Все новости
МЕМУАРЫ
14 Декабря 2023, 15:00

В зеркале времени. Часть четвертая

Отрывки из книги

из архива автора
Фото:из архива автора

Выбор пути

1970 год. Средняя школа окончена, и мы с мамой едем в Уфу «на разведку». Я не совсем четко представляла, куда идти учиться дальше. Хотела стать актрисой, но не знала, где этому учат. Мне посоветовали попробовать показаться в ансамбль народного танца. Пришли в филармонию, но оказалось, что ансамбль на гастролях. Опять же по чьему-то совету пошли в недавно открывшийся институт искусств. Так мы оказались на Ленина, 14.

В учебной части узнали, что набор будет проводиться только на башкирский курс актерского отделения. Стать актрисой башкирского театра?! Я окончила русскую школу, обожала русскую классическую литературу и представляла себя только русской актрисой. В учебной части сказали: «Скоро должна подойти заведующая кафедрой Шаура Мусовна Муртазина, поговорите с ней».

Я узнала ее сразу. Не потому, что видела фотографии, просто на интуитивном уровне поняла: эта женщина решит мою судьбу. Подбежала к ней, объяснила ситуацию. Шаура Мусовна просто ответила: «Не знаешь башкирского? Ну так зазубри что-нибудь! Если есть актерские данные, язык можно выучить. А на экзамене мы проверим, обучаема ли ты».

Документы сданы, и я поехала готовиться. Первым делом нашли басню Мажита Гафури «Нарыкты кем ашаган?». Кто мог подумать тогда, что через годы я сама в качестве члена приемной комиссии буду выслушивать ее сотни раз?!

На вступительных экзаменах я прочитала басню, плохонько спела, зато хорошо станцевала. Габдулла Габдрахманович Гилязев, декан факультета, спросил: «Жива еще твоя бабушка?» Помню, меня это очень удивило, но и обрадовало, конечно, что здесь кто-то помнит мою бабушку.

из архива автора Приемные экзамены на театральном факультете
Приемные экзамены на театральном факультетеФото:из архива автора

Не знаю, что мне помогло больше, но меня приняли: я поступила на башкирский курс актерского отделения театрального факультета.

Это был третий набор молодого вуза, всех студентов было не более пятидесяти человек. Музыканты и вокалисты, актеры и режиссеры жили единой братской семьей в тесном общении и сотворчестве.

Первый набор на актерско-режиссерский курс театрального факультета был небольшой. Здесь учились будущие известные актеры Олег Ханов, Суфия Курбангалеева, Рафиль Набиуллин, Риф Сайфуллин. Возглавляла курс сама Ш. М. Муртазина, а после ее отъезда – Г. Г. Гилязев и Ф. К. Касимова. Русская группа – Мария Тришкина, Зина Петренко, Зоя Закирова, Александр Афанасьев. Режиссерская – Борис Ларионов, Леша Туманов, Урал Халилов, Виталий Чепайкин. Все они были для нас старшими и недосягаемыми.

Мы набирались в третий заход, но выпускались вторыми. Мы – это режиссерский курс под руководством Г. Г. Гилязева, где учились Павел Мельниченко, Юра Комков, Володя Абросимов, Ильдар Гилязев, а также наш курс, художественное руководство которым принял Рафаэль Мухаметович Аюпов (бывший режиссер Сибайского театра, только что переехавший на работу в Уфу): Салих Афлятунов, Венера Хасанова, Римма Юнусова, Радиф Яныбаев, Раус Загитов. Осенью, когда мы приехали на учебу, Аюпов, строго оглядев нас, сказал мне: «Вот тебя бы я вообще не взял. Ты плохо разговариваешь на башкирском. Нужно знать свой язык!»

Это был нокаут! Я все лето учила башкирский, но так старалась, что готова была во все слова вставлять вместо «с» «И». Вместо «сумка» говорила «Ьумка», могла сказать: «Иагат нисэ?» и т. д. Какое счастье, что на приемных экзаменах сидела Шаура Мусовна, дочь легендарного комбрига, сама воспитанная на русской культуре.

из архива автора А. Островский. «На бойком месте». 1974 год
А. Островский. «На бойком месте». 1974 годФото:из архива автора

Я пожизненно обязана ей тем, что оказалась в этом вузе.

В общежитии на улице Свердлова меня поселили в одну комнату со старшекурсницами Альбиной Тансыккужиной, Зифой Баязитовой, Зилей Салишевой, говорившими только по-башкирски. Я прошла строгую школу их воспитания: за год выучила язык, сдала нормы ГТО – «Готов к труду и обороне!». Но в институте я все же оставалась «белой вороной». Возможно, потому, что больше общалась с режиссерским курсом, где говорили по-русски. Была занята в их режиссерских работах, играла в их курсовом дипломном спектакле по пьесе А. Н. Островского «На бойком месте»...

Но это уже потом, а в первые два года мне приходилось туговато. Я даже думала поступать заново, ездила в Москву, пробовалась. На приемных экзаменах мне говорили: «Молодец! Хорошо!», но учиться не брали: я была «неформат» со своей национальной внешностью. В театральном училище имени М. Щепкина так и сказали: «Возвращайтесь к себе, поступайте там. Вы будете у себя звездой. А на русской сцене вам нечего будет играть».

И я вернулась. Учила язык, ежедневно читая вслух по двадцать страниц текста и по одной пьесе. Моя любовь и привязанность к столичным театрам крепла все больше, вероятно, потому, что это было время расцвета театрального искусства. На первые же каникулы я поехала в Москву и Ленинград: смотрела спектакли, ходила по музеям, набиралась знаний, пополняла свой культурный багаж. Я видела самые знаменитые спектакли: «Десять дней, которые потрясли мир» на Таганке; «Принцессу Турандот» в Вахтанговском; «Синюю птицу» и «Чайку» во МХАТе... Двадцать спектаклей за пятнадцать дней, причем самых знаменитых, вошедших в историю мирового театра. До сих пор помню свои впечатления от лучших спектаклей: «Мещане», «Ревизор», «Холстомер» в постановке Г. Товстоногова; «Дон Жуан», «Женитьба» А. Эфроса; «Мастер и Маргарита» Ю. Любимова и других.

Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей, выставки... Я впитывала все как губка. Благо, вход везде был по студенческому билету бесплатный, а билеты на самолет продавались со скидкой пятьдесят процентов – 22 рубля туда и обратно. Сказка! Потом поездки в Москву на спектакли или премьеры стали для меня делом обычным (тогда же их невозможно было посмотреть по телевизору и тем более интернету). Пока училась, летала два-три раза в год в обязательном порядке. Моей повышенной стипендии в 56 рублей вполне хватало и на дорогу, и на еду... А уж я старалась учиться только на отлично!

Я постоянно занималась самообразованием и самовоспитанием, а направляли меня в этом мои педагоги по истории театра Суфия Гильмановна Кусимова, по зарубежной литературе – Нэлли Маратовна Мухамадеева, по истории изобразительного искусства – Любовь Никаноровна Попова. Это были потрясающие педагоги, обладающие глубокими знаниями, любящие свой предмет и своих учеников. Мне всегда везло на учителей. Мое пристрастие к пластическому театру нашло поддержку у преподавателя по сценическому движению Александра Сергеевича Дыбы, который организовал студию пантомимы, а педагог по классическому и народному танцу Тамара Шагитовна Худайбердина даже передала мне свой танец «Болеро» на музыку Равеля. На дипломных спектаклях курса я играла Беатриче в комедии К. Гольдони «Слуга двух господ», Таню в пьесе М. Шатрова «Лошадь Пржевальского» и Сажиду в комедии «Зятек» X. Ибрагимова. Все три роли определили мне амплуа героини, и уже мало у кого оставалось сомнение в моем знании башкирского языка.

из архива автора Х. Ибрагимов. «Зятек». 1974 год. Сафый — Равиль Галин, Сажида — Тансулпан Бабичева
Х. Ибрагимов. «Зятек». 1974 год. Сафый — Равиль Галин, Сажида — Тансулпан БабичеваФото:из архива автора

Какое красивое, чудное время, наполненное мечтами, новыми интересными идеями и планами! Время, когда ты познаешь жизнь и театр одновременно. Одно переходит в другое, и ты чувствуешь себя и Джульеттой, и Жанной д’Арк, и героинями Чехова. Перед тобой распахивается мир, ты летишь, летишь, и нет преград этому полету. Множество встреч с интересными людьми – писателями, поэтами, приходившими на наши литературные вечера, также расширяли и формировали кругозор.

Именно к этому времени относится мое личное знакомство с Рами Гариповым, Рафаэлем Сафиным, Разимом Шафиковым. Людьми театра – Шаурой Муртазиной, Вали Галимовым (главным режиссером Башкирского театра), Габдуллой Гилязевым (главным режиссером русского театра и нашим деканом). Помню, со свойственной мне категоричностью и юношеским максимализмом я однажды выразила мнение о том, что в институте искусств должны учиться только одаренные люди. На что Г. Г. Гилязев сказал: «Жизнь определит, кому суждено будет играть, а кому билеты продавать. Каждому найдется место». Теперь в своей педагогической практике я тоже придерживаюсь такого мнения. Нам не дано предугадать, тем более решать чьи-то судьбы. Жизнь сама все расставит по местам. Часто выпускника, которого ты считаешь талантом, уносит в водовороте жизненных бурь совсем в другие стихии, а средненького ставит в обстоятельства, где он проявляется невиданными гранями таланта. Как важно для молодого человека, чтобы рядом на его пути оказался тот, кто даст правильные ориентиры, иногда заставит или подаст пример, или просто похвалит. Я пожизненно испытываю чувство глубокой признательности к своим учителям. Благодаря им я укреплялась в мысли, что театр – это «кафедра, с которой можно сказать много доброго людям»; все явственней ощущала свою жизненную задачу и дальнейшую дорогу. Считаю, что основная задача педагога в том, чтобы помочь юному человеку найти себя, дать ориентиры и основы профессии, помочь заложить платформу личности и главное – не навредить, потому что театральный педагог имеет дело с очень хрупкой, эфемерной материей – человеческой душой.

Годы летят незаметно. Оглядываясь назад, видишь, как много прожито и пережито, вспоминаешь тех, кто был с тобой рядом в годы твоего становления и овладения азами профессии, и как теперь полученные знания, обработанные собственным опытом и отстоявшиеся во времени, передаются следующим поколениям.

из архива автора Режиссерская группа. В центре — педагог Михаил Кондратьев
Режиссерская группа. В центре — педагог Михаил КондратьевФото:из архива автора

Жить тем, что потом скажешь...

 

Моя актерская биография в Башкирском государственном академическом театре драмы им. Мажита Гафури началась в июне 1974 года. В конце четвертого курса режиссер Лек Валеевич Валеев, возглавлявший тогда театр, пригласил меня на роль Гульямал в пьесе Назара Наджми «Друг мой гармонист». Это был ввод в уже готовый спектакль, новый вариант которого руководство театра сначала решило обкатать на гастролях.

Сразу после выпускных экзаменов, «с корабля на бал», вместе с театром я отправилась на бригадные гастроли по Зауралью. Мы гастролировали месяц с небольшим актерским составом: пришедшие в театр на год ранее меня Олег Ханов и Суфия Курбангалеева, уже зарекомендовавшие себя талантливые молодые актеры Рамзия Хисамова и Ахтям Абушахманов, из взрослых – Гайса Хасанов, Фарида Камалетдинова, Зариф Каримов, и я – вчерашняя студентка. Здесь я начала постигать свое ремесло, незамысловатые правила и режим работы в актерском коллективе, проживала курьезы и драматические эпизоды гастрольной жизни. Начинала понимать, что жизнь артиста – не сахар.

Спектакли в деревнях начинаются поздно, в 10-11 часов вечера, точнее, после возвращения стада и вечерней дойки, а заканчиваются глубоко за полночь. Ночью еще долго трясешься в автобусе, возвращаясь в центр, в гостиницу, находящуюся где-то за сотни километров от деревни. Ложишься спать только под утро. А на следующий день тебя снова ждет дорога, другой район и новые зрители.

Эти первые гастроли были для меня своеобразным боевым крещением. Я осваивала роль по ходу. Единственным моим умением в актерской профессии на то время было умение поставить себя на место другого человека, то есть роли – жить жизнью своего персонажа и искренне проживать его чувства. На каждом спектакле я старалась эмоционально переживать «войну», «встречу с любовью», «смерть друга» и т. д., но, согласитесь, играть тридцать дней подряд одну и ту же роль изнурительно тяжело. А когда у тебя нет опыта, актерской техники, ты рискуешь превратиться в механическую «повторялку», наработать штампы и обрасти коростой. И голос твой проходит испытание, и эмоциональная система. Бывает, и хрипишь, и срываешься или напрочь забываешь текст. Первые гастроли для меня были хорошим испытанием перед выходом на большую сцену Башдрама.

Мы обкатали спектакль и вернулись в Уфу. Премьера «Друг мой гармонист» перед уфимской публикой состоялась осенью в новом сезоне и прошла довольно успешно. Можно сказать, что пресса и зритель меня приняли. Из-за обстоятельств, от театра не зависящих, сценическая судьба спектакля была не слишком долгой, год с небольшим. К счастью, через год, в 1975-м, Лек Валеев и телережиссер Наиль Тибеев решили сделать телевизионную запись спектакля. И вот уже 50 лет телеспектакль продолжает жить своей жизнью. Каждую весну его показывают перед праздником Победы. И каждый раз вместе со зрителями мы имеем возможность вернуться в молодость, в начало начал нашего поколения артистов. Говорят, человек живет дважды: первый – когда происходят события, второй – проживая их в своих воспоминаниях. У актеров есть счастливая возможность проживать разные судьбы многократно, что и делает, наверное, нашу профессию такой привлекательной.

 

Продолжение следует…

Автор:Тансулпан БАБИЧЕВА
Читайте нас: