уж пригорки,
Ручейки, ресничек сень…
А подружка!.. Коля, шоркни,
Отряхни ты эту лень.
Ну, к Параше, так – к Параше.
Впрочем, что я? Чур, меня…
Никакая дева, Саша,
Не напоит мне коня.
Тесно мне, друг Александр,
Душно в мертвом городке!
И какая-то Кассандра
Вдруг явилась налегке.
И твердит: «Придёт достойный,
Он перо твоё возьмёт,
Всё, что выглядит отстойно,
Он исправит и проймёт»...
Вот тогда и отдохну я,
Брат мой, Лёнька, вот тогда –
Будет мне до Сабантуя!
Да на вечные года.
……………………………
Дальновидный и прекрасный,
Николай Васильич Го…
В общем, жил он не напрасно,
Хоть и помер нелегко.
*Эразм Роттердамский – (1466 – 1536) – голландский философ, мыслитель, теолог, библеист и писатель, прозванный «князем гуманистов». Один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Автор проницательнейшего философического сочинения «Похвала глупости».
/драматическая поэма/
(роковая комедия обстоятельств)
«А ведь они похожи! А вот интересно было бы подумать!»
А. Гущин, петербургский поэт
Чехов
Чехов был Антоша бравый,
Даже мальчиком в глуши
Он трудился не для славы –
Батьке честно он служил!
Вот, бывало, за прилавком,
Весь в конторку погружен,
Он начнёт жевать козявку –
Тут же сплюнет: не резон!
Идут годы, и парниша
Уж развит не по летам –
Гениальностью пыша,
Он бредёт тропою драм!
Се – когда в сезон дождливый
С треском молнии снуют, –
Он, в пенсне, неторопливый,
Свой нелёгкий правит труд.
Вот бывало, только склонит
Многодумную главу, –
В дверь посыльный тарабонит,
В ночь к больной его зовут!
Снова кляча бьёт копытом,
И по кочкам тарантас
Тащит Чехова умытым –
Зиждить подвиг без прикрас.
Роженице помогает,
Ставит барышне клистир…
Он такой, как есть, он знает:
Так устроен скучный мир!
Даст мужчине валерьяну –
И давай играть в лото!
Зимним вечером, не спьяну,
Пьесу пишет – как никто.
Он в труде снискал спасенье.
Эти дуры – три сестры –
Всё зудят: «В Москву!» – до рвенья.
Чехов не предал дыры.
То он грядочку прополет,
То напишет в пьесе акт,
То с супругой, Книппер Олей,
Долг супруг исполнит, факт.
То с писателем Иваном
Буниным свершит круиз
По московским ресторанам:
Рюмку тяпнет – зашибись!
У того волна арбузной
Пахнет коркою чудно –
Палычу оно не нужно:
Ладит дело он одно!
Но красы он, между прочем,
Специально не бежал…
Будь ты хоть простым рабочим –
А имей свой идеал!
Всё ж и он не уклонился –
За Рассею пострадать:
В Сахалине умудрился
Каторжан переписать.
Он у Ландсберга обедал,
В кухне сиживал с Гембург,
Наказанье плетью видел –
И расстроился, сам-друг…
«Эх, на девяносто девять –
Один честный человек!»
Таковым, ядреный перец,
Начинал двадцатый век.
А кругом была холера,
Все три месяца в Москву
Сердце Чехова летело:
Мрак и мерзость – на яву.
Из Татарского пролива
Плыл он к острову Матсмай –
Было дико, некрасиво,
Ветер ныл, как хан Мамай.
Ах, невежество и бедность,
Да ничтожество одно:
Воровская неизбежность –
Званью русскому пятно!
А в Китае – англичанство,
Но зато – водопровод,
Да музей, да христианство,
Да дорог не в перечёт!
А в России – всё ухабы
Да бесправие одно.
Консерваторы, что бабы,
Заправляют неумно.
Зреют исподволь злодеи,
Лихоимцев, что грибов…
Кто виновен? Да евреи.
Гой, Россия, бей жидов!
Наконец-то, Чехов дома,
В Малой Дмитровке, в Москве,
Сахалин теперь Содомом,
Адом видится вполне…
Тут я ставлю жирно точку:
Девяностые года
Девятнадцатого века.
Дальше – большая беда.
Горький
Алексей Максимыч Горький
Был прекрасный человек!
Укатали сивку горки,
Он не зря прожил свой век.
Сердобольный был Алёша,
Жил у деда не у дел.
Тот стегал его по коже,
Мальчик тужился, кряхтел.
Правды нищей и жестокой
Он с тех пор терпеть не мог.
Не любил он Русь убогой,
Как любил невесту Блок.
Вышел родом из народа,
Прямо в люди, не куда –
Шел к семнадцатому году,
Буревестник и солдат!
Сантиментен был Алёша,
Романтичен был! – и он
С публикою нехорошей
В русский бунт был вовлечён.
Всей душою он поверил:
Чтоб поднять народ с колен, –
Был рожден Володя Ленин,
Тот, кто шёл тропой измен, –
Кто был русским диссидентом
Вслед за Герценом и проч.
Лучше б он дышал «Моментом»,
Чем такую хорь спороть.
Правда, царь был никудышный –
Больно угнетал народ:
Ни тебе реформы в дышло,
Ни свободы тебе – вот!
Например, клепал рабочий
Изнутри чугунный жбан
Цельный день – и глох рабочий,
Надирался в дребедан!
Истощенье и чахотка,
Да горячка на Руси…
Вот тебе кабак, залётка,
Вот те крест – и не бузи.
Офицеры тычут в рожу,
Барей злое озорство –
Как же чистый мог Алёша
Зло сие стерпеть зело?
И связался, с кем не надо,
Чтобы людям помогать,
Из нужды, не за награду –
Только б дров не наломать!
Вот ведь эти нигилисты…
А других и нету сил:
Супротив – жандармов висли
Всюду брыла на Руси.
Ох, барбосы-окоянцы,
Кровопивцы, еть-тыть-тать! –
Как народу-голодранцу
С пьяных глаз не бунтовать?
Меньшевик – он примиренец,
Надо ли считаться с ним?
Большевик, вот он – партеец!
Ленин был непобедим.
Неожиданно нагрянув,
Пнув по яйцам царя,
Он сказал: «Был ты – Романов,
А теперь Ульянов – я!»
Вот каков был друг Алёши –
Мудрено тягаться с ним! –
Если был он нехороший,
Если был непобедим.
Ведь не зря в него палила
Неподкупная Каплан –
Да и та не завалила,
Рухнул бедной девы план.
Оклемался и покоцал
Он за классом новый класс, –
Чтобы жил один рабочий,
Чтоб кухарка шла во власть!
Как Алёша ни ярился
Делать мелкое добро, –
Харкал кровью и лечился,
Пил с Шаляпиным Дюрсо.
Всем хотел помочь собратьям
По изящному перу:
В СПб их – ать-два, ать-два! –
Обривают и берут.
Был у Горького детинец –
Литературный институт.
Вот какой он нам гостинец
Завернул, Гитлер капут!
Но когда Иосиф Сталин
Ловко гайки подвернул, –
Лёша понял, что гутарил
Романтическую лгу.
А назад дороги нету:
С кем в подельники попал!
Понял Горький: то был это –
Крах, и гибель, и финал.
/трагедия высокого стиля, или наступление века натурализма в литературе/
Французский писатель Флобер –
Не то, что иные французы –
Любил парадокс. Например:
Выращивал он не арбузы,
А в Африке бил он слонов,
И бивней нарезав охапки,
Он башню из кости для слов
Воздвиг, как не снилось и Кафке.
Французский писатель такой,
Имея высокие цели,
Слова набивал не трухой –
В них сами объекты звенели!
Его ученик Мопассан,
Как это частенько бывает,
Не то чтобы взял и засцал,
Не то чтобы предал бабая –
Но больно он бабок любил!
Не в смысле зелёной капусты,
А в плане бальзакских кобыл –
Он шанс никогда не упустит.
Бывало, к метрессе взойдёт
С букетом цветов за кулису
И вмиг комплементом проймёт
Вальяжную светскую львицу.
Покуда Флобер Бовари
На койке больничной рисует, –
Гюи де Мопассан что творит:
То ручку, то ножку целует!
Покамест Флобер замирал,
Весь фраза и меч паладина, –
Гюи де Мопассан колдовал
Над новою милой скотинкой.
Пока неистовствовал мэтр
В припадке своей героини, –
Гюи де Мопассан сантиметр
Вставлял не один герцогине.
Он хладно её наблюдал,
Подметив, что львица-то – в теле,
Что брюшком живот отвисал,
И перси, болтаясь, длиннели.
Кривился наигранный рот,
Зовущие губы открыты:
Сейчас зарычит… вот же, вот…
Брылели волною ланиты.
…………………………………
Не то чтоб Флобер был чудак,
По женскому полу оплошный, –
Он жил и с племянницей (так
Донёс нам биограф дотошный).
Когда их с Луизой роман
Накрылся концом неизбежным,
Флобер, словно Гюи Мопассан,
Со многою девкой был нежным.
Но лишь с поэтессой Колет,
С той самой Луизой любимой,
Он сам становился поэт
И храбро парил над рутиной!
Поздней, как обычный француз,
Он стал ординарный любовник,
Поскольку шалил карапуз –
Болезней Гюстава виновник.
Писал, не женился.
Инсульт
Прервал и дела, и забавы…
Став стиля иконою, культ,
Маэстро, стяжали не зря вы!
Конец