Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
МЕМУАРЫ
17 Декабря , 19:03

«Мой путь, моя судьба...» Часть одиннадцатая

Воспоминания

Первомай 1957 года. Сидят В. Воронин, 3. Султанов. Стоят М. Чуваша ев, Ф. Грюнвальд, В. Васильев, Б. Мухамадиев, (?), С. Хабибуллин, А. Бикчурин
Первомай 1957 года. Сидят В. Воронин, 3. Султанов. Стоят М. Чуваша ев, Ф. Грюнвальд, В. Васильев, Б. Мухамадиев, (?), С. Хабибуллин, А. Бикчурин

Когда мы были молоды, наши симпатии были на стороне пары Сулейманова – Саттаров. Гузель Сулейманова с блеском окончила Ленинградское училище. На выпускном концерте она в паре с будущим ведущим солистом Кировского театра Борисом Брегвадзе выступила в труднейших па-де-де из балетов «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». Танец Сулеймановой был легок и техничен. Уфимское телевидение запечатлело живое исполнение Гузели Галеевны, и ныне молодые артисты башкирского балета могут удостовериться в высоком уровне мастерства этой замечательной классической танцовщицы. Она, кроме прочего, была наделена даром и хореографа, и педагога-репетитора. Крупицы своего таланта Сулейманова сумела вложить в Венеру Галимову, работая с ней над ролями в балетах «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Черноликие».

Кавалером и партнером Сулеймановой был Фаузи Миннимуллович Саттаров. Не владея в должной мере техникой классического танца (этот досадный пробел в их дуэте с лихвой восполняла партнерша), статный темпераментный Саттаров сочетал в себе мужество, красоту и поэзию романтического героя. Он был нелегок на подъем, Сулейманова постоянно подталкивала его к постановочной деятельности, и благодаря ее усилиям Саттаров осуществил постановки балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Шурале». Все самые лучшие танцевальные качества этой пары проявились в исполнении «Элегии» на муз. С. В. Рахманинова.

Запущенная онкологическая болезнь неуклонно подтачивала жизненные силы Сулеймановой. Министерство культуры РСФСР решило присвоить ей почетное звание народной артистки СССР. Комиссия просмотрела балет «Черноликие» в исполнении Венеры Галимовой и одобрила решение Минкульта, но некими «друзьями» вдогонку комиссии было отправлено письмо с возражением на присвоение почетного звания. Повторилась история, когда в партбюро театра пришел отказ в приеме Сулеймановой в члены КПСС. Мужественная женщина тяжело переносила болезнь и удары судьбы. Как-то Гузель Галеевна решила передать своей ученице набор своей сценической бижутерии как своеобразную творческую эстафету и как будущую память о ней, но Венера отказалась, так как не теряла надежды на выздоровление своего педагога.

Мне посчастливилось выступить с Сулеймановой на сцене уфимского театра в картине «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно в партиях Вакханки и Вакха. Мне запомнилась эта премьера как подлинное торжество танца. Много лет спустя, на очередном приеме детей в хореографическое училище, я обратил внимание на маленькую худенькую девочку. Тезка прославленной башкирской балерины, Гузель Сулейманова младшая отлично закончила БХУ, стала лауреатом Международных конкурсов, удостоилась почетных званий России и Башкортостана и ныне достойно представляет на мировой балетной сцене искусство своей родины.

Мне посчастливилось выступать и в последних, до снятия спектакля с репертуара, представлениях балета «Эсмеральда» Ц. Пуни в постановке Виктора Пяри. Партию Эсмеральды танцевала Тамара Худайбердина. Чистый, наивный образ девушки с трагической судьбой вызывал острое сочувствие у зрителя. Элегантный, сильный Феб – Владимир Григории – представлял аристократический мир в противовес миру девушки-цыганки из простого народа. Успеху балета способствовали удачно созданный Фратом Ахметшиным образ Квазимодо и роль матери Эсмеральды, воплощенная Раисой Дербишевой.

Мне было поручено исполнить классическую вариацию офицера на балу. Нуреев рассказывал, что однажды он попросил разрешения подготовить с ним выступление в этой вариации, но ему резко бросили: «Ишь ты, чего захотел!» Рудольф долго носил в себе обиду, даже не самим отказом, а его грубой формой. Он воспринял это как запрет заниматься танцевальным искусством.

Я дружил с Владимиром Тригориным, нас объединял общий интерес к освоению и совершенствованию навыков использования звукозаписывающей аппаратуры. Я часто бывал в доме с мезонином, в котором проживала семья Худайбердиной с матерью Магруй-апа, хлебосольной хозяйкой, настоящей кудесницей по части выпечки пирогов.

Исполнение Тамарой Худайбердиной башкирских и, особенно, редких у нас в стране индийских танцев было эталонным. Завершив танцевальную карьеру, балерина многие годы преподавала пластику студентам Уфимского института искусств.

Яркой, колоритной фигурой в нашей балетной труппе был Фарит Сабирович Юсупов, обладавший большим актерским дарованием. Он многое воспринял от высланного из Ленинграда артиста балета Кировского театра Михаила Дудко. Юсупов создал убедительные образы Арсланбая в «Журавлиной песне», Гирея в «Бахчисарайском фонтане», Абдерахмана в «Раймонде», Тибальда в «Ромео и Джульетте». Он был человеком бесконфликтным, болеющим за судьбы башкирского балета, вечно мучающим всех вопросом: «Что будет с балетной труппой после ухода ветеранов?» Администрация театра, в отсутствие главного балетмейстера, назначила Юсупова руководителем труппы. Он, как и Худайбердина, в разные годы был председателем государственных экзаменов в Уфимском хореографическом училище.

Кордебалет театра состоял из энтузиастов танцевального искусства. Они совершенно искренне «жили» на сцене и способствовали успешному выступлению солистов. Какое-то время я вел занятия в балетной студии при театре. Выпускникам-студийцам я советовал продолжать учебу в хореографических училищах страны, из-за этого я имел неприятный разговор с администрацией, лишившейся пополнения труппы молодыми танцовщиками.

Юлай Ушанов, Шамиль Терегулов, Ю. Гайнанов, послушав моего совета и закончив профессиональное обучение в хореографических училищах Перми и Москвы, дружно возвратились в родной театр.

Мы с Венерой выступали в главных партиях Лизы и Колена в балете «Тщетная предосторожность». Успеху спектакля во многом способствовало талантливое исполнение Саяхом Хабибуллиным роли богатой фермерши Марцелины. Зритель до конца спектакля не подозревал, что Марцелину играет мужчина. Забавен и глуп был в роли Никеза Владимир Васильев. Партию подруги Никеза исполнила Фердаус Нафикова. Степенного, рассудительного Нотариуса представлял Фридрих Грюнвальд.

Грюнвальд вносил свой вклад в то, чтобы зритель воспринимал балетный спектакль как целостное произведение. Он выходил в ролях королей, графов, исполнял роль злого гения Ротбарта в «Лебедином озере». В балете «Буратино» Грюнвальд был Папой Карло. Я вместе с ним также старался создать нужную атмосферу. Австрийский еврей, Грюнвальд подростком бежал от нацистов в Палестину, затем перебрался в СССР, где попал в фильтрационный лагерь. По достижении совершеннолетия был выпущен, с советским паспортом и гражданством. Это был человек с яркой западноевропейской внешностью, пользующийся успехом у женщин. Он мастерски рисовал копии с картин И. Шишкина, И. Левитана, подрабатывал, расписывая жестяные подносы.

Ярко и темпераментно исполняли характерные танцы солисты балета Фрат Ахметшин и Валентина Баранова. Они специализировались на польских, венгерских, цыганских танцах.

...Оперная труппа пополнилась молодыми выпускниками Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова: Иваном Ивашковым и Владимиром Голубевым, вскоре они заняли положение ведущих солистов оперы.

Оперная труппа была представлена сильными профессиональными голосами: Магафур Хисматуллин, Габдрахман Хабибуллин, Магафура Салигаскарова, Бану Валеева, Михаил Труевцев, А. Муромцев, Петр Кукотов, Федотова, Бриткова.

Молодые артисты балета и ветераны коллектива принимали участие в оперных спектаклях: «Салават Юлаев», «Чародейка» – до сих пор в памяти реплика: «А ты вина, Мамыров, хочешь?» – после нее начинался черед нашего танца. В опере «Буря» подпевали песне атамана. В каждом спектакле, будь то опера или балет, участвовал весь творческий коллектив театра. При постановке балета «Дон Кихот» на роль Санчо Пансы был назначен солист оперы Хусаин Мазитов. Однажды в первом акте, после сцены со жмурками и последующим подкидыванием на растянутом полотне в воздух, Мазитов упал, и после этого партию оруженосца Дон Кихота всегда исполнял артист балета.

Оперная труппа приступила к постановке оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, и тогда я, наверное, в первый и последний раз, услышал незабываемое пение Салиха Хусниярова – индийского гостя. Большой популярностью пользовался темпераментный страстный драматический тенор Петр Кукотов.

Артисты балета всю их творческую жизнь остаются «мальчиками» и «девочками». Нередко старшие вокалисты подтрунивали: «Хорошо вы работаете, нам нужны своевременные зарплаты кормить свои семьи».

Много лет прошло с тех пор, но я не слышал равного по глубине и силе исполнения арии Салавата, как это делал Магафур Хисматуллин. Он был талантливым актером и поразительно передавал богатую палитру состояний героя, от возвышенно-лирического до трагического.

Не имея возможности постоянно использовать сцену, которая делилась с Башкирским драматическим театром, труппа большое количество спектаклей ставила в расчете на выезд в разные районы Уфы. Как правило, осенью театр оперы и балета выезжал на гастроли по обслуживанию жителей городов республики: Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Кумертау, Нефтекамск. Постоянно устраивались концерты артистов балета в Доме правительства, Доме просвещения, па летних эстрадах в уфимских парках. Солист оперы М. Груевцев организовывал концерты в санаториях Шафраново, Аксаково, постоянными участниками которых были Венера Галимова, Фердаус Нафикова и ваш покорный слуга.

Решая вопрос о вводе молодых артистов в спектакли, администрация театра использовала форму «молодежных спектаклей». Так Гузель Сулейманова подготовила с Галимовой партию Марии, Набиля Валитова с Нафиковой партию Заремы в «Бахчисарайском фонтане». Оперная молодежь выступила в спектакле «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса. Ярким событием явилась постановка Семеном Владимировичем Дречиным балета «Голубой Дунай», который за два театральных сезона был сыгран более 150 раз.

Мне в балете выпала роль Булочника и дивертисментные танцы, пользовавшиеся большим успехом у зрителей: «Романс», «Тирольский танец» и несколько вальсов. Персидский танец исполняли Фердаус Нафикова и Эльза Сулейманова, уфимский зритель впервые увидел на сцене полуобнаженные молодые женские тела. Комический танец гусаров исполнялся тремя артистками. За Венерой Галимовой закрепилась партия лирической героини Анель. Балет «Голубой Дунай», сам того не желая, вытеснил из репертуара классические балеты, но вместе с тем продлил творческую жизнь Зайтуны Насретдиновой и Халяфа Сафиуллина, которые в партиях Актрисы и Музыканта в полной мере использовали свое актерское дарование.

 Продолжение следует…

Автор:Алик БИКЧУРИН
Читайте нас: