Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
4 Января 2020, 12:47

Точка перехода

Из цикла «О чувствах» Любовь возникает из тоски. Тоска из несоответствия. Скорость бега не равна скорости проходящего мимо поезда, но иногда скорость отходящего поезда еще не превысила скорость бега… И делаешь рывок – и вот этот рывок, и есть соответствие своим возможностям. И даже если ты не вскочил в вагон (может тебе и не нужно было ехать, только передать прикосновение, взгляд, записку) – эта точка кипения кислорода в крови была достигнута.

Любовь – это точка кипения.
И если нет тоски, ты не будешь бежать к уходящим поездам, ты будешь медленно, ну чуть ускорившись, брести по внутреннему перрону сознания. Значит, тебе не очень надо вырваться из этого состояния. Значит эта станция чем-то тебя устраивает, и даже если думаешь иногда: «А что там?», то главное в тебе тут. А вот если не можешь тут, если внутренний бег в любую сторону, лишь бы не тут – не в этой точке себя и данного момента сознания. Тогда ты впрыгнешь в любовь, вскипишь, сгоришь! Но уже не будешь тут, ибо тут было несоответствие. Угадать ничего нельзя. Сознание не тело, у него много векторов направления. Много векторов направления сознания, даже пересекаясь, не блокируют друг друга, и тебя обычно разносит, и приземляешься просто в некоторую субстанцию, каковую и предположить невозможно. И это космическое существо еще долго будет мнить себя прежней и удивляться искажению пространства, а это просто глаза на стебельках качаются. И только осознав себя другой, ты постигаешь реальность, как она есть, а не какой кажется относительно былых параметров тебя.
Осень-любовь
Шла через красивейший осенний парк. И пела «танцевала осень вальс-бостон… из подаренного ветром крепдешина».
Внутри меня уютная атмосфера кресел, столиков, зажженных свечей и аромата глинтвейна, перелива волнующих губ, когда смотришь на их движение и плохо понимаешь слова, которые они, эти дивные губы произносят. Атласная шея, длинная, неожиданно тонкая, как у фламинго, при таком крутом развороте широких прямых плеч. Прямых, несмотря на привычку ссутулиться. Какая прям перламутровая, жемчужная, атласная шея выделилась из фона небрежного ворота-капюшона толстовки цвета «берлинская лазурь». Но идет этот цвет – теплый – к теплым светлым глазам, что цветом нички палых дубовых листьев, их светлой изнаночной стороны.
Безалкогольный глинтвейн на виноградном соке, а пьяная абсолютно – от счастья: дышать рядом с драгоценным живым существом. Хочется целовать твои пальцы, пугая официанток, убираю глаза и краснею, не хочется опошлять чудо этого вечера, чувствую своим коленом твое колено. Положила руку на грубую джинсу твоих брюк и убрала под насмешливое «ой, да только не надо». Да, не надо, не надо торопиться, не надо провоцировать.
Надо просто быть. Быть расслабленной и тогда вода жизни легко понесет тебя по течению. Но почему я все время краснею, как маленькая неопытная девочка под твоим проницательным и лукавым взглядом. Пожар проходит по телу и вспыхивает на щеках. Мне не стыдно, нет, я смущена тем, что все ясное и определенное – стало мутным и беспорядочным. Хаотичным. Новая гармония, новый смысл… Потому что прежние порядки мироздания обрушаются, потому что в прежних порядках случая наших отношений нет. Но они есть, эти странные отношения, невозможные при том миропорядке. Мироустройство рассыпается на атомы под твое дыхание.
Я то ли Фрекен Бок, то ли Карлсон: «Я сошла с ума! Какая досада!», «Хочется пошалить!», «Ах, малыш, малыш! Я же лучше собаки!»
А улетаешь ты, но обещаешь вернуться.
Что есть современный человек?
Перечитала Тургенева «Вешние воды» и «Дворянское гнездо».
Герой «Вешних вод» через многие годы послал дочери Джеммы гранатовый крестик, оправив его в жемчужное ожерелье.
Не то чтобы современный человек по скупости бы так не поступил, а просто современный человек не может в таком обилии внешней информации так остро помнить свои былые чувства, именно чувства.
Современный человек еле-еле помнит внешнюю канву событий. А тончайшие нюансы переживаний просто затираются шквалом якобы событий, происходящих в основном не с ним, а с кем-то – героем кино, телевидения, прессы. И сохранить душу – память души – материю наитончайшую не удается: она затирается как пыльца на крыльях бабочки.
Тогда люди жили своей жизнью ибо доступ к чужой был ограничен. Книги же (талантливые, разумеется) – средство информации неагрессивное и даже в какой-то мере способствующее появлению нюансов, точнее осмыслению оттенков душевных переживаний. Они как питание для почвы, на которой пышнее расцветут живые цветы твоих собственных чувств. Кино же и телевидение – как бы готовые срезанные цветы, выращенные кем то другим, да зачастую еще и пластмассовые, к ним бережными быть не надо. Ни расти дальше, ни давать плоды пластик не может, зато не мнется и не вянет. И отучает от бережности.
Душа выцветает. Алгоритм общения человека со своими чувствами утрачивается. Душа выцветает – люди мелеют, мельчают и требования и сами понятия любви, верности, благородства.
Что есть такое в современном понятии благородный человек? Что есть преданный, что утонченный и чувствительный? Сейчас эти слова означают далеко не то, что они означали в Эпоху Тургенева. Однако мы еще употребляем эти слова, но уже в специфических сочетаниях: сверхпреданный супермозг, или экстраутонченная лесть, или гиперчувствительность.
Сатори: осознать себя
Я поздно осознала себя поэтом, независимо от того, чем я занимаюсь внешне, хоть колбасой торгую, это не меняет моей системы переваривания информации. Все ощущения я переплавляю в образы и нанизываю на структуру ритма. В отличие от поэта осознание себя писателем предполагает нанизывание слов на сюжет. Вероятно, вы – писатель, когда во всем ощущаете сюжетную структуру? Или попытайтесь вычленить, как это осознание писательства в вас происходит, отчего зависит и чем подпитывается.
От количества сделанного и признанного мое собственное ощущение не зависело. Правда была ситуация, когда я была лишена всего – любви, дома, круга общения, круга уважения, социально респектабельной работы, источников существования, равных собеседников. Я развелась и бежала в другой город. И после обдирания всего – оказалось, что «стихи родились со мною», что деться они никуда не могут. А дальше уже начало происходить формирование мной самой собственной среды общения. Мне стали интересны люди не по их симпатичности, а по тому, что они делают или могли бы делать в искусстве, устный хороший анализ в разговоре о чужих произведениях тоже стал замечаться мной и оцениваться. А дальше пошло само собой и тексты стали другого уровня насыщенности: изменилось их качество, а не только наполнение.
У каждого пишущего может быть совсем другое сатори (сатори – просветление, внезапное осмысление предыдущего опыта). У всех для этого разное объяснение, а суть одна – стать кем-то внутри себя, а потом и снаружи станет это видно.
Когда я была юным существом, чего бы мне не говорили о моих стихах (да и о внешности) не служило мне никак, потому что поэтом я себя не ощущала (красивой тоже). Поэтому все благоприятные возможности упускались, просто я не понимала, что они относятся ко мне. Например, поэту и профессору литинститута Дмитрию Авлиани понравились мои стихи, он сказал: «Приходите со своими стихами». Но я не отнесла эту фразу к себе, а только к стихам, а сами по себе стихи ходить не умеют. Мне было очень грустно, когда я узнала, что он умер, и мы так и не поговорили подробно о моих стихах, не поговорили о судьбе поэта и по большому счету, как с этим выжить на белом свете.
Я ощущала стихи, как веснушки, которые проявляются каждую весну неожиданно, ни с чего, и только много времени спустя я поняла, что они есть всегда, даже когда их не особо видно – ведь я же рыжая.

ГАЛАРИНА
Читайте нас: