Иногда откапываешь из скопища мирового кино что-то такое – покрытое пылью, почти забытое и наполовину утраченное. Конечно, многие фильмы подобного порядка звезд с неба не хватают, иначе с чего бы им находиться в состоянии забвения, но если их еще кто-то вспоминает, значит, есть в них то, за что их стоит посмотреть.
И вот, на глаза в рекомендациях мне попался фильм «Сумерки» (Szürkület, 1990 г.) венгерского режиссера Дьёрдья Фехера, где комментаторы сравнивали его с работами Белы Тарр, Тарковского, Звягинцева. Ну, после таких рекомендаций я, конечно же, побежал смотреть. Тем более, сравнение с Белой Тарр, который, кстати, то же из тех венгерских краев, выглядело для меня уж больно соблазнительно. Неужто Венгрия располагает к себе в плане построения депрессивно-осенних монохромных картин с длиннотами и медленными перемещениями камеры, что возникли два режиссера с практически одинаковым стилем? Впрочем, заметил в титрах, что сам Бела Тарр служил в фильме консультантом – и все вопросы отпали сами собой: скорее всего, оба режиссера работали в некой связке друг с другом, но о Фехере очень мало информации и до нас дошло всего два фильма, и то не в очень хорошем качестве.
Фильм «Сумерки» представляет собой меланхолический детектив с элементами драмы. В лесу обнаружен труп восьмилетней девочки, зарезанной бритвой. Подозрение падает на бродячего торговца, который однажды уже был осужден за совращение несовершеннолетней. Один из следователей не верит в вину торговца и продолжает расследование, чтобы найти настоящего убийцу.
Но сюжет, как и сам жанр детектива здесь служит скорее скелетом для создания атмосферы и настроения. Большая часть фильма занята далеко не расследованием, а даже неким созерцанием натуры, движений актеров и камеры. Но, несмотря на то, что фокус с сюжета уводится в некую медитативность, интрига все же создается. Впрочем, финал, как общее настроение картины, далеко не радостный. Конечно, спойлерами тяжело будет испортить эту картину, где сюжет отводится на второй план, но все же не буду раскрывать всех карт, для того, чтобы заинтересованные смогли посмотреть его самостоятельно и сделать свои выводы.
Сравнение с Тарром здесь не случайно: «Сумерки» чуть ли не полностью копируют стиль режиссера, но Дьёрдь Фехер делает это заметно короче, динамичнее, и в некоторой степени иногда очень изящно. Буквально с первых кадров мы погружаемся в пучину осенней меланхолии, приправленной чувством опустошенности, запущенности и некой незримой тревожностью. Здесь много сделано ради изящных кадров, а герои двигаются и разговаривают, будто находятся в каком-то стазисе. От некоторых планов и кадров можно получить настоящее эстетическое наслаждение, а медленные панорамные движения камеры погружают в гипноз.
«Сумерки» – это, конечно, идеальное кино для осенне-зимнего настроения. Промозглое, холодное, проникнутое чувством обреченности, но все же не бьющее настолько наповал, как «Сатанинское танго» Тарра, от которого можно уйти в депрессию на пару дней. Можно сказать, что Фехер это облегченная версия Белы Тарр, работающий примерно в таком же стиле, поэтому всем немногочисленным любителям знаменитого венгерского автора стоит обратить внимание и на эту работу, и на самого режиссера. Если бы Бела Тарр снимал сериал «Настоящий детектив», то он был бы примерно как «Сумерки» Дьёрдья Фехера!
Все же здорово, что существует Интернет и я, благодаря некоторым людям, вытащил из закромов данный фильм, которым ничуть не разочаровался. Пусть он не обладает чувствительностью и огромным потоком мыслей, или не слишком уходит в сторону философских или метафорических высказываний, но от просмотра можно получить эстетическое удовольствие, ибо сделан он изящно.
Вердикт: 4 балла из 5