Пронзительное и ужасающее слышится отголоском кинокартины Элема Климова «Иди и смотри» (1985) в новом фильме, вышедшем буквально недавно в 2023 году, с цифровым релизом в 2025 году. Он прошёл, по нашим наблюдениям, совершенно незамеченным. О премьере не говорили, мало рецензий в прессе. Его нет будто. Докуфикшн «Нюрнберг. Многомерность зла» с кричащим слоганом «Шок до состояния паралича» режиссёра Алекса Плата. Здесь территория зла. Смотреть, если честно, нет никакого эстетического удовольствия, но смотреть необходимо, как доказательство наличествующего зла на Земле, которое способен творить человек и только человек. В конкретном случае, третий рейх, нацисты…
Фильм-драма с обязательными, казалось бы, ингредиентами художественности, но всё-таки с документальной канвой. С чуть вычурным чёрно-белом цветом, с контрастно-отточенным изображением. Цвет в «цвете», наверняка, уничтожил бы зрителя. Два актёра: Александр Рапопорт, играющий советского психиатра Евгения Константиновича Краснушкина и Фёдор Шлемов в роли Рудольфа Хёсса, бывшего коменданта «Освенцима», которого держали в камере нюрнбергской тюрьмы перед смертной казнью. Психиатр, используя свои уникальные навыки в психиатрии вплоть до гипноза, ведёт будто бы дружескую беседу с заключённым, где ни разу не повысил голос. Невероятная сдержанность доктора не может не вызывать восхищения. На примере Хёсса он планомерно составляет психотип нациста… нациста-чёрта, «субъекта» из ада.
А между линий некой застеклённости, тягостного дыхания, испарений, спёртого воздуха транслируется подлинная кинохроника тех лет – об Освенциме (демонстрируются и другие концлагеря), снятая самими фашистами. Да, от этих кадров кровь стынет в жилах. Порой отводишь взгляд. Почему-то раньше в советские годы казалось это нормой – смотреть аналогичное. «Обыкновенный фашизм» (1965) Михаила Ромма, и опять же упомянутый фильм Элема Климова не раз транслировался по телевидению того времени. И ведь смотрели всей семьёй, принимали без вопросов или возражений. И где-то давно, далеко фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». В двадцать первом веке Великую Отечественную войну мимикрировали в забаву, в беспроигрышный коммерческий продукт («Т-34», «Сталинград», различные части «Снайпера», «Белый тигр», «Туман», «Утомлённые солнцем 2», «Баллада о бомбере», «Лётчик», «Красный призрак» и т.д.). Но не будем об этом. Ибо нет, нет, да выходит иногда что-то достойное нашего внимания. К примеру, далеко не ягодный, не пафосный фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего. Есть зёрна среди плевел. Но вернёмся к нашему фильму-агонии.
В начале истории Хёсс усердно симулирует сумасшествие и амнезию, но после того, как профессор вводит его в состояние гипнотического транса, мега-монстр начинает обнажать перед ним гнилостную изнанку своей мёртвой души. Финал – как и полагается в приличном хорроре: осиновый кол в могилу вампира… Здесь – петля на шею недочеловека.
Хёсс чавкает, когда ест баланду, сидя за столом. Кинокамера оператора в этот момент показывает крупным планом его жующий огромный рот. Губы обслюнявлены, стекает суповой жир. Рот его, как мясорубка будто поедает, жрёт пачками людей… исхудалые трупы людей. Слышен рык (только в одном кадре, ближе к концу) охранника, который ходит за дверью камеры, но всё слышит и видит через наблюдательное маленькое окошко. Хёсс бахвалится, как он выполнял «свою работу», какой он законопослушный солдат Германии. По столу бегают упитанные тараканы, по полу шныряют крысы, а Хёсс негодует на боль в коленках. Хёсс не видит в своих деяниях ничего предосудительного – он всего лишь выполнял приказы. Они, все сидящие на скамье подсудимых на Нюрнбергском процессе, выполняли приказ. Вины своей якобы в гибели военнопленных они не видят. По данным архива Генштаба Вооружённых сил Российской Федерации, в годы Великой Отечественной войны потери пленными составили 4 млн 559 тыс. человек. Цифра чудовищная! Хёсс тяжело опускает руки – а что делать, когда военнопленных привозили тысячами каждую неделю… Расстрелы не спасают ситуацию… «Это нетехнологично», – говорит эта тварь. Заместитель Хёсса Карл Фрицш предложил использовать ядовитый газ Циклон Б… Проговорено так, словно они решали проблему по избавлению от насекомых-паразитов, поедавших яблоки в саду.
В наше «благопристойное» время в концепции зла наблюдается неестественная притягательность: будто понарошку зло смакуется в различных произведениях, в кинематографе… да где угодно. Про маньяков, насильников, убийц и прочих нелюдей, запятнавших свою душу кровью. Зачастую авторы стараются придать злодею-извергу с ноготок нотку романтики, сооружают маломальский ему интеллект. И если не оправдывают их неуемную жестокость, то пытаются понять ее первопричины. Сразу приходит на ум Ганнибал Лектер – жуткий вымышленный персонаж из книжной вселенной Томаса Харриса. Но он ничто на линии, в кругах ада по сравнению с «млекопитающим» Хёссом. Но млекопитающий слишком мягко сказано.
Хёсс за свою откровенность (если это можно назвать откровенностью) надеется получить снисхождение. О чём он в конце кинокартины боязливо, как жалкий ягнёнок, спрашивает Краснушкина. В ответ – гробовая тишина. Когда психиатр выходит из камеры, после длительной (мучительной) беседы, в его вдумчивом облике мы, наконец, видим и слышим его мысли: все допустимые и недопустимые эмоции – это взрывы, клокотания и извержения ненависти к заключённому, с которым он только что «мило» беседовал.
Смотреть или не смотреть? Советовать подобного толка творение трудно. При просмотре уж точно не получится закусить бутербродами, лавашами, запивая ароматным капучино – стошнит. Разворотит до пустоты желудок. И невозможно смотреть за один заход, сразу не отрываясь, то и дело тянет отвернуться… подышать бы свежим воздухом. Но, повторимся – знать, глянуть хотя бы одним глазком надо.
У российского режиссёра Алекса Плата (родился в Ленинграде в 1975 году) всего три работы. Стоит обратить внимание на его документальную кинокартину «Запечатлённые временем, где опять использованы архивные видеозаписи и воспоминания людей, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Но, сейчас редко кто смотрит про реалистичные ужасы войны; обычно стараются пройти мимо. Но для чего эта тяжесть и ноша боли, спрашивается? А чтобы напомнить людям! Чтобы знать, что человек всегда в одном шаге по направлению к бездне! Чтобы вернуть, в конце концов, нечто доброчеловечное!