Все новости
КОЛУМНИСТЫ
16 Мая 2018, 14:30

Виток спирали: новые формы культурной жизни

ГАЛАРИНА Извините, не могу удержаться... похмелье... основная форма моей, например, культурной жизни – бабы-вотка-патефон... может быть будет интересно для стат. анализа? Насколько моя любимая форма культурной жизни широко распространена? Цитата из мнения обывателяРазмышляя о сетях, как о новой разновидностипроживания бытия, задумалась о новой реальности и следствие этого о том, какиевиды искусства в этой новой реальности будут востребованы.

Что есть искусство – это эмоциональное сообщение, способ передачи своего переживания другим, это трансляция собственного чувствования вовне через знаковые системы. Буду размышлять, аргументировать и опровергать, и находить еще и еще приметы и ростки нового или хамелеонски прикинувшиеся новыми старые виды искусства. Помните из истории культуры, когда появилось кино предрекали гибель театру, когда появилась фотография ожидали конца живописи. Да и сейчас ютуберы и блогеры выросли в исконной нише телевидения и СМИ.
Коллективность и обратная связь
Думаю, в жанр это пока не оформилось, но есть в нашем времени такая общая склонность к коллективному творчеству с постоянной обратной связью и втягиванием зрителя в действие. Интерактивные музеи, театральные постановки с вовлечением зрителя и т.д.
Самый яркий пример – культура фанфиков. Кстати, вполне себе интерактивная литература, популярна, развивается, сдерживается только копирайтами, да и то не везде. Исходное произведение рассматривается или как сеттинг (от англ. setting – «помещение», «установка», «обстановка»), по которому остальные "играют", или как некое высказывание, которое хочется дополнить, или опровергнуть. Каждый следующий фанфик сам является таким высказыванием и может порождать такие же ответы на себя. Не, фанфики не втягивают читателя, а втягивают новых писателей.
Но читатель участвует в написании книги на сайтах типа СамИздат – это да.
Другая конкурирующая отрасль – графические мемы. Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть. Эти более похожи на искусство в привычном его понимании. И тоже активно развиваются (под этим я имею в виду не нетто-продукцию, а именно открытие новых форм и способов изложения).
Хотя продукция тоже заслуживает рассмотрения – все мы пользуемся благодаря смартфонам усложненной версией смайликов – картинками-эмодзи. А ведь их кто-то нарисовал, причем японские эмодзи нарисованы по-другому чем европейские.
Есть набор "текстов", и любое новое событие освещается мемами с точки зрения соответствия ситуаций этим известным текстам. Например, пресловутые наклейки в маршрутках – «место для удара головой»… Это же чистый, незамутненный постмодернизм. Я даже скажу – постмодернизм, Карл!
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве – цифровые и видео-инсталляции. Это очень заметно на выставках и в галереях, каждый год все больше и больше. Не знаю, насколько оно может считаться новой формой... что-то типа ожившей фотографии или абстрактной живописи. Ну и сама фотография уходит все дальше от простого изображения реальности, т.е. проходит тот же путь, что и живопись.
А еще граффити. Из просто красивых картинок они начинают играть полисообразующую роль. С эстетической точки зрения их уже делают почти трехмерными, создавая картину сразу на многих поверхностях, и она видна в конечной форме только из одной точки
Метафоричность или чувственность
Мне кажется, искусство будет меняться не столько от появления новых форм, сколько от переделки старых, и этот процесс уже начался лет сто назад и сейчас активно продолжается. Раньше искусство было метафорично – оценивалось и воспринималось посредством разума, теперь упор идет на чувственное восприятие, и становится нормальна ситуация, когда "очень понравилось, но ничего непонятно" – это такой арт-хаус, под который должны перестроиться все формы. Например, в музыке это уже произошло, по всем радиостанциям играют песни с невразумительными текстами, и людям это нравится. В играх про это тоже разговоры ведутся, но пока серьезных изменений в этом направлении нет, хотя искусством игры уже стали, просто не все, есть пласт игр, в которых упор делается на соревновательные элементы, а есть игры, где вся суть в сеттинге (описании мира, в котором происходит действие), развитии сюжета и отыгрыше персонажа. Отечественная студия разработчиков об этом постоянно говорит, хотя, несмотря на громкие слова, не сказать, что они в жанр что-то революционно-новое внесли. Да, делают неплохие игры, но в целом, на том же уровне, что уже есть.
Влоггинг
Это не кино, не сериалы, а реально какая-то совершенно новая форма подачи материала. Огромное количество людей проводит часы, ежедневно слушая чей-то поток сознания.
Сама я редко захожу в такие места, но все равно каждые пару месяцев узнаю о новых ютьюб-жанрах и звездах – то есть развивается это все очень активно.
Поползновения к реальным действиям
Я сначала хотела сказать про квесты, но это на самом деле игры для очень узкой прослойки. В принципе, такие и раньше были (в форме походов и экспедиций, например).
Может быть реалити-шоу (которые, кажется, уже отошли) – вполне новый жанр. Еще в последнее время стал в них популярным жанр квеста, и прочие поползновения из компьютерных игр к реальным действиям, но там, кажется, за последние года три ничего нового не происходит, только реалистичность и ужасы пытаются выкрутить на максимум. Даже в таких немудрящих реалити-шоу, как «Ваш ребенок» пугают детишек то ужами, то червяками.
Наверное, ролевые игры будут развиваться дальше, уже не только по толкиеновским сказкам и военно-историческим реконструкциям, а по направлению к психологическим тренингам – все эти расстановки, кто вы по архетипу – эстет, боец, простодушный.
Звучащее слово
Рэп. Читала недавно пару статей про современный рэп, всякие вероятностные алгоритмы и прочее моделирование на больших массивах: растет сложность рифмовки, появляются невиданные ранее в языке виды рифм (или не осознававшиеся как таковые), то же и с ритмом, и со словообразованием; ругани, кстати, все меньше. Это где-то для 20-летнего периода, причем у самых популярных и разных рэперов, а не у артхаусников каких-то маргинальных. Но до кодификации далеко, запас еще есть.
А еще слэм (slam). Устраивают кружки чтения слэма в интеллектуальных кафе, конкурсы. В школах вводят творческие задания, когда дети должны собственный проект изложить в рэп- или слэм-форме. Я даже принимала сама несколько раз участие в слэме во время Саратовских фестивалей поэзии «Центр Весны». Да и вообще: пока люди разговаривают, будет какое-нибудь искусство на базе звучащего слова.
Мистерии урбанизма
Из современной урбан-культуры еще можно добавить гимнастические трюки на скейтах, роликах, велосипедах, жонглирование тряпичными мячиками (не помню, как называется), паркур по крышам и заборам. Да, вся эта новая физическая культура ближе к искусству, чем к спорту, потому что главное в ней произвести впечатление, а не выиграть. Многое из этого весьма эстетично и дает новые формы телесного выражения. Мне думается, новые культурные формы будут возникать в области ухода за телом, его переделки, заботы о нем, здоровый образ жизни, всякие «создай себя сам» психологические тренинги.
Еще фейерверки, которые сейчас уже не ограничиваются цветочками и сердечками, а складываются в картины, и тематические световые шоу на фоне городских объектов. В прошлом году в одном городе, где я была, в дюжине мест поставили проекторы с видео, проецируемом на стены зданий после наступления темноты, и мини-фильмы можно было запустить со своего сотового через приложение. Оттуда же шел звуковой ряд.
А что до фейерверков – наверное, тут вообще можно говорить о технически оснащенных пространственных шоу: тут не только салюты, но и всякие виды масштабных видеопроекций, лазерное рисование, – карнавалы и прочие публичные праздники, в конце концов. Опять же, в средневековье был такой жанр, мистерии.
Обыгрывание вместо оригинальности
Итак, подведем итоги. Все же ударюсь в проклятый детерминизм и скажу, что новые формы мы увидим, когда возникнут новые условия для их существования. Тоже аниме, которого в 70-е – 80-е не существовало (для аудитории вне Японии) – и которое "вдруг" появилось в 90-е, и, казалось, сразу везде. Его бы не было без подъема потребительской электроники и пиратства – кассеты, диски, файлы. Так что с этой позиции ответ на вопрос может быть таким, ибо старые формы тоже не умирают, адаптируются: из поэзии получается рэп и слэм, из живописи – лазерные шоу и граффити, или там рисование песком, полумультипликация такая, из музыки – ди-джеи и клипы и так далее. Впереди еще …надцать лет примерно того же с вариациями; ну, извините, перед 60-ми тоже были довольно скучные 30 лет.
Конечно, подход меняется, параллельно и с исчезновением или с обновлением форм. Последние лет 200-300 искусство – а потом и другие "культурные формы", – тесно связано с оригинальностью, но так же было не всегда. Сейчас вот новый виток спирали: искусство рождается там, где есть обыгрывание, где вместо оригинальности образа (сюжета и т.п.) – непременная двойственность обыгрываемого и обыгрывания: фанфики те же, каверы, AMV, DJ и т.п. Мемы туда же, демотиваторы и пр. Такое скорее конструкторское и комбинаторное искусство, чем полет души – чистое средневековье. Рэп, кстати, туда же, хоть и по параллельной линии. (Можно все это называть и постмодернизмом, но этот ярлык только убивает понимание, нет нужды его всуе мусолить).
Коллективность – обязательно, но, наверное, не только в виде интерактивности (выше есть про квесты, ролевухи и MMORPG-игры) или так и оставшегося гипотетическим "участия зрителя в развитии сюжета", а в виде создания художественных миров, "вселенных". Какие-нибудь "Звездные войны" вообще не существуют и бессмысленны сами по себе, а вот вселенная «Звездных войн» – включая сопутствующий товар, фанфики, диалектику канона и неканона, собственно сообщество фанатов и пр. – вполне себе самостоятельное нечто. И эти «нечты» развиваются не в рамках жанров или форм, а, скорее, в рамках ниш, информационных пузырей – вот и новшество. Художники ищут новые формы, потому что они порождают новые смыслы, но новые рынки потребления для искусства возникают тогда, когда толпа не удовлетворена старыми смыслами.
А реально массовая форма – это рекламные акции в торговых центрах. Да и сами торговые центры – это по сути самые культурные центры сейчас. Там можно увидеть очень многое: и рок-концерт, и литературные чтения, и самый большой в Европе аквариум. Все кинотеатры теперь – в торговых центрах. Ну и в итоге некоторые люди проводят там целые выходные. Буквально на днях видела: сидят и в шахматы играют на фудкорте. А вчера девушки-грибочки в желтых шляпках раздавали рекламу на стандартных листочках, и я смяла листочек, не прочитав, выбросила его в урну. Информация до меня не дошла, значит, форма подачи сообщения была неправильной. Им нужен художник со свежим подходом к этой форме искусства.
Читайте нас: