Дмитрий Латышев родился в 1975 году. По образованию педиатр, кандидат медицинских наук, преподаватель и практик. Стихи пишет с детства. Публиковался в периодике, преимущественно региональной. Живет в Барнауле.
Особая манера всей подборки Дмитрия Латышева — поиск большего художественного смысла и, соответственно, убедительнейшего стиля. Отсюда и подступы автора к очищенной, преодолевающей своё бессознательное, поэзии. А это архитрудно. Отсюда, понятно, и стремление (пока смутное) у Дмитрия Латышева заручиться поддержкой хитроумного и могучего Одиссея (Улисса) и научится у него чему-то, проследовав опасным маршрутом вместе с царём Итаки. Правда, пока новый поэт ассоциирует этот легендарный маршрут почему-то с «постриженной стезёй, напоминающей газон…». А значит, и героический край Геркулесовых столпов, и сам кипящий ужасами доблестный путь между Сциллой и Харибдой ещё предстоят как нетривиальное открытие (в виде великого опыта) новому поэту, — если он, конечно, отважится двинуться дальше (глубже) поверхности окультуренного городского или сельского ландшафта. А пока и Ясон, как следует из самих стихов Дмитрия Латышева, раздобыл не Золотое руно, символ высшей духовной красоты, чистоты и славы, а только рыжую лисью шкуру:
Этой подстриженной стезей,
Напоминающей газон,
Вновь возвратиться уже ферзем,
Словно со шкурой лисы Ясон.
И нелитературность текста может быть достоинством, пока осваивается в глубину (испытывается на идентичность) его литературно-культурная составляющая. Но освоится ли ещё новая глубина и когда — одному дельфийскому богу известно. Пострижена современная литература, а не сама стезя Улисса. А здесь есть разница, и она — велика. Лук Одиссея, как и лира Аполлона, под силу не каждому из претендентов-самозванцов. Дорога подлинных поэтов пролегает (если пройти её целиком) от невинности и через рискованный, жуткий опыт многих смертельных опасностей и испытаний, доблестное преодоление которых, случается, и приводит к новой чистоте и славе. Символом чего и предстаёт названное поэтом Золотое руно (некая высшая Реальность с Древа Жизни). Собственно поэт и есть тот, кто создаёт эти неисчерпаемые и бесконечно-живые образы-символы.
Но имеет ли техногенно-прогрессистское, научно-популярное мировоззрение нашего времени отношение к Золотому веку и к великой поэзии живой древности? К Древней Греции как истокам всей великой Западноевропейской поэзии, а равно и её преемнице — поэзии русской? Такой вопрос поставлен неверно. Ибо ответ на него может быть лишь отрицательный. Научная позитивная прагматика нашего индустриального века не есть вся поэтическая Реальность в её собственной Красе, не она сама. (Это только периферия, важная цивилизационная составляющая современной жизни.) И другое дело — современный человек, пишущий стихи. Им может оказаться, конечно, кто угодно. Но пишущий их уже притязает на звание поэта, и, значит, должен хотя бы попытаться пройти с Улиссом или Ясоном (с Гомером) все чудовищные испытания, выпавшие на их долю. Автор Дмитрий Латышев уже заглянул в живую, неисчерпаемую мифологическую бездну вместе со своими героями и обрёл хотя бы возможность совершить невозможное — добыть Золотое руно в походе с аргонавтами, чтобы связать из лучей его высочайшей невинности дивные новые стихи. Да, по пути поэт неизбежно столкнётся и с драконом, охраняющим бездны его собственной души от его же самозваного обыденного сознания. Познакомится с собственным чудовищем, наводящим на дневное эго поэта неизменный ужас и оцепенение жути. И может быть, раз уж Дмитрий Латышев заговорил о Ясоне, он и сам ощутит вместе с ним всю ревность и месть обманутой и гордой, взбунтовавшейся не к добру женщины. Познакомится не только с Евой, но и с мужененавистницей демоницей Лилит или её младшей сестрой Медеей. А именно о таком небанальном поэтическом опыте здесь у нас идёт речь.
Ну и наконец, если будет на то воля богов, то сложатся и стихи, равные выразительной по силе той божественной воле. Выстрелит лук Одиссея, и прольются звуки с лиры Аполлона.
Ибо плох любитель, который не пытается стать Мастером. Но не хорош и профессионал, так и не узнавший божественного Вдохновения, только и сообщающего обычным по качеству строчкам поэта высочайшую гармонию как свободное желание самих бессмертных.
Одно Вдохновение превращает версификацию в дивные стихи, перед которыми всё меркнет в этом мире.
В целом же у Дмитрия Латышева дикция — лёгкая и естественная, ритмом напоминающая мне стихи Мандельштама (1922 года): «Я по лесенке приставной / Лез на всклоченный сеновал…». Или еще раньше, свободные ритмически стихи Блока 1903 года: «По городу бегал чёрный человек, / Гасил он фонарики, карабкаясь на лесенку…». И это хорошо, это обогащающая, насыщающая звук музыкальность. К тому же, образ лесенки символизирует семантические поиски, смысловую вертикаль. Образы строк Дмитрия Латышева создают обаятельный для читателя и причудливый мир. Так мир собирается из частей, но он уже существует.
Алексей КРИВОШЕЕВ
Дмитрий Латышев. Стихи
* * *
Части от сломанных вещей:
Поцелуй, дуновение ветерка
Ты бери и неси скорей
Из огня да в сон своего теремка.
Где окно, как сонная полынья –
В ней смола закалилась чтоб,
Золотой копной волос дразня,
А ты снова подставил свой медный лоб.
Нарисуем карту живой страны,
Города и этот незрячий сон
Разместятся рядом, а для зимы
Остается солнечный перегон.
Это как бы о встрече наоборот
Впрочем, в картах, ты знаешь, герой – дурак,
На экране послушно откроет рот
И оставит тебе непонятный знак.
В нем увидишь, что хочешь – знакомый сон:
Незнакомый бархат ночных полей,
Кто в углу нашептывал в унисон,
Что хотелось побыть хоть чуть-чуть смелей?
* * *
Я добавлю только, что рыж янтарь
У людей, и совсем другое – у лис.
Я ошибся – наш слишком велик словарь,
Да и я, к сожалению, не Улисс.
Даже не знаю, что сделал он,
Хоть догадаться сейчас легко,
Дело известное: закон
Преступи и живи далеко.
Пробираться сквозь букв –
Незнакомых губ
И бровей – запятых-тире,
Каждой букве от счастья срываться с губ
Вдалеке от семи морей.
Этой подстриженной стезей,
Напоминающей газон,
Вновь возвратиться уже ферзем,
Словно со шкурой лисы Ясон.
* * *
Городок провинциальный,
Не пасхальный и не новый,
Красный дом официальный,
Магазин – живая школа
Для классических мужей,
Обделенных воспитаньем,
Подгоняемых взашей,
Золотым воспоминаньем
О жене, прекрасной даме,
И о дочери – актрисе,
О камине с изразцами,
О Наташке и Ларисе –
Секретарше злой и юной,
Как в кино, почти что, жесты.
Вот в такой, мой друг, подлунной
Нам искать в сугробе место.
* * *
И будучи странным ребенком,
Заброшенным в бытие –
Только ты и берег тонкий,
Пусть каждый возьмет свое.
Придерживаясь старого правила –
Стремясь никуда не стремиться,
Узнаваемая окраина
Лепит города лица.
Ломая строку намеренно,
Соблазны внося контекста,
Сколько пути отмерено –
Стикса, слывущего текстом!
* * *
1
Хоть казалось, что нет причин
Видеть будущего детали, –
Резал по дереву нож перочинный,
То есть приоткрывались дали.
Или терялся замысел,
Ум по звуку напоминал Фому
Неверующего. Из заснеженных сел
Звук приближался к нему.
И половины, где этот звук
Раздваивался, обходя дома,
Напоминали пару глаз или рук,
Рождение человека. И с ума
Это сводило в четырнадцать лет,
А город был нем и глух.
Мелодия – будущего билет,
Случайная, как все вокруг:
Знаком приветствия и судьбы
Скоро, когда подрастешь,
Звук начинался, звонок звонил,
Так все начиналось, что ж
2
Доступный для времени и зимы
Гриппа, ОРВИ и других проказ
Тебя как снег с рукава смели,
Но возвратишься еще не раз
Туда, где все начиналось, чужой дом
Значил больше, чем отец и мать,
Тогда и задумываешься об ином
Месте, куда возвратишься вспять.
Ведь и такая зима пройдет
В поисках лета (самолета прицел),
Звук не замерзнет, начало найдет,
Где начинался всегда – в конце
Изрытый радиоволной морщин,
Но узнаваемый почти без лести,
Только, казалось, что порознь молчим
А получилось – прожили месте.
Баллада
Прапора, прапора, оборзевшие прапора
Позабыли про «прошлое», знают только «вчера».
И затягиваясь дешевым пивом,
Рассуждают о «москвичах» и «нивах».
Переводя на простой язык, –
О том, что распадается стих.
Как забора пальцы пустые,
В нем торчащие запятые.
Молодая мать, воскресая еще вчера,
Сквозь чужие руки и просторные вечера.
Одиссеев путь маршрутки, чужой подъезд –
И из детства забытое: «Нет в гостинице мест».
В ней случайно затеплилось: «Наконец-то, жива!» –
А на кухне мать, охранявшая все вечера,
Расплетает ножом разноцветную овоща нить,
Ей по радио быть обещают и слыть.
Ты узнала: опять все похоже на блюз.
– Где ты, где ты? Я жить теперь не боюсь!
Она красива: так всегда, когда нет тридцати,
Если песенки забивают все головы уголки,
Синие джинсы скрипят на ногах и бедре,
Проходя где-то в будущем – значит, нигде.
Репродуктор над лавкой, а лавка – в просторном саду,
Только я туда никогда не приду.
Вот тогда, на себя натыкаясь, расплетаясь среди берез,
Все ж бредешь домой – и приносишь вопрос,
Кошке-сфинксу его обратив в лицо,
Засыпая, чтобы присниться себе отцом.
Подготовил Алексей Кривошеев