Доставлять почту, товары и пенсию для жителей глубинки, преодолевая расстояние в 130 километров на моторной лодке, — каково это? Или зимой — на снегоходе? Ответ на эти вопросы точно знает героиня фильма «Водяная» — почтальон Алена Алеева. Жительница деревни Чебыково более двадцати лет трудится почтальоном на просторах Караидельского района Башкирии.
Режиссер Вилюра Исяндавлетова очень полно раскрывает перед зрителями невероятную историю женщины, благодаря которой люди, живущие по всей зоне Павловского водохранилища, имеют возможность не только получить свою пенсию, но и товары первой необходимости, в том числе лекарства. Места глухие, мобильная связь работает далеко не везде, на реке ее нет вовсе, но это не останавливает почтальона: она запрыгивает в «моторку» и выполняет свою работу. Местные так и заявляют: «Не знаем, что бы без нее делали».
В одной из сцен главная героиня говорит: «Моя родина — здесь». И, кажется, эта фраза лучше всего характеризует и ее саму как добросовестного работника, сильного духом человека и ту самоотдачу, которую невозможно сейчас представить в обычных жизненных условиях… Почтальон исполняет свой долг, режиссер — свой. Мы задумываемся, очаровываемся, мы пугаемся, сопереживаем. Мы испытываем сильное чувство, имя которому уважение, когда перед нами возникает такой кинопортрет.
Сама Алена Алеева тоже присутствовала на показе. Весь красный зал кинотеатра «Родина» поднялся, чтобы похлопать героине фильма.
…В Москве «Водяную» отметила Национальная российская премия в области неигрового кино «Золотая Свеча» — фильм победил в номинации «Короткометражное кино». С чем и поздравляем режиссера!
* * *
Второй фильм Вилюры Исяндавлетовой, который представили 5 декабря на научно-практической конференции «Башкирское кино», — «Отшельник».
Фильм рассказывает историю жизни Киньягула Салимгареева, охотника, живущего в одиночестве среди башкирской тайги. Жителю деревни Реветь Белорецкого района республики сейчас девяносто лет. В далекие времена он работал в Охотсоюзе. Но деревня опустела, последний ее житель уехал еще в 64 году, а Киньягул решил остаться, продолжил жить здесь, заниматься охотой, самостоятельно добывать дрова для своего дома… Деревни, уходящие в прошлое сейчас уже не новость, но люди, которые делают такой выбор — остаются на своих местах — это всегда непостижимо, удивительно и это всегда истории до мурашек, ведь выжить в лесу может далеко не каждый.
После показа, во время обсуждения фильмов, Вилюра Адигамовна отметила, что главная сложность для режиссера документального кино — найти ключ к сердцу героя. И здорово, что удается!