8. А Гранд-Каньон на плато Колорадо?
Появились и некоторые другие возможности. Моя коллега Кулян Джанабаева, в прошлом преподаватель вуза в Караганде, протоптала авиатропинку до США в рамках проекта «Business to Business» для Алматы, который финансировался Госдепартаментом США. Кулян всегда пристально отслеживала такие проекты и программы в Сети.
Мы прошли конкурсный отбор для участия в проекте, и она попала в Филадельфию, а меня занесло в Тусон, штат Аризона. Штат Гранд-Каньона. Фантастическая трещина в земной коре. Протяженность этого чуда природы — 446 километров. Ширина колеблется от 6 до 29 километров. Максимальная глубина — 1857 метров. Горная система Колорадо. Давным-давно видела какой-то американский фильм, в котором две подруги, полностью разочаровавшись в жизни, в приступе предельного отчаяния и безумия, наверное, разогнались и прямо в машине полетели на дно каньона. Или же это был любовный треугольник, в котором отвергнутая женщина бросается в пропасть вместе с соперницей? Скорее всего, вторая ситуация. Уже даже сюжет фильма не помню, а эпизод запомнился. Стояла и я на краю пропасти у этого Великого каньона. Было такое смутное ощущение, что огромное пустое пространство ниже уровня поверхности земной тверди под ногами немного в себя затягивает и засасывает…
Продолжительность стажировки — целый месяц! Май в пустынном климате. Пейзажи, разумеется, тоже пустынные. Кактусы всех размеров и конфигураций. Есть гигантские и крошечные, и колючие, и даже пушистые с виду. В каком-то дымчатом ореоле. И круглые, и плоские, всевозможных причудливых очертаний. Серебристо-зеленые и зеленовато-серебристые. За городом есть и Музей кактусов, куда меня как-то свозили мои гостеприимные хозяева — Сью и Билл. При университете штата Аризона, где меня принимали на кафедре сурдоперевода (!), создали Парк кактусов, в котором принимающая сторона меня даже сфотографировала. Стою рядом с кактусом — примерно в три раза выше меня! Итого — около пяти метров, а может, и выше. Год 2002. Тогда у меня была самая простая «мыльница», и в Аризоне я много фотографировала. Особенно во время четырехдневного путешествия вдоль Гранд-Каньона.
Выехали в четверг после завершения рабочего дня. Вернулись в Тусон в понедельник. Каждую ночь отдыхали в другом отеле или мотеле. Все неизменно хорошего качества: номера, санузлы, питание — сервис в целом. Высокий уровень комфорта. Вдоль дороги — площадки, оборудованные для отдыха и пикников. Столы, скамейки и навесы в стиле ковбойских фильмов. Мусорные контейнеры — чистые, без разбросанных вокруг отходов. Видно, что мусор регулярно вывозят и поддерживают чистоту и порядок. Приятно глазу и душе… Чуть севернее вдоль автотрассы появились сосновые рощицы. Дорогу иногда переходили олени — грациозно, не спеша, без страха.
В этом невыносимо жарком и, казалось бы, непригодном для выживания пространстве присутствует не только флора, но и фауна: «Всюду жизнь!» В пустыне обитают птицы и животные, приспособленные природой к жизни в горячих песках. А люди на любые расстояния перемещаются только в автомобилях или автобусах с кондиционером. Пешеходов нет нигде! В том числе и на городских улицах. Прогуляться пешком я позволяла себе только с наступлением сумерек! Добегала до коммунального бассейна с чистейшей водой и в свободные вечера плавала там с парочкой пенсионеров и одной одинокой вдовой с этой округи. Общались, беседовали за жизнь. Все-таки на разных сторонах шарика живем. Про Казахстан никто и слыхом не слыхивал. Бассейн огорожен красивым забором, вдоль которого посажены апельсиновые деревья. Вырастили по периметру даже газон. Рядом с бассейном небольшое здание с душевыми кабинками. Комфорт, порядок и чистота. Удобные шезлонги. Есть специальная фирма, которая на договорных условиях обслуживает такие коммунальные бассейны. Ухоженные и благоустроенные. Я все удивлялась, что местные жители почти не пользуются столь замечательной возможностью — поплавать в бассейне с теплой и чистой водой. А содержание бассейна идет отдельной строкой в счетах по коммунальным услугам. Даже я (пловчиха никакая!) к концу пребывания в Тусоне начала переплывать весь бассейн. Наверное, метров 25 или даже больше.
И все же в непривычном климате организм вел себя иначе… К пяти часам дня у меня явно начиналось кислородное голодание. Я пожаловалась Сью, что к этому времени у меня вообще иссякают силы. По этой причине я иногда даже отказывалась от участия в вечерних мероприятиях и встречах. Сью посоветовала выпивать в половине пятого пол-литра кока-колы:
— Там есть кофеин. Он поможет вашему организму продышаться… Уже через полчаса почувствуете прилив сил. Хватит, чтобы продержаться еще 2-3 часа.
Я последовала совету Сью. Автоматы с кока-колой стояли повсюду, где мы бывали. В холлах и лобби всех зданий. Освоила новую бутылочку-выручалочку. Раньше мне и на ум не приходило даже попробовать этот напиток. Пепси-колу местного разлива пила иногда в Ташкенте, когда училась там в аспирантуре в 1988–1989 годах. Дважды по полгода жила в этом прекрасном городе с февраля по август. Как-то в летнюю жару попробовала пепси-колу в буфете Национальной библиотеки Узбекистана. Напиток ароматный, освежающий и бодрящий! Мне даже понравился!
За месяц в Тусоне, штат Аризона, я успела постажироваться: 1) в маленькой фирме по усыновлению сирот с постсоветского пространства; 2) в издательстве, которое выпускало также переводы с других языков на английский; 3) на кафедре сурдоперевода в университете штата Аризона; 4) с судебным переводчиком Мерседес (испанский-английский) и 5) в компании «Cyracom», которая специализировалась в поддержке телефонных переговоров разноязычных сторон в 30 штатах США, с участием переводчиков, разумеется. Плюс вечеринка для друзей (в основном китайцев), которую устроили Сью и Билл в своем патио ради своей гостьи из Алматы, Казахстан.
Принимающая сторона (Pimienta Community College) считала своим долгом еще и развлекать нас! Вечерами и по выходным. Стажеры из сферы малого бизнеса Казахстана побывали: 1) на ранчо, где нам устроили танцы и ужин с барбекю по-ковбойски; 2) в японском ресторанчике, где повар-японец на наших глазах готовил на жарочной поверхности нечто японское, подбрасывая и переворачивая ингредиенты с ловкостью фокусника — с виду незамысловатое, не очень понятное, но вполне съедобное; 3) в Мексике, в приграничном городке Ногалес, округ Санта-Круз; 4) в Лас-Вегасе с посещением казино, и 5) в трехдневном путешествии вдоль Гранд-Каньона. Неплохо, да? И все это за один месяц! Такой вот насыщенный май 2002 года.
С тех пор мгновенно пролетели 20 с гаком лет! «Иных уж нет, а те далече…».
Пишу эти строки в Астане, новой столице Казахстана. Так уж сложилось. Отсюда до Уфы поездом чуть больше суток. До Павлодара девять часов, тоже поездом. На восьмом десятке бытия мой организм летать уже не хочет… Вспорхнула бы, да что-то не пускает! А В ПОЕЗДАХ Я ПОЧТИ ДОМА!