Провезти деньги через границу один вопрос. Второй – как их поменять? Наш призыв превзошел в этом отношении все предыдущие. Поменять у менял-валютчиков проще простого, в одном из ближайших магазинов – «трафике». Но за один рубль давали 10, от силы 12 форинтов. А по официальному курсу рубль равнялся 16 форинтам. Но это в государственном банке. Нужны декларации и документы. И мы реализовали такую схему. Заказывали ребятам из роты сопровождения военных грузов пустые декларации, их на таможне можно взять сколько угодно, один наш гарный украинский хлопец – умелец на все руки (и часовщик, и радиомастер), идеально вырезал от отпиленной деревянной ручки швабры печать Чёпской таможни (Украина-Венгрия). Мы проштамповывали декларации красной печатью, собирали у ребят военные билеты и, опять же самоволкой, уже днем в гражданке ездили в Национальный банк ВНР. За 300 руб. получали по курсу 4800 форинтов. А это полный упакованный дембельский чемодан. Поменяв деньги, гуляли по Будапешту в гражданской одежде, фотографировались у исторических зданий, делали покупки.
А еще нашли магазин, где продавали конфискованный таможенный конфискат. Фирменные джинсы Levi's, Wrangler, Jordan, венгерские джинсы Trapper, там можно было купить за полцены. В «трафиках» покупали кожаные, микровельветовые джинсы и рубашки, батники на клепках, свитера для мужчин Ferrari, куртки-ветровки, словом, я пришел с армии одетым с ног до головы по европейской моде. Естественно, часть отправлял в Союз с солдатами – отпускниками из караульной роты, кто еще не имел возможности наполнить чемодан модными шмотками.
А служба тем временем шла, вот и последний при мне очередной призыв.
Как правило, молодым при прибытии в часть на плацу устраивали смотр боевой техники. Выгоняли штабные машины, автобусы, БТРы, «Уралы», легковой парк (снимать строго запрещалось). У командующего ЮГВ, например, в распоряжении было 5 машин: представительская «Чайка», бронированный «ЗИС» (весил 8 тонн), две «Волги» (одна резервная гостевая), и машина спецсвязи седан – «ГАЗ-24», напичканная невесть какой аппаратурой. Связь через спутники была с любой точкой земного шара. С каким вожделением мы смотрели на нее, вот оно чудо техники и электроники, сесть бы в нее сейчас и позвонить домой. Кто знал тогда, что через 30-40 лет вся эта двухтонная махина может уместиться в заднем кармане джинсов или маленькой дамской сумочке. Да еще с цветным видеоизображением собеседника.
Иногда в части на плацу проводили соревнования по вождению автомобилей, мини-футболу, волейболу, в клубе – шахматные турниры. Устраивали их с солдатами армии ВНР, а как даже с венгерским таксопарком. Кстати, такси в те годы в Венгрии выполняли наши «ВАЗ-2104». Они в плане расходования бензина были экономичнее, чем «Волги». Своих авто Венгрия не выпускала, народными автомобилями были румынские точилы Dacia и немецкие марки Trabant. В те времена "Трабант" называли "пластиковым бомбардировщиком".
Их выпускали в ГДР. Что интересно, кузов у Trabantа был практически сделан из пластмассы. И если он попадал в аварию, разлетался вдребезги. Водители из автороты часто привозили осколки, это был прекрасный материал сделать вставки в погоны.
Но вернемся к соревнованиям. Побеждали с перевесом, то мы, то они, но всегда после соревнований устраивали дружеские чаепития в столовой. Кормили нас прекрасно, как говорится, на убой: всегда свежее мясо, рыба, вермишель, гречка (что в Союзе была дефицитом), рис, картофельное пюре, масло, разнообразные каши, вдоволь белый хлеб. На праздники давали конфеты и печенье. В столовой, кстати, постоянно обедали несколько мадьяр, обслуживающих наш батальон, редкие специалисты по ремонту машин. Сварщики, жестянщики, автоэлектрики, механики, и ударять в грязь лицом перед братской республикой было нельзя.
А еще в части был огромный бассейн, где после обеда в личное время можно было окунуться. А самым лучшим нарядом по службе в батальоне считался дежурный по бассейну. Вся задача сидеть целый день в беседке, следить за тем, чтобы солдаты перед купанием приняли душ, иногда добавлять хлорку, а также рыбацким садком вылавливать упавшие на воду листья и веточки.
Одна из многочисленных экскурсий, которую я посетил в Будапеште в годы службы, была на Венгерскую автобусостроительную компанию, специализировавшуюся на производстве городских и междугородных автобусов «Икарус». Все мы, выходцы из Советского Союза помним этот легендарный автобус, особенно «гармошки», что ходили по городским маршрутам, ужасный запах выхлопных газов, а помним и комфорт в междугородних перевозках.
На таком автобусе в конце 80-х я путешествовал в турпоездке по городам Болгарии и Румынии. Завод, в качестве шефской помощи, поставлял нам пластик и оргстекло для оформления учебного городка. И даже кресло, в котором я сидел диспетчером последний год службы, было выполнено из сиденья «Икаруса». Но когда в начале девяностых годов рухнула социалистическая система, развалилось и благополучие «Икаруса». Последний большой автобус сошел с конвейера в феврале 2004 года, после чего было приняло решение строить только компактные машинки по специальным заказам. Сегодня это небольшая частная компания.
Опять же вернемся к альбому. На 2-3 кальках обязательно писали адреса сослуживцев. Большинство из них – украинцы. Никто из нас тогда и представить не мог, что будет твориться на Украине в наше время. Но мне слабо верится, что хоть кто-то из моих однополчан сегодня находится на линии разграничения и ведет обстрелы мирного населения Донецка, Луганска, слишком дорога нам двухгодовалая русско-украинская дружба и армейское братство, нелегкая порою служба со всеми ее тяготами и добрыми моментами.
Ну вот, перелистываем последний лист. Венчал альбом, как правило, увитый самодельным декором приказ министра обороны об увольнении очередного призыва из Вооружённых Сил.
В моем случае министра обороны СССР, маршала Советского Союза Д. Устинова. Здесь же отцы-командиры. Все это может сопровождаться красивыми и забавными рисунками. У меня, например, медведь ломает рельсы за уходящим в СССР поездом с дембелями. Хотя до Москвы из Будапешта мы улетали самолетом.
Альбом готов. Собирал я его долго, тщательно и кропотливо, как Остап Бендер собирал досье на бухгалтера, тайного миллионера Корейко. Теперь нужно довезти это «сокровище» домой, и как раз это было непросто. Благо в соседней, еще одной воинской части, расположенной в Обуде, служил прапорщиком мой земляк по Благовещенску Сергей Кучин, который иногда, по долгу службы, заезжал к нам в батальон. Он-то в свой очередной отпуск и увез альбом домой. Иначе повылетали бы при досмотре из него мои страницы одна за другой.
И вот он – самый счастливый день за последние два года. 21 апреля 1980 года мы приземлились в Москве. Это было ни с чем несравнимое чувство – после двух лет службы на чужбине оказаться на родине свободным гражданином. Честно отдавшим свой долг Родине. И потому все дружно проигнорировали предложение майора милиции, зашедшего в автобус с предложением остаться служить в Москве, с пропиской, предоставлением общежития и обслуживанием международного аэропорта Шереметьево.
С распадом Советского Союза в 1990 году распался и Варшавский договор. 12 марта 1990 года начался основной вывод войск из Венгрии. Последний эшелон проследовал через пограничную станцию Захонь 16 июня 1991 года. В этот день вывод войск был официально завершён. А, по прошествии еще нескольких лет, в марте 1999 года Венгрия стала членом НАТО. И сегодня наверняка на некоторых местах дислокации наших батальонов стоят американские базы. Примечательно, что даже при этом Венгрия не разделяет антироссийскую политику НАТО: из всех стран бывшего Варшавского договора она занимает наиболее дружественную к Москве позицию. Первая признала вакцину «Спутник V», заключила долгосрочный договор на поставку российского газа.
У меня же навсегда останется в памяти этот великолепный город Будапешт с его античной исторической архитектурой и европейской застройкой, с его неповторимыми мостами через Дунай, храмами и костелами, красивыми зданиями и памятниками, фонтанами, с цветущими весной на улицах каштанами, грецкими орехами и шелковицей, и в целом вся замечательная страна Венгрия.