Ведь мы это сделали, ангел
Р.М.Рильке
Вступление
Чтоб только тенью стать и снова жить в тени,
до утренней звезды блаженно дотянулся, –
и в ясную зарю, в растаявшие сны
дом растворился, век качнулся –
чтоб новой тенью стать
и только жить в тени.
Я увидел тебя
«…душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди»
Пс. 130/131
Наконец
я увидел тебя
как во сне
чистой нежной девочкой
какой ты была
до недавней смерти
увидел всю –
от щеки
до щиколотки
увидел лицо –
но не сразу решился
почувствовать всё –
что питало меня
и грело младенцем
у материнской груди
почувствовать всё –
что таилось
в острой отроческой
смертной тоске по тебе
увидел всё –
что потеряно будет
вместе с памятью о тебе
в первых случайных объятьях
увидел тебя –
и обнял и долго
не выпускал
не мог отпустить
и долго-долго
во взгляде влюблённом твоём
отделявшем меня от сомненья
и смерти
увидеть страшился
то
что было причиною смерти
ненужным каким-то подлогом
разорвавшем бесшумно
и совсем незаметно
мне глупое сердце
я увидел тебя после смерти
Мой демон
Мой взгляд – не мой:
двуострая стрела
Прекрасного –
отлаженный, блестящий –
неудержим и скор он,
безоглядный.
Нацеленный,
меня не любит –
сносит
(душа – вся в дырочках, как старые погоны) –
зато в зрачок бьёт слёту Красоту
а шкурку сохраняет
не испортив.
Озеро
1
Вот озеро. Оно кругло.
Над ним небесный свод.
А ива смотрит, как в окно,
в густую зелень вод,
в цветную темень бытия,
в немую пустоту,
где мы – не мы, где ты и я
проснулись поутру.
Закукарекал петушок,
захлопали крыла,
и небосвод, как порошок,
рассыпал пух щегла.
И вскачь пустилось колесо,
лошадок карусель,
и нас качало и несло,
а солнце било в щель –
в тугую просыпь бытия,
в густую немоту,
где ты и я и вся семья
проснулись поутру.
* * *
Бог есть любовь суровый дядька
псалмы Давида мне случатся
я на земле могу трудиться
мне этим не за что гордиться
пить чай смородинный с листками
затылок кутать лопухами
и чтоб со мной девчонки славной
всегда влюблённое забавно
и чтоб в глаза мои глядела
лучась по воздуху летела
и до пришествия второго
сиял бы штык у часового
чтоб это не было кощунство
осуществлять сие блаженство
но легче воздуха коснуться
до тела девы совершенства
* * *
О, ты, странная структура,
психики моей…
Для чего мне эта дура,
свет моих очей?
То с собачкой, то с вареньем,
в ленточках, в соплях,
что-то варит с диким пеньем,
словно на костях,
на моих она гадает –
в ад мне или в рай,
ничего не понимает,
хочешь – отгадай.
Или сам ты ей пророчишь:
бабочке – игла?
Дуешь в крылышки и хочешь,
чтоб так жизнь прошла?
Чтоб игла хранила трепет
замершей души…
Эка невидаль! Но треплет
ветер камыши.
Поэт
Это другость моя во мне радуется
М. Бахтин
Поэт – дитя любви и дружбы,
не государственное оружие,
не лауреат (даже если вдруг),
он – твой друг.
Женщина
…я забывал о том, что человек
ты – а не только женщина в безумьи.
И попадал я к дьяволу на зубья,
которым становился человек
Стих
/неисследимая скоропись бытия/
Строчка летит на листок, и куда-то бежит по листку.
Где она раньше была и где будет потом – неизвестно.
Так и поэт: там, где он – очевидное место.
Но где окажется вдруг – не известно ему и врагу.
Попугай
Когда, едва передвигая ноги,
я брёл, несчастный, злобных мнений раб, –
в луче плясали боги вдоль дороги,
и небосвод синел, и свет не слаб.
И я свернул в убогий переулок,
где каждый дом был обречён на слом
(в глухом ряду один мой шаг был гулок) –
и вдруг увидел птицу за стеклом.
Волнистый попугай томился в клетке.
Чужой забавы жертва, он глазел
на отраженье в зеркальце, и цепкий
его зрачок медлительно мутнел.
И стало легче мне! Благая сила –
на глупость человека (на себя) –
стряхнув тоску, меня развеселила…
И понял я – как выглядит судьба.
Начало весны
О бессилье весеннее,
блеска полого стынь! –
вечность до Воскресения:
растекайся и ты; –
в проточное луж мерцание,
в жадные ноздри льда
с грязью твоё сползание
мёртвая помнит вода; –
с дрянью, с плевками, с окурками,
с копотью, съевшей снега; –
льда венозного жилками
струится твоя нога.
Память
Память отрешается от смертного,
имена домов не разбирает.
Там – купец жил, там – партийный босс. Но этого
мысль иметь уже не пожелает.
Донный мрак клубится по оврагам
и расщелинам. А занялось строительство –
зажилось счастливей бедолагам,
и как будто кончилось мучительство.
Лишь когда фасеточной гармонией
дом любой усвоен и преображён, –
собственности отпадают антиномии:
мир – дворец, и ты в нём поселён.
Exegi monumentum*
/стихи, сочинённые во время ночной лихорадки/
Я посвятил эти шесть или восемь
стихотворений – узнайте об этом! –
Единорогу и Деве – их оси
стоят шести совершенных творений.
Дело и не в exegi monumentum,
вечной земле эта честь безразлична,
в камне явить невесомую лепту –
жизни лишить эту песенку птичью:
радости, лёгкости и узнавания –
озаренья нездешней природы.
Нет и земли без святого желания,
движутся к небу грунтовые воды.
*"Я воздвиг памятник" – Гораций
Обращение
"Сначала мать, потом отец" *...
А я до сих пор не мог написать,
о том, как мать ушла под конец.
Сначала отец, а потом и мать.
И это уже не переписать
(как и свой не отсрочить конец) –
как умирала мучительно мать,
но сначала – отец.
Боже мой, Твоя благодать
для любящих да пребудет сердец.
Так под конец умирала мать,
так умирал отец.
* строка из стихотворения С. Гандлевского
Ворона
На осине каркает ворона,
разнося предателю хвалу,
нижний мир внимает восхищённо,
и болтается Иуда на юру.
Из глазниц повылезали бельма,
опросталось чрево от кишок
и смердит в округу беспредельно.
Рукоплещет ад нехорошо.
Сребреники выброшены в тину.
На зловонном каркает посту –
предпочтя доходную осину
честному кресту.
На кресте
Когда обезумевшая толпа
Разила ненавистью собственного страха, –
Он думал у позорного столба:
"Не вырвать их из золотого праха
Сердец, окаменевших для тельца,
И не вернуть любви, что растворила б
Их умершие души для Отца
И сына матери вернув – освободила б".
Он их прощал. И отводил свой взгляд
От лиц людских, столь искажённых злобой,
Что смерть была желаннее, чем яд,
Язвящий кровь. Хладеющей утробой
Он понимал, что там могла стоять
И дочь его, средь этих ртов, орущих
«Распни его!». Или вон там, где мать
Стоит меж искренних и тихо слёзы льющих.
Он понимал, ему не изменить
Ни то, ни это. Наседала мука.
Томила духота. Хотелось пить.
Он ждал Отца. Но не нашлось ни звука –
Средь гула нестихающей толпы
Ни звука не было – ласкающего сердце.
Совсем свело и плечи, и стопы.
Не шевельнуться. Никуда не деться.
Оставив всё, почти простив свой век,
Он возопил в святое ухо Бога!
И Бог смолчал. Бог помолчал немного.
И Богом стал сей смертный человек.
Воскрешение Лазаря
Иногда я лежу просто мёртвый.
А потом встаю и хожу.
Если спросят меня о чём-то, –
я в ответ ничего не скажу.
Потому что смертные мысли,
от которых весело вам,
убивают меня при жизни.
Я бываю мёртв по утрам.
И лежу сомлевший и сонный,
и во сне обретаю явь.
Так в могиле лежит покойник,
по утрам так покоен я.
Пятница
1
Воздух страстного утра
напоминает Бога.
Не думай ни о чём –
зелёные побеги
замерли, как Вселенная,
чтобы очнуться снова.
Вздрогнет Земля под ногами,
по щиколотку в траве,
И вострая птица-петух
закричит троекратно:
– ку-ка-реку,
вос-кре-си,
ку-ка-реку! –
И охряной радостью брызнет
из лазоревой глубины
вечная новость
блаженного Воскресения.
2
Полюбуйтесь: в пасхальном тумане
вся Уфа – словно дымка Ханами! –
нежной сакуры милое девство,
русской Азии – утро и место.
Странник
Я тень из тех теней…
А. Тарковский
Бога узнавшему не остаётся места
на самочувствие, важное самомненье.
Стала любовь Господня ему невеста,
тронутый ею странник, стал просто тенью.
Он приклоняет голову, спит и видит
мёртвые сны, словно лисы в глубоких норах.
Узревший Бога, уже ничего не видит –
лишь полыхает виденья спелый сполох.
Люди имеют семьи, и птицы – гнёзда,
Сын Человеческий – крест и нетленное тело.
Ночью промчится байкер, зажгутся звёзды,
выйдет патруль, и с тенью сольются тени.