От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть первая
Все новости
КИНОМАН
30 Июля , 13:38

Что такое «китайский нео-нуар» на примере фильма «Черный уголь, тонкий лед» (Bai ri yan huo, 2014г.)

Не так давно открыл для себя современный авторский кинематограф Китая. Открыл в том смысле, что не подозревал о наличии таких шедевров. Конечно, есть общепризнанные гении родом из Азии, которых мы все с вами знаем: Акира Куросава, Вонг Карвай и многие другие (впрочем, их не так много). Но есть целая плеяда современных авторов, например: Би Гань, Ху Бо, Дяо Инань и множество новых лиц, чьи имена очень тяжело запомнить, зато вот фильмы запоминаются на раз. Возможно, в будущем на этом канале я еще не раз коснусь темы китайского авторского кино – уж больно мне нравится его смотреть. Но сейчас поговорим о фильме Дяо Инаня «Черный уголь, тонкий лед».

Дяо Инань как раз один из первых скомпоновал образец голливудского нуара с китайским колоритом и общей меланхолией. В 2019 году режиссер выпустил картину «Озеро диких гусей», которую можно было наиболее точно разобрать с точки зрения нуара, но лично мне эта работа кажется более динамичной, комиксовой и несколько неестественной. Хотя, такому фильму вполне возможно позавидовал бы сам Николас Вендинг Рефн – позавидовал бы с той стороны, что ему то никогда не удастся снять именно такой картины с большой концентрацией неонового цвета. А вот «Черный уголь, тонкий лед» мне более ближе, но и она сочетает в себе все признаки нео-нуара, который впоследствии многие авторы стали применять в своих работах.

Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»
Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»

Фильм сначала презентует нам жаркий июль 1999 года, в котором на угольной фабрике находят части человеческого тела, и позже еще несколько частей оказываются разбросанными по всей провинции. За дело берется главный герой (уж извините, китайских имен я никак не могу запомнить или даже передать, поэтому обойдемся прилагательными и существительными) – полицейский, который ведет это дело. В ходе расследования, он и его напарники ввязываются в перестрелку, в результате которой наш герой оказывается ранен, а его напарники убиты. Сюжет делает резкий скачок по времени: в зимний месяц 2004 года, где наш герой уже отстранен от должности полицейского, крепко выпивает и работает в охране. Случайная встреча с бывшим коллегой приводит его снова на путь нераскрытого дела, и он решает уже самостоятельно распутать его с помощью жены погибшего,  части тела которого первоначально и были найдены на угольной фабрике в 1999 году, она работает в прачечной и, вполне возможно, глубоко связана со всеми убийствами.

Далее, рассмотрим, что же такое «китайский нео-нуар» и в чем его отличительные признаки. Скажу сразу, что это лично мое определение фильмов подобного ряда, но в большинстве работ есть похожие признаки, и сняты они примерно по одной схеме с некоторыми отличительными авторскими вариациями.

Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»
Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»

В основе его, как и положено нуару, лежит детективный или криминальный сюжет. Следующий признак более определенный: действие в фильме часто медлительное или медитативное. В фильме «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инань выстраивает почти поэтическую, медленную структуру с четкой выверенностью каждого кадра. Итак, следующий признак: это визуальная составляющая. Часто режиссеры этого направления стараются сделать максимально привлекательную картинку, порой вводя в нее некую визуальную поэзию. Следующий признак: это световые и цветовые решения. Если действие фильма погружено в ночь, то тьма разбавляется большим количеством разноцветного неонового света, общая картинка довольно контрастная и красочная. Порой возникает чувство, что Инань с оператором всегда выбирали места, где в кадр попадает какая-нибудь неоновая вывеска, или где свет наиболее четко очерчивает происходящее, при этом не исключая применения цветового освещения для передачи определенного настроения или атмосферы.

Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»
Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»

Кстати, именно атмосфера и настроение чуть ли не самое главное в фильме Инаня, гораздо главнее, чем детективный сюжет. Локации для фильма подобраны определенным способом, чтобы передать несколько заснувший и меланхолический тон. В этих локациях так легко провести параллели с нашим, исконно русским: такие же панельные дома, улочки, помещения, такой же снег и холод, разве что разница состоит в вездесущих неоновых вывесках с иероглифами, да и восточная внешность актеров и отличительный прием пищи, да и сама еда (странно, что очень часто китайские режиссеры любят показывать, как герои фильма поглощают пищу). Инань воссоздает быт, настрой, но воспевает его в некой поэтической манере, превращая расследование преступление и возникновение чувств главного героя к подозреваемой, в изящную, медленно текущую эстетическую картину.

Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»
Кадр из фильма «Черный уголь, тонкий лед»

«Черный уголь, тонкий лед» – это настоящее визуальное наслаждение, где каждый кадр гипнотизирует, и вызывает желание наслаждаться каждой минутой данного фильма. Сюжетная основа не дает этому визуальному совершенству повиснуть в воздухе, а звуковой ряд, который практически не использует музыку, добавляет колоритной азиатской атмосферы. Из этого можно выделить несколько тезисов, соответствующих китайскому нео-нуару: это колорит, эстетика, контраст и атмосфера.

Не буду столь сильно распаляться буквами, ибо картину Дяо Инаня действительно стоит оценить в порядке личного опыта и потому, в заключении посоветую еще несколько фильмов китайского нео-нуара вдогонку: это «Озеро диких гусей» (Nan fang che zhan de ju hui, 2019г.) того же Дяо Инаня, «Долгий день уходит в ночь» (Di qiu zui hou de ye wan, 2018г.) режиссера Би Ганя (это вообще отдельная тема, которая стоит рассмотрения) и «Тебе одиноко сегодня вечером?» (Re dai wang shi, 2021г.) Веня Шипэйя.

Приятного просмотра!

Вердикт: 5 из 5

Автор:Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: