Все новости
МЕМУАРЫ
24 Июня 2022, 15:28

Тернистый путь в искусстве. Часть четвертая

Первая роль в театре

Творческ. состав Салаватского театра
Творческ. состав Салаватского театра

В августе 1952 года молодые артисты Шамиль Рахматуллин, Рая Закирова и я прибыли на работу по распределению в Аургазинский колхозно-совхозный театр, который приютился в здании районного Дома культуры. Все имущество театра: костюмы, декорации, нарисованные на холсте, кочующие из одного спектакля в другой, стол для бухгалтера, шкаф для бумаг и пьес – все хранилось в одной небольшой комнатке. Творческий состав круглый год гастролировал по селам и городам республики: днем репетировали новый спектакль, вечером играли гастролирующий. По возвращении на базу в течение 10 дней репетиции происходили на сцене Дома культуры, изготавливались декорации, костюмы, игралась премьера, и снова – на гастроли. Дальше по той же схеме готовился следующий спектакль. Так выпускалось 5–6 спектаклей в год, большей частью по пьесам башкирских и татарских драматургов, реже обращалось внимание на русскую классику и советскую литературу.

Когда приехали мы, в репертуаре театра было два готовых спектакля: «Весенняя песня» (драма Назара Наджми) и «Сватья» (комедия Ибрагима Абдуллина в постановке актера и режиссера Башкирского академического театра драмы Рифката Файзи). Репертуар давно не пополнялся по причине ухода из театра артистов. Каждый год творческий состав пополнялся выпускниками Уфимского театрально-художественного училища, однако некоторые выпускники вообще не приезжали, другие, поработав пару лет, уезжали, не выдержав тяжелые условия и жизни, и работы. Вот и сейчас нас ждали, как из печки пирога. Выпускник 1951 г. Иршат Валеев, игравший две роли в спектакле «Сватья», уехал в родной Миякинский район, где работал заведующим отделом культуры. Его роли молодого парня Гаделя и старика Нигматуллы поручили мне. Я, конечно же, был не в восторге. В одном спектакле каждый выход менять костюм, грим – нелегкое дело, тем более что ни одна из этих ролей не увлекает. Однако с самого начала работы отказываться от роли, мягко говоря, неэтично. Согласился. Я постригся: старик мой будет лысым, а молодой человек – в кепке. В театре даже париков нет. Актриса Закия-апай, увидев меня лысым, отругала: «Я так обрадовалась, что наконец-то красивый парень пришел в театр, а ты? Где твои пышные волосы?» Вот так я начал работать в театре.

Следом за Иршатом Валеевым уехал Хай Фахриев. Его пригласили в его родной Стерлибашевский район и тоже заведующим отделом культуры. Он играл в спектакле «Сватья» Абляя. Надо сказать, очень хорошо играл! На роль Абляя ввели Шамиля Рахматуллина. Абляй – не эпизодическая роль, а главная, выигрышная. Конечно, такую роль не делают впопыхах, необходимы репетиции с партнерами. Тем не менее, Шамиль, комик по натуре, сделал образ по-своему смешным и гармонично влился в спектакль.

Нашлась работа и для Раи Закировой. Она играла Зульфию, возлюбленную Гаделя. Мы с ней так же, как в училище, пели:

Зульфия, Зульфия,

Мое сердце горит…

Незваный гость
Незваный гость

Краткая история и проблемы Аургазинского театра

Традиция Аургазинского театра и его беда состояла в том, что как только новичок прибывал в театр, он на ходу, быстренько выучив роль, вводился в текущий спектакль. Каждый год новички приходили в театр, и каждый год кто-то подавал заявление об уходе, что, несомненно, осложняло творческий процесс. Артисты круглый год на колесах, помещения для репетиций нет, квартир нет. Театру уже исполнилось 20 лет со дня основания, а сколько талантов покинуло его. Многие из них нашли свое место в других творческих коллективах республики, где внесли свой немалый вклад в культурную жизнь республики. Некоторые изменили профессию. Артистов, работающих в театре многие годы, несмотря на очень тяжелые условия работы, неустроенный быт, можно было посчитать по пальцам. Со дня его основания работали Бикташ Калимуллин, чуть позже присоединились Газиза Насырова, Закия и Ибрагим Ахмеровы. Именно они – ядро творческого состава – все эти годы, несмотря ни на что, поддерживали огонь в очаге театра; если бы не они, он давно бы погас.

С начала 1950-х гг. труппа потихоньку пополнялась. Из 7 выпускников 1950 г. в течение 3-х лет работал актером и главным режиссером Ахат Аслямов, несколько лет – актер Рамазан Ихсанов. Артисты Люза и Хай Фахриевы творили до 1970 года, исключая год работы в Кигинском театре и несколько уходов в другие профессии. Из выпускников 1951 г. ветеранами театра можно считать Зульфиру и Иршата Валеевых. После нескольких уходов и возвращений Иршат долгие годы был одним из ведущих актеров театра. Из выпускников 1952 г. – ваш покорный слуга, Рая, Шамиль и позже, отслужив в армии, в театр пришел наш однокурсник Файзулла Бахтияров. В этом же году из Баймакского театра прибыли Фатхлислам Галяутдинов и его супруга Марьям Ямалетдинова, а также Сабир Галиев, посвятивший театру в качестве главного художника всю сою жизнь. Галия Амирханова, Рим Баянов, Рафаэль Салихов, Финзира Сафина укрепились в театре с самого распределения в 1953 году. Выпускники последующих годов больше не бегали взад-вперед. Особенно после переезда Аургазинского театра в город Салават.

Историки театра всегда придают большое значение периоду его основания и становления, и это правильно, потому что творческий путь театра не состоит из одних успехов или, наоборот, неудач. Постановщики и артисты первого спектакля Аургазинского театра «Голубая шаль» были учителями и сельской интеллигенцией, среди них не было специалистов, то есть, как бы хорошо они не играли – это не профессиональный театр. Однако не будем забывать и о том, что зритель Аургазинского театра тоже не был воспитан профессиональным театром, поэтому его устраивало самодеятельное искусство. Дальше творческий потенциал театра от спектакля к спектаклю рос, а вместе с ним – и его зритель, причем, путь этот – не гладкий, а ухабистый. В 1950-е годы один за другим закрывались колхозно-совхозные театры: Давлекановский, Дюртюлинский, Бураевский, Кигинский, Юмагуженский. Этот дамоклов меч все время висел и над Аургазинским, однако он как-то выжил. В организационных вопросах долгие годы театру помогали два замечательных человека: один из них – заместитель директора Башкирского театра драмы Султан Кунакбаев, другой – педагог Стерлитамакского культурно-просветительного училища Губай Якупов. После окончания Уфимского театрально-художественного училища, он несколько лет работал актером Башдрамтеатра; в то время мы проходили там практику в массовках. По мнению ведущих артистов Гималетдина Мингажева и Бэдер Юсуповой, он подавал большие надежды. Почему он бросил карьеру артиста?

Профессиональные основы Аургазинского театра первой заложила Елизавета Сыртланова-Шляхтина, возглавлявшая его со дня основания. Корифеи театра частенько вспоминали поставленные ею спектакли. Понятно, что большей частью это была классика. Дальше, вплоть до 1950-х гг. режиссера в театре, в какой-то степени профессионально подготовленного, не было. В 1949 г. после расформирования Юмагуженского колхозно-совхозного театра несколько его артистов пришли в Аургазинский, среди них был будущий драматург Асхат Мирзагитов. Работал в театре он недолго, однако поставленные им спектакли «Клятва не забывается», «Зятек», «Батыры» по роману «Молодая гвардия» К. Фадеева оставили теплый след в памяти зрителей. Спектакли Ахата Аслямова, главного режиссера в 1950 – 1953 гг., «Мы не расстанемся» И. Абдуллина, «Салават» Я. Апушкина, «Зимагоры» С. Мифтахова, «Весенняя песня» Н. Наджми также способствовали профессиональному росту Аургазинского театра.

 

Зять профессора
Зять профессора

Первые гастроли

Итак, мы, артисты Аургазинского театра, выехали на свои первые гастроли в Кармаскалинский, Архангельский и Гафурийский районы с веселой, любимой зрителем комедией «Сватья». Одновременно по сложившейся в театре традиции готовим новый спектакль по драме М. Хайдарова «У подножья Ирендыка». Приехав в очередное село, распределяемся по квартирам, обедаем и – в клуб, на репетицию. Моя роль – заведующий свинофермой Сафаргали, Шамиль – пенсионер Бахтияр, Рая – героиня Ниса. Режиссер Ф. Галяутдинов. Это была первая его постановка в Аургазинском. Репетиции проходили довольно весело. Природа в этих районах удивительно красивая. В свое время я восхищался красотой Караидельского района, но здесь… у каждого района Башкортостана своя красота. Извилистые реки Агидель и Инзер, покрытые в пойменных лугах кустарниками рябины, калины, с источающими изысканный аромат белыми цветами… Высокие скалистые горы с таинственными пещерами… А люди! Люди в те годы были красивыми. Я имею в виду не внешнюю красоту, они были красивы своей душевностью. Еще не зажили раны войны: в каждом селе встречались с безногими, безрукими жителями. Колхозы бедны, хозяйство в разрухе. Лошадей нет. Нас частенько провожали в телегах, запряженных быками. Однако было не важно на каком транспорте мы въезжали в село, для жителей наш приезд всегда большой праздник, нас встречали как желанных гостей. Не было необходимости искать квартиры, девчонки и мальчишки по наказу родителей выстраивались в очередь, чтоб позвать к себе на ночлег. К вечеру клуб набивался битком: люди смотрели спектакль по 3 часа, даже стоя. Народу, пережившему все тяготы войны, сегодняшние трудности были не страшны. Жизнь потихоньку налаживалась, сегодняшний день был лучше вчерашнего, поэтому жила вера в прекрасное будущее.

 

Первые спектакли

Вернувшись с гастролей, выпустили спектакль «У подножья Ирендыка». Премьера прошла успешно. Для зрителя было много нового. Режиссер, художник, артисты – увлеченная, задорная молодежь, много массовых сцен, песни, пляски… В целом, и материал добротный. Пожалуй, это лучшая пьеса М. Хайдарова. Первая постановка была осуществлена в Башкирском театре драмы. Главные роли исполняли Рагида Янбулатова, Арслан Мубаряков, Аклима Садыкова, Гималетдин Мингажев. У нас соответственно – Рая Закирова, Ахат Аслямов, Газиза Насырова, Бикташ Калимуллин. Далее были выпущены спектакли «Райхан» Н. Исанбета, «Земной рай» А. Василева, «Гульмарфуга», «Незваный гость» Н. Наджми, «Зять профессора» Ш. Хусаинова, «Галиябану» М. Файзи, «Зятек», «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Гульбадэр» З. Биишевой, «На перепутье» А. Мирзагитова.

Как-то играем спектакль «Галиябану» в селе Сарыш Мелеузовского района. Происходит это не в клубе, а под большим навесом, построенном для подсушки урожая. Народу много, помимо сарышинских жителей еще из соседних деревень подошли. Идет сцена Галиябану и Халиля. Поют. Халиль:

Галиябану, моя любимая красавица…

Вдруг неожиданно сверкнула молния, следом раздались оглушительные раскаты грома и тут же пошел дождь! Зрители вскочили с мест. Халиль, не допев свою партию, мгновенно исчез. Галиябану, не обнаружив партнера на месте, несколько секунд поискала его взглядом и запела свою партию:

На белый позумент жемчуг нанизала

До последней крупинки.

Посылая тебе вслед светлые пожелания,

Долго смотрела,

Пока не устали мои глаза.

В этот момент приоткрылась ширма, за которой переодевались артисты, и показалось сначала испуганное лицо Халиля, затем он наполовину вылез из ширмы и жестом зовет Галиябану в свое укрытие. Зритель грохнул от смеха, раздались бурные аплодисменты. Беспрерывно гремит гром, льет дождь, под навес полились реки воды. Пришлось объявить, что представление переносится в клуб. Люди бросились бежать туда. Когда в клуб добрались артисты, на сцену уже было не пробраться, пришлось выставить окно и влезть на сцену через него.

Если оценивать те наши спектакли с позиций сегодняшних дней, конечно, слишком просто, наивно, каждое событие зрителю разжевывалось, от излишнего старания артисты переигрывали, но зритель того времени именно за все это нас так любил. Именно этими спектаклями театр завоевал уважение зрителя Башкортостана, этими спектаклями, переехав в Салават, завоевал право называться городским театром.

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ
Автор:Вазих САЙФУЛЛИН
Читайте нас: