В 1960 году я пошла в первый класс обычной и музыкальной школы. Я не была в числе активистов и отличников, училась средне, но при помощи бабушки старалась обходиться без троек, хотя не всегда получалось. Я была тихоней, замкнутым и застенчивым ребенком. Но очень активное восприятие жизни было у меня вне школы. Вероятно, среди сверстников я подсознательно чувствовала себя в чем-то ущемленной, хотя не помню, чтобы ощущала сиротство. Мальчишки боялись задирать меня, потому что на страже стояла бабушка, а с ней шутки плохи. Вид у нее был грозный, разговор строгий, мальчишки ее побаивались. Видимо, она привыкла к этому защитному «оружию» за всю свою сорокапятилетнюю педагогическую практику. Но строгость ее не распространялась на меня. Меня она окружила любовью и большой заботой. Она всегда говорила: «Дайийыма рэхмэт, Нине булэк иткэн есен» – «Спасибо Даги, что подарил мне тебя».
Но это была не слепая любовь бабушки к внучке. Она строго следила, чтобы я выполняла свои обязанности, приучала к труду и развивала меня как личность. Я думаю, что именно ей обязана основами жизненных принципов, своими педагогическими наклонностями и любовью к русской классической литературе, к истории, к театру. Она так мощно повела меня по жизни и научила никогда не сдаваться. Помню, лет в шесть у меня шатался молочный зуб, так она меня одну послала удалить его поздно вечером. Я шла по улице, было уже темно, я страшно боялась – то ли зубной боли, то ли темноты – и от страха начала громко петь.
И сейчас, представляя маленькую девочку, идущую вырывать зуб, для смелости взявшую в руки кочергу, громко, почти крича, распевающую песни на безлюдной темной улице, у меня сердце сжимается от жалости. Но тогда я дошла, мне вырвали зуб и проводили домой. Я очень собой осталась довольна. Возможно, с тех пор для меня чувство настоящей радости доставляет только преодоление препятствия, удовлетворение от сделанного.
Я рано стала самостоятельно ходить за продуктами в магазин, стояла в очереди за хлебом, молоком. Для этого нужно было встать в 8 часов утра и занять очередь. Магазин открывался в 9, а хлеб привозили в лучшем случае к 12. Это были хрущевские времена. Бывало, и выкидывали из очереди, но большей частью помогали, пропуская вперед, чтобы не придавили в давке ребенка.
А в четвертом классе я сама привезла дрова. Пенсионерам выделили дрова с лесосклада, а бабушка в это время лежала с высоким давлением, так я вызвалась сама привезти, не оставаться же без дров на зиму. Вместе с пенсионерами я трудилась, перетаскивая длинные стволы осиновых деревьев, складывая их на делянке. Когда определились с кубометрами и мне сказали: «Девочка, вот это ваши дрова, можешь забирать», – я наняла тракториста, рабочих, они все загрузили, и я, счастливая и гордая, привезла четыре кубометра дров домой.
Подробно об этом рассказываю, видимо, потому что сейчас и для меня самой, да и для окружающих событие сие кажется просто нереальным, не по силам ребенку, но это факт. Я смогла, потому что люди помогали мне. Никто не обманул, не отпихнул. Взаимопомощь, чувство товарищества людей послевоенного времени были очень сильными. Бабушка приучила меня к самостоятельности, к умению преодолевать страх, искать выход из ситуации, разговаривать со старшими и добиваться намеченной цели. Может быть, и жизненные обстоятельства сопутствовали тому.
Вечерами она рассказывала мне о своем босоногом детстве.
Родилась Мадхинур Хайрулловна 27 ноября 1898 года в деревне Кигазытамак Бирского уезда, ныне Мишкинского района, это родовая деревня Бабичей. Рассказывала, как с первыми проталинками начинали бегать босыми, а летом вместе с сестрами собирали ягоды, осенью – орехи, какие густые, дремучие леса окружали их деревню. В шестнадцать лет направилась в Бирск, в 1914 году ее братья ушли на войну, а она с семнадцатилетнего возраста, закончив курсы, начала учительствовать в начальных классах.
Мадхинур Хайрулловна была ярким представителем рода Бабичей. Она всегда тянулась к знаниям, стремилась к самосовершенствованию и самовоспитанию. Дитя революционного времени, она с полной верой отдавалась строительству социализма, следуя лозунгам: «Ликвидация безграмотности!», «Всеобуч», «Воспитание нового человека». Учительствовала в школах в разных районах молодой республики. Мадхинур окончила учительские курсы в Бирске, затем институт народного образования (БИНО) в Уфе. Вышла замуж за Акрама Миграновича Бабичева, который в четвертом колене приходился дальним родственником, так что даже фамилию менять не пришлось. Была направлена на работу в Бураево, где в 1927 году родился сын Даги.
В 1930 году в городе Давлеканово открывается Башкирский педагогический техникум. В 1936 году Мадхинур Хайрулловна направляется туда. Она рассказывала мне, как из Бураево, где она работала до этого, пришла пешком в Давлеканово. Почему пешком? Целую неделю шла, погоняя свою корову: жалко было продавать, слишком уж молочная та была, вот и привела с собой.
Мадхинур Хайрулловна проработала в педучилище преподавателем башкирского языка и литературы до его закрытия в 1953 году. Страстная любовь к художественной литературе, фольклору, поэзии и драматургии передалась ей, наверное, по наследству рода Бабичей. Да и пристрастие к оригинальным методам педагогики, где освоение материала шло через увлечение творчеством, – тоже. Самодеятельные постановки пьес башкирских драматургов, выпуски стенгазет, поэтические вечера, встречи и диспуты с видными башкирскими литераторами, такими как Мажит Гафури, Даут Юлтый, Баязит Бикбай, позднее – Рашит Нигмати, Кадыр Даян – ко всему она подходила творчески. У нее учились, а впоследствии стали известными писателями Гилемдар Рамазанов, Муса Гали, Хаким Гиляжев.
Давлекановское педучилище было своеобразным центром подготовки будущей башкирской педагогической и творческой интеллигенции. Кстати, некоторое время (1936 – 1937) в педучилище работал в качестве заместителя директора и преподавателя башкирского языка и литературы и Мухаметша Бурангулов.
Вот что пишет в своих воспоминаниях кандидат исторических наук, доцент БГУ Г. Садретдинов: «...Перед отправкой на войну я познакомился со старейшим преподавателем М. X. Бабичевой и ее сыном Дагием, выпускником педучилища. Общий интерес к литературе народов сблизил нас. Часто стали общаться, особенно после моего возвращения с фронта. Они были гостеприимными. К ним постоянно приезжали студенты из БГПИ, молодые поэты Хаким Гиляжев, Шариф Биккул, Гилемдар Рамазанов, Муса Гали и др. Они привозили свои стихи уважаемому преподавателю на отзыв, читали, обсуждали их. Приезжали Сагит Агиш, Кирей Мэргэн, Нажиб Асанбаев. Мадхия-апа (вариация имени Мадхинур. – Т. Б.) и ее сын также писали талантливые стихи, пьесы. Меня часто приглашали на эти чудесные вечера, где я получал огромное эстетическое наслаждение. Даги очень хорошо пел и читал, проявлял актерское дарование, которое унаследовала его дочь Тансулпан...».
Мадхинур Хайрулловна обладала даром учителя-просветителя, это было ее призванием. В педучилище она готовила не просто грамотных учителей младшего звена, а свободно мыслящих творческих людей.
В молодые годы бабушка была крупная дородная женщина, но после потери сына сильно похудела, высохла и часто болела. Я ее знала уже такой. Она глубоко переживала свое горе, но духом не пала, не сдалась и при мне не плакала никогда. Бабушка страдала гипертонией, часто бывали сердечные приступы, и я научилась оказывать посильную помощь: бегала в типографию (там был ближайший телефон), чтобы вызвать скорую; разбиралась в лекарствах; ходила в столовую, чтобы купить для нас еды. При этом самостоятельно делала уроки, ходила в «музыкалку», выполняла все правильно, чтобы не расстраивать бабушку. После закрытия педучилища Мадхинур Хайрулловна еще некоторое время преподавала в средней школе № 3.
«...Позже (в 1958 г.), – пишет в своих воспоминаниях Минигали Гизитдинович Садретдинов, бывший заведующий РОНО города Давлеканово, – организовали чествование уважаемого педагога, преподавателя башкирского языка и литературы СШ № 3 Мадхии Хайрулловны Бабичевой в связи с 40-летним юбилеем педагогической деятельности и проводами на пенсию. Она была награждена почетными грамотами райсовета, роно, РК „Союз учителей”». Бабушка говорила, что у нее сорок пять лет педагогического стажа, а может, и вся жизнь, ведь она уже с семнадцати лет учила малолеток в деревенской школе и, пока могла, старалась быть при деле. Она была уже давно на пенсии, но к ней обращались с просьбой временно заменить заболевших преподавателей.
Вместе с учителем математики М. X. Утягуловым переводила учебник тригонометрии на башкирский язык. Собирала, обрабатывала фольклор и передавала его в Центр народного творчества в Уфе. Ни званий, ни наград она не имела, возможно, это связано было и с ее фамилией. Многие Бабичевы подвергались репрессиям в 1930-х годах, некоторые поменяли фамилии, она же носила ее с гордостью, даже ученики и знакомые обращались к ней по фамилии: «Бабичева-апа».
Продолжение следует…