Как известно, город Будапешт делится на две части, Обуда и Пешт, разделенные Дунаем, которые соединяют восемь очень красивых, уникальных мостов. Среди них мост Свободы, Франца Иосифа, Эржебет, Арпада, Цепной мост и прочие.
На одной из страниц альбома фото у памятника Святого Иштвана с Рыбацкого бастиона на горе Геллерт, одного из красивейших мест Будапешта, расположенного на правом берегу Дуная. Это излюбленное место экскурсий для советских туристов.
Вот и на этот раз нам повезло, прямо у смотровой площадки, в честь своего 50-летия, перед зрителями выступал Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова, а солировал ему, тогда еще, в 1979 году, уже достаточно популярный Лев Лещенко. Его жена Ирина Павловна Багутина на тот момент училась в Будапеште и собиралась стать экономистом. Как я подсчитал, если он недавно отметил 80-летний юбилей, тогда ему было всего 37 лет. А уже через год он пел на закрытии «Олимпиады – 80» свою знаменитую «До свиданья, Москва, до свидания…».
Патриотические советские песни быстро надоели, было очень жарко (а на экскурсии мы ездили в парадной форме, полушерстяной китель и брюки), послушав полчасика, я пошел гулять по территории и случайно забрел в католический собор. На правом высоком берегу Дуная очень много уникальных старинных церквей, соборов, а храм Святого Иштвана просто поражает туристов своей красотой. Это, пожалуй, самый крупный католический собор в столице Венгрии. Стены и колонны храма отделаны мрамором различных пород, интерьер богато украшен изысканной мозаикой, выполненной лучшими венгерскими мастерами. В алтарном пространстве под балдахином на колоннах находится статуя Святого Иштвана, вокруг расположены пять бронзовых барельефов, на которых изображены сцены из его жизни.
Вход свободный для всех и что удивило – чтобы поставить свечку, не надо ее покупать. Они стоят в коробочке, свободно берешь, зажигаешь и ставишь. Рядом стоит ящичек, куда люди по желанию кидают монетки. Я даже не стал брать свечку (все-таки не католик), а просто бросил в ящик мелочь – несколько филлеров (наши копейки). И вдруг… как гром с ясного неба из высоты сводов зазвучала органная музыка (видимо, это дневное время органист решил использовать для репетиции), и меня просто парализовало на какое-то время. Мелодия величественно накатывала волнами, повторялась и повторялась, и, каждый раз обрастая как снежный ком необычными звуками и новыми красками, зачаровывала и завораживала. Что только не услышишь в этой удивительной игре. Орган может низвергать потоки звуков необычайной мощи, подобно автомобильному клаксону или меди духового оркестра, может звучать тихо, важно, величественно, торжественно, а может тонко и долго играть на фибрах души и настраивать на размышления земного бытия. В один момент чувствуешь себя Богом, летающим над огромной планетой, в другой – мизерной песчинкой в рамках необъятной Вселенной.
Издавна церковь, храмы, костелы внушали людям их беспомощность, по сравнению с всесильной властью Бога. Это выражалось и в том, что церковь строилась на самом высоком месте в округе, и в том, что здание было высоким, и во внутреннем убранстве церкви, для оформления которой приглашались лучшие мастера. И вот, дополнением ко всему этому величию у католиков служит орган. Действительно, человек, входящий в такой храм и слушая чарующее буйство звуков, чувствует себя маленьким, ничтожным на фоне громады и такой красоты. Впечатлило до глубины души!
И может потому сегодня я посещаю в каждый приезд Башгосфилармонию Уфы, чтобы послушать органистов с мировым именем. Например, известного немецкого органиста и клавесиниста Йорга Халубека, удостоенного Первого приза Международного конкурса органистов им. И.С. Баха в Лейпциге, одного из самых уникальных музыкантов нашего поколения – Марко Ло Мушьо (Италия) – органиста, пианиста и композитора. Мои интервью и фото с ними в свое время были опубликованы в газете «Истоки».
На экскурсиях мы всегда искали встречи и с удовольствием знакомились с советскими туристами, искали земляков, долго общались, эта была живая связь с Союзом, особенно радовались группам, приехавшим по комсомольским путевкам, там, как правило, на 80 процентов были молодые, очень бойкие и красивые девушки. Активистки – комсомолки – спортсменки! Сидели в летних кафе, ели мороженное, пили колу, пепси, травили анекдоты, рассказывали им про свою службу, подсказывали, какие достопримечательные места нужно посетить, что и где дешевле купить.
Бывало, что познакомившись днем, а если гостиница, где их заселили, была недалеко от части, вечером уезжали к ним в самоволку. Гостиница, отели, это высоко сказано. Для проживания, как сказали бы сегодня «бюджетных», туристов (комсомольцев) использовали студенческие общежития венгерской молодежи, которые летом пустовали. Особенно этим славился студенческий городок «Гиделлё».
А система была проста. В батальоне для обслуживания командования штаба было 42 «Волги» ГАЗ-24, а диспетчерами, как я упоминал ранее, были те же солдаты из моего отделения. Кстати, последний год я служил таким же диспетчером. Сидишь на КПП, за коммутатором, принимаешь от генералов заказ, вызываешь машину из парка, говоришь водителю куда ехать – КП-1, КП-2, генеральская остановка и прочее. По возвращении отмечаешь время прибытия в парк.
Так вот, ребята-водители часто звонили диспетчеру с городского телефона-автомата: «Братан, отметь, что я вернулся, с меня причитается!». Все ясно, надо продать бензин. Он в Венгрии очень дорогой, а на нашей батальонной заправке, что говорится, лился рекой. Продавали к местным ценам практически за половину. Возвращался водила с опозданием на час, но с деньгами. У каждого водителя на этот счет была в багажнике 20-литровая канистра, а то и две, у многих были постоянные покупатели. А из начальства узнать, вернулась машина в парк или нет, практически никто не звонил. Случалось жена позвонит, если что-то потеряла, не оставила ли в машине, они, кстати, разъезжали на этих машинах не меньше, чем их мужья-генералы.
В нашем случае, если намечались ночные приключения, машину, чтобы не приметили, оставляли недалеко от части во дворах многоэтажных домов, водитель пешком, по условному знаку, проходил КПП и шел в свою казарму. Диспетчер же отмечал, что авто заехало в парк.
Другой вариант, диспетчер записывал ложный вызов часов на 8-9 часов вечера. И тогда машина свободно, даже при дежурном офицере, выезжала за пределы части. Никто не осмелится позвонить генералу и спросить, зачем ему вечером понадобилась машина. Может, родственников на вокзале или аэропорту встретить, а может, решил вечерком попариться в знаменитых Сеченских банях-купальнях.
После ужина, как обычно, фильм в солдатском клубе, а их показывали 6 раз в неделю, затем вечерняя поверка, и отбой. Тут начинается самое главное – надо неприметно от дежурного по части офицера (местная связь работала отлично, мы всегда знали, где он находится) пробраться к гаражным боксам в неосвещенный угол батальона, перемахнуть через забор, и вот он, ночной Будапешт перед тобой. Как говорится, весь мир у твоих ног! Яркая красочная реклама, манящие огни ночных клубов, громкая веселая музыка из открытых кафешек и баров, симпатичные, модно одетые мадьярки. Ну и «личное» авто, с заранее запасенной гражданской одеждой в багажнике. Переодевались на ходу, на заднем сиденье по очереди. А еще в кармане деньги, вырученные от продажи бензина. Можно навестить девочек, что познакомились днем на экскурсии, оторваться на дискотеке, попить в баре пиво и хорошее токайское вино! Кому-то это покажется сказкой, выдумками, но это так и было. Бывало за месяц мы, «деды», конечно, совершали около 10 таких поездок.
Беда пришла нежданно-негаданно. Однажды по возвращении, один наш сослуживец Юра, по фамилии Цукор (сахар по-украински), разбил единственную в батальоне белую «Волгу» генерал-майора Далибалтояна. Выпил лишнего, был дождь, превысил скорость, занесло, врезался в фонарный столб. Доехал до части своим ходом, но в сопровождении полиции. Его и машину передали дежурному офицеру. Скандал был ужасный, ЧП международного уровня – пьяный советский солдат катается по ночному Будапешту! Незамедлительно изъяли диспетчерский журнал, проверили все вызовы за последний месяц, выявили «левые». В штабе допросили молодых, как часто мы отлучались по ночам, кто-то сдал подчистую. Новый начальник штаба решил этот вопрос кардинально – построение и команда: три часа и чтобы все старослужащие нашего отделения были подстрижены налысо. Хорошо, что до демобилизации оставалось еще 4 месяца. Все вечерние вызовы дотошно проверял дежурный офицер. В автороте стали практиковаться ночные проверки. Ну, как говорится, похулиганили и хватит. Зато есть что вспомнить!
Продолжение следует…