Все новости
МЕМУАРЫ
9 Апреля , 14:00

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть тридцатая

Приключения офицера-подводника

Изображение сгенерировано нейросетью
Фото:Изображение сгенерировано нейросетью

Заместители командира по политической части

Заместитель командира по политической части на корабле – это особая категория. Его роль в коллективе особенно заметна в трудные и напряженные периоды службы. В повседневных условиях, кажется, вроде все равно, есть он или нет его, лишь бы по понедельникам по организации политзанятий не было замечаний. Настоящий замполит умело строит взаимоотношения с политотделами всех уровней, ведет текущую работу с личным составом экипажа таким образом, что действительно как будто его и незаметно.

Подводной лодке К-452 с замполитами везло. Первый – капитан 2 ранга Борисов Владимир Степанович, настоящий комиссар, вдумчивый, внимательный, болеющий не только за дела корабля в целом, но и за каждого члена экипажа. Спокойный, доброжелательный, немногословный и обстоятельный. По национальности карел. Наверное, суровые географические условия в течение многих веков выковали таких прекрасных людей и лучшего из них «подарили» нашему кораблю. В дальнейшем Владимир Степанович убыл на самостоятельную должность, возглавил политотдел войсковой части. Для нас всех это была настоящая потеря.

Капитан 2 ранга Алексей Ходюченко. Стройный, спортивный. Выпускник нашего Каспийского высшего военно-морского училища, старше меня по выпуску на 2 года. Окончил штурманский факультет. Прекрасно помню его по училищу, так как он был заместителем командира взвода в одном из классов нашего курса. Не знаю причин такого перевоплощения по специальности, но его оно хуже не сделало. Все стандартные формальности по его направлению работы выполнялись. Считаю, ему повезло, как и всем нам, что пришлось служить под руководством В. Н. Ворошнина. Нашему командиру нужны были не столько заместители, а верные соратники. Алексей был в экипаже недолго, назначен с повышением в политотдел 1 флотилии.

О Якушеве уже сказано немало. Работал нестандартно, с душой. С ним было нескучно.

Его сменил Валерий Михайлович Обухов. Совсем иной по складу характера. Старательный, добросовестный, исключительно корректный. Мне казалось, он никогда не отключается, не отдаляется от каждого члена экипажа. Жил их заботами, старался поддержать каждого. Никогда не ссылался на требования Партии и не имел привычку прикрываться ими. По внешнему виду настоящий школьный отличник.

Ему, в отличие от предыдущих замполитов, пришлось на подводной лодке тяжелее всего. Владимир Степанович Борисов с экипажем прошел Учебный центр и довольно долго служил на К-452. Анатолий Якушев до Военно-политической академии прошел непростую школу на дизельных подводных лодках Балтийского флота. Обухов служил на надводных кораблях Оперативной эскадры Северного флота. Не секрет, что, прибыв на корабль, он в первое время знал свою каюту и еще «где корма и где нос». Плюс молодой командир. Хотя эти обстоятельства, может, и сыграли положительную роль в его становлении.

В кратчайший срок, со свойственной ему старательностью и энтузиазмом, он разобрался с устройством сложного корабля, спецификой службы, а главное, незаметно возложил на себя часть ответственности за моральный климат и, что не менее важно, все возможные и порой непредсказуемые социально-бытовые вопросы.

Командному составу разных уровней на корабле, с одной стороны, проще войти в коллектив, особенно в условиях частого нахождения в море, к примеру, как получилось у меня в свое время. Мы – офицер, мичман и старшина срочной службы – вместе в тесных боевых постах и командных пунктах. Все действия регламентированы уставами и инструкциями.

А замполиту-то сложнее. В море от собрания до собрания не проживешь. Надо чувствовать и находиться именно там, где более всего ты нужен, как в повседневной жизни экипажа, так и, что особенно важно, на боевой службе.

Помню, по итогам первых же суток на боевой службе Обухов вывесил на общее обозрение в кают-компании личного состава мичманов красочно оформленный плакат «Оценка результатов несения ходовой вахты» по боевым сменам. Список личного состава боевых смен возглавляют вахтенный офицер и вахтенный инженер-механик (ВО и ВИМ) и проставлены им соответствующие оценки. До этого момента на боевой службе Лист с оценками за несение вахты ВО и ВИМ всегда находился в кают-компании офицерского состава. Конечно, эти оценки не являются большим секретом для всех остальных, но традиции есть традиции.

В результате я «принимал» у себя целую делегацию недовольных вахтенных офицеров и инженер-механиков, которые искренне возмущались новым порядком, тем более без обсуждения с ними. Особенно рьяно выступал Володя Дубовиков,

«хранитель традиций» нашего корабля. Сам я лично также был немного удивлен выставлением на общее обозрение руководителей боевых смен. Что сделано, то сделано, и мне пришлось найти убедительные аргументы для беседы с офицерами и доказывать правоту моего заместителя.

Был у Валерия Михайловича свой стиль, был. Плохо, когда его нет, и присутствует равнодушное отношение к своему делу. В дальнейшем Обухов назначен на первый атомный ракетный крейсер Военно-морского флота. Через несколько лет заслуженно возглавил политотдел дивизии десантных кораблей.

Необходимо отметить, что не только с замполитами, а со всеми, кто когда-то служил на нашей подводной лодке, сохраняются самые добрые и дружеские отношения навсегда. Наверное, в этом сказывается таинственная и нереальная аура нашей подводной лодки, в чреве которой мы «родились», ходили в самые различные районы Мирового океана и всегда успешно решали поставленные задачи.

Продолжение следует…

Автор:Б. С. ЗУЛЬКАРНАЕВ  
Читайте нас: