Не так давно открыл для себя современный авторский кинематограф Китая. Открыл в том смысле, что не подозревал о наличии таких шедевров. Конечно, есть общепризнанные гении родом из Азии, которых мы все с вами знаем: Акира Куросава, Вонг Карвай и многие другие (впрочем, их не так много). Но есть целая плеяда современных авторов, например: Би Гань, Ху Бо, Дяо Инань и множество новых лиц, чьи имена очень тяжело запомнить, зато вот фильмы запоминаются на раз. Возможно, в будущем на этом канале я еще не раз коснусь темы китайского авторского кино – уж больно мне нравится его смотреть. Но сейчас поговорим о фильме Дяо Инаня «Черный уголь, тонкий лед».
Дяо Инань как раз один из первых скомпоновал образец голливудского нуара с китайским колоритом и общей меланхолией. В 2019 году режиссер выпустил картину «Озеро диких гусей», которую можно было наиболее точно разобрать с точки зрения нуара, но лично мне эта работа кажется более динамичной, комиксовой и несколько неестественной. Хотя, такому фильму вполне возможно позавидовал бы сам Николас Вендинг Рефн – позавидовал бы с той стороны, что ему то никогда не удастся снять именно такой картины с большой концентрацией неонового цвета. А вот «Черный уголь, тонкий лед» мне более ближе, но и она сочетает в себе все признаки нео-нуара, который впоследствии многие авторы стали применять в своих работах.
Фильм сначала презентует нам жаркий июль 1999 года, в котором на угольной фабрике находят части человеческого тела, и позже еще несколько частей оказываются разбросанными по всей провинции. За дело берется главный герой (уж извините, китайских имен я никак не могу запомнить или даже передать, поэтому обойдемся прилагательными и существительными) – полицейский, который ведет это дело. В ходе расследования, он и его напарники ввязываются в перестрелку, в результате которой наш герой оказывается ранен, а его напарники убиты. Сюжет делает резкий скачок по времени: в зимний месяц 2004 года, где наш герой уже отстранен от должности полицейского, крепко выпивает и работает в охране. Случайная встреча с бывшим коллегой приводит его снова на путь нераскрытого дела, и он решает уже самостоятельно распутать его с помощью жены погибшего, части тела которого первоначально и были найдены на угольной фабрике в 1999 году, она работает в прачечной и, вполне возможно, глубоко связана со всеми убийствами.
Далее, рассмотрим, что же такое «китайский нео-нуар» и в чем его отличительные признаки. Скажу сразу, что это лично мое определение фильмов подобного ряда, но в большинстве работ есть похожие признаки, и сняты они примерно по одной схеме с некоторыми отличительными авторскими вариациями.
В основе его, как и положено нуару, лежит детективный или криминальный сюжет. Следующий признак более определенный: действие в фильме часто медлительное или медитативное. В фильме «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инань выстраивает почти поэтическую, медленную структуру с четкой выверенностью каждого кадра. Итак, следующий признак: это визуальная составляющая. Часто режиссеры этого направления стараются сделать максимально привлекательную картинку, порой вводя в нее некую визуальную поэзию. Следующий признак: это световые и цветовые решения. Если действие фильма погружено в ночь, то тьма разбавляется большим количеством разноцветного неонового света, общая картинка довольно контрастная и красочная. Порой возникает чувство, что Инань с оператором всегда выбирали места, где в кадр попадает какая-нибудь неоновая вывеска, или где свет наиболее четко очерчивает происходящее, при этом не исключая применения цветового освещения для передачи определенного настроения или атмосферы.
Кстати, именно атмосфера и настроение чуть ли не самое главное в фильме Инаня, гораздо главнее, чем детективный сюжет. Локации для фильма подобраны определенным способом, чтобы передать несколько заснувший и меланхолический тон. В этих локациях так легко провести параллели с нашим, исконно русским: такие же панельные дома, улочки, помещения, такой же снег и холод, разве что разница состоит в вездесущих неоновых вывесках с иероглифами, да и восточная внешность актеров и отличительный прием пищи, да и сама еда (странно, что очень часто китайские режиссеры любят показывать, как герои фильма поглощают пищу). Инань воссоздает быт, настрой, но воспевает его в некой поэтической манере, превращая расследование преступление и возникновение чувств главного героя к подозреваемой, в изящную, медленно текущую эстетическую картину.
«Черный уголь, тонкий лед» – это настоящее визуальное наслаждение, где каждый кадр гипнотизирует, и вызывает желание наслаждаться каждой минутой данного фильма. Сюжетная основа не дает этому визуальному совершенству повиснуть в воздухе, а звуковой ряд, который практически не использует музыку, добавляет колоритной азиатской атмосферы. Из этого можно выделить несколько тезисов, соответствующих китайскому нео-нуару: это колорит, эстетика, контраст и атмосфера.
Не буду столь сильно распаляться буквами, ибо картину Дяо Инаня действительно стоит оценить в порядке личного опыта и потому, в заключении посоветую еще несколько фильмов китайского нео-нуара вдогонку: это «Озеро диких гусей» (Nan fang che zhan de ju hui, 2019г.) того же Дяо Инаня, «Долгий день уходит в ночь» (Di qiu zui hou de ye wan, 2018г.) режиссера Би Ганя (это вообще отдельная тема, которая стоит рассмотрения) и «Тебе одиноко сегодня вечером?» (Re dai wang shi, 2021г.) Веня Шипэйя.
Приятного просмотра!
Вердикт: 5 из 5