Хорошее растение вьюнок, быстро растет да за одно лето на три метра. Не то, что медленно растущие сосна или дуб, хотя конечно из вьюнка ни дом, ни корабль не построишь.
Вот так и от людей сейчас ждут, чтобы они были быстрыми-быстрыми вьюнками – поднялся по социальной или карьерной лестнице – молодец, навыигрывал престижных премий, отхватил грантов… Вот люди и не пытаются ни знать, ни уметь.
Зачем пыхтеть над контрольной, курсовой, дипломной работой, найди заветный телефончик и все тебе напишут, начертят за приемлемую тему. А если ты социально адаптирован, то и можно кандидатскую купить.
А потом молодой инженер не видит разницы между 220 и 12 вольт – берет и втыкает дорогущий прибор сразу в сеть без адаптера, делая потом большие глаза, когда ему показывают на предупредительную надпись на самом приборе.
А молодая экономистка, придя на работу в банк, возмущается квалификационным тестам, которые надо выучить до автоматизма и сдавать по нормативу на время обслуживания клиента.
Ничего подобного им не преподавали, не рассказывали о будущей работе. А почему? Да потому что в вузах нет людей, когда-либо работавших в этой сфере.
На экономическом факультете нет людей, работавших в банке, на инженерных специальностях нет людей, работавших на заводах, и даже в пединституте нет людей, работавших в школе. Молодые учителя не идут в школу, боятся, или, придя, не справляются. У них даже речь не поставлена, их голос не слышен иногда и на передней парте, они не умеют писать ключевые слова и домашнее задание на доске, разбивать урок по работе с зонами внимания.
И еще десяток мелочей и приемов, некоторые из которых, получив в свое время слезами и потом, я подсказывала учителям своей дочки, вспоминая свой опыт работы в школе.
Такая вот одна сторона медали, другая сторона в том, что молодежи прочно воткнули в мозг ложный критерий оценки. Мол, если тебе за твою каляку-маляку дали сто лайков, ты крут, и надо всеми силами получить «одобрямс», а не пытаться превратить сырую или скомпилированную из чужих наработок вещь в хорошее добротное, полностью усвоенное тобой по технологии производства изделие. Потому что это в социуме не нужно, не имеет значения, как усы, лапы и хвост кота Матроскина не подтверждают для почтальона Печкина, что он кот, потому «что документов нету».
Почти все социальные показатели слабо коррелируют с крутой позицией. А поможет ли тебе в социальном росте квалификация? Образование? Пол? Возраст? Активность? Талант? Наглость?
И получается, что квалификация и настоящее образование (а не коллекция бумажек с печатью) почти не влияют на твое положение в обществе. Но все мы хотим найти умельцев с золотыми руками, когда делаем ремонт квартиры. Почему же современное общество не хочет выращивать людей с «золотыми» мозгами, а когда каким-то чудом в нем получаются такие специалисты, никак их не поощряет. Ну, кроме устных похвал коллег, или если ты врач, то рассказов пациентов.
Поиски нужного квалифицированного врача всегда происходят благодаря сарафанному радио. То есть по-прежнему, чтобы обустроить и сохранить жизнь, нужны «дубы и сосны», а не только декоративные вьюнки «самые молодые министры».
Современное общество упорно приравнивает и подменяет совсем разные вещи друг другом. Знание – симулякром знания, умение – умением угодить работодателю и так далее.
газета «Истоки» / Статья от 01.11.2018г.