Все новости
КИНОМАН
29 Октября 2023, 18:30

Не глянцевые актрисы доброты и мудрости

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов
Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов

Совсем недавно… а, случается, налетает потребность, пересмотрел как-то несколько отечественных сказок. Не те, что клепают сегодня «волшебники» киноиндустрии, да их к тому же – раз-два и обчёлся. А глянул с внушительной долей любопытства на них, из ушедших «былинных времён, когда детская сказка действительно являлась сказкой. И детское кино имело невероятно огромные заделы в киноискусстве, ничем не уступая фильмам для взрослой публики.

Ах да, забыл сказать-то: посмотрел (правильнее – пересмотрел) пару сказок «Там, на неведомых дорожках…» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Добротные шедевры, что тут скажешь! Без витиеватых запруд.
И сквозит в подсознании не вполне типичное послесловие, хочется отобразить – брызнуть откровенными красками дней. В тех двух фильмах снялась известная актриса Татьяна Пельтцер. Попутно вспомнился фильм «Свадьба с приданным», 1953 года, с Верой Васильевой (у неё юбилей в этом году – 95 лет), что в сентябре транслировался по каналу «Культура», где также сверкала Татьяна Пельтцер. И весьма специфическая деталь: этот фильм и сказки снятые гораздо позднее… одним словом, Пельтцер играла, получается, там и там старушек. Создаётся ощущение кинематографического неизменного шаблона, будто вся её актёрская жизнь – игра женщин преклонного возраста. Нет, разбора этого киноявления не собираюсь делать; справедливо или нет – не об том разговор. Просто сразу пришла «бетонная» мысль, выстраивающая некий непоколебимый облик; вечности, что ли?.. И мудрости, в том же списке. Образ добрых милых старушек, женщин пожилого возраста, кинобабушек советского кинематографа, которые остались навсегда в нашей памяти. В первую очередь, почему-то и пришла на ум именно Татьяна Пельтцер. Вроде Баба-яга (фильм-сказка «Там на неведомых дорожках…»), но далеко не злючая, а наоборот – огромного чуткого обаяния. А «Приключения жёлтого чемоданчика» 1970 года, опять же в роли бабушки, где она довольно подвижна, смела и чрезвычайно активна. И вздорная, лицемерная в картине «Вам и не снилось» – запоминающийся тип старой женщины-карги. Гримёры очень постарались (и режиссёрская команда), чтобы она так и выглядела, иначе бы пролезали отовсюду её нотки умилительного обаяния.
Свою первую роль Татьяна Пельтцер сыграла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» в Екатеринославле. Вторую – в театральной постановке «Дворянское гнездо». Эти две весомые роли принесли маленькой актрисе первый гонорар. Для незнающих – родилась она в 1904 году 6 июня. «Бабушка» – так мягко и по-доброму нередко называли Пельтцер коллеги по цеху. Сама же Татьяна Пельтцер себя часто называла «счастливой старухой». Обладая несгибаемой волей и твердым как камень характером, несмотря на все жизненные испытания, она все-таки считала свою судьбу, в том числе и кинематографическую, весьма удачной, никогда не жалела о своём выборе. Что любопытно, в выходные дни она любила посещать рестораны, к тому же она являлась заядлой картёжницей и курильщицей, и избавиться от этих вредных пристрастий она не смогла до конца своей жизни. В последние годы работы в театре «Ленком» она уже испытывала трудности с памятью, не могла запомнить даже короткие фразы из своей роли. Марк Захаров, Александр Абдулов стояли за неё горой, в обиду не давали. Во время спектакля ей постоянно подсказывали коллеги, что именно говорить. Последняя её роль в театральной постановке «Поминальная молитва» практически была без слов. Ей бурно аплодировал зал, когда она вышла на сцену.
Любовь Соколова
Любовь Соколова
Нельзя не вспомнить и Любовь Соколову, а вместе с нею и фильмы «Два капитана», «Долгая дорога в дюнах», комедию «Тридцать три», «Певучая Россия», «Во бору брусника». Из своего детства с запахом рогаликов и пастилы ныне припомнился её немного печальный и усталый взгляд с экрана телевизора: мать в ожидании сына с фронта или почтальонша с полной сумкой писем. Обожающие её зрители окрестили «всесоюзной мамой». Большинство её ролей – роли второго плана, при этом на её счету триста семьдесят кинокартин с её участием. Не слабо, что тут скажешь! Любовь Соколова всегда была востребована, у неё не случалось «просадок» и в лихие 90-е годы. Не зря она вошла в книгу рекордов Гиннеса, по этой самой причине – по количеству сыгранных ею персонажей в кино. Причем все ее героини были настоящими мамами, и даже бабушками, любящими и бесхитростными. Никаких злодеек, отчаявшихся женщин лёгкого поведения. Правда есть одно исключение, совсем крохотное и мелкотравчатое – в ленте «Единственная» персонаж матери, которая всеми возможными силами старается разрушить брак собственного сына.
Она являлась экранной мамой для Барбары Брыльской, Ирины Мирошниченко, Валерия Золотухина, Никиты Михалкова, Олега Янковского. Она излучала какой-то внутренний обжигающий по-доброму свет, особенную теплоту и беспредельную сердечность. И что самое важное: Соколова и в реальной жизни, вне экрана являлась таковой.
Наверняка многие дети… возможно, и сироты, глядя тогда на неё в какой-нибудь кинокартине, загадывали потаённые желания: «А вот бы у меня была такая мама… бабушка». Известность к актрисе пришла после фильмов «Две жизни», «Семья Ульяновых», «Тихий Дон». Уже тогда блеснул видимый огонёк её таланта. Она из блокадного Ленинграда. И снималась она до последнего, пока были силы, вплоть до своей кончины в 2001 году. И её последний фильм с символичным грустным названием «Вальс на прощание» 2001 года.
Галина Макарова.
Галина Макарова.
Галина Макарова. Она почему-то запомнилась по таким схожим действиям-трафаретам (что-то вроде одного характера её героинь): бурчит недовольно, пытаясь вразумить молодую поросль; дать же нужно дельный совет… а у них ещё и посуда немытая, и там бардак. Бурчит тихо, почти неприметно, авось кто да услышит. Деловитая, хозяйственная и завсегда за справедливость. Родилась Галина Макарова 27 декабря 1919 года в белорусском поселке Старобин. На момент рождения ее звали Агата Чехович, имя она сменила по собственному желанию, а фамилия Макарова ей досталась от первого супруга. Отец Климентий Чехович был офицером в царской армии, во время Первой мировой войны проходил службу в ставке царя, а в 30-х годах его арестовали. В молодости она с удовольствием постигала все новое и недоступное ранее: метание копья, конный спорт, вышивку, мотокросс. В 1937 году она победила в чемпионате Белоруссии по этому виду спорта. А вот первая её серьёзная актёрская проба случилась в Первом Белорусском драмтеатре. Однажды весьма известный драматург Андрей Макаёнок принес в театр пьесу с занятным названием «Лявониха на орбите», и заявил, что в роли главной героини видит только Макарову, иначе вообще не даст согласие на ее постановку. Пришлось уступить, и Галина вышла на сцену в образе, написанном специально для нее.
Однако кинокарьера её стала подниматься ввысь довольно поздно, аж с 1976 года, когда она разменяла шестой десяток. Хотя впервые ее пригласили на съемочную площадку еще в 1958-м, в картину «Счастье надо беречь». И всё же в 1976 году после фильма «Вдовы» на неё обратили внимание и зрители и значимые, именитые режиссёры. У фильма «Вдовы» имеется своя необычная, трепетная история. Поначалу, целых два года, картина пылилась на полке; власти решили, якобы подобные реалии лучше не демонстрировать зрителям. Ее пустили в прокат по личному распоряжению Леонида Брежнева, который сказал, что вдовы заслуживают лучшей участи. После этого случая пенсионеры стали получать повышенную пенсию.
Замелькали фильмы «Родное дело», «Штормовое предупреждение», «Молодая жена» с Анной Каменковой. И кто же не знает, не видел… «Белые росы», его крутят частенько по телевизору. Примелькался он, безусловно, а всё равно смотришь и смотришь этот вечный, неубиваемый временем, шедевр. Далее, «Противостояние», «Белые одежды», «Прощание славянки» и наберётся фильмов, в общей сложности, – семьдесят четыре с её участием.
Рина Зелёная.
Рина Зелёная.
Рина Зелёная. И её грех забыть! Как же – «Приключение Буратино» и этим всё сказано. Рина Зеленая родилась в Ташкенте 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1901 года. В Ташкенте девочка ходила в реальное училище (именно так оно называлось до революции) но, когда её отца перевели работать в Москву, будущую актрису записали в престижную гимназию фон Дервиза. Там Екатерина на удивление быстро привлекла внимание других школьников собственными противоестественными выходками: лихо лазила по деревьям, заскакивала на подножку трамвая, шумела и вообще вела себя как маленькая разбойница. В московское театральное училище она поступила совершенно случайно, ну совсем случайно. Увидела объявление о наборе будущих актёров – решила заглянуть. И без всякой подготовки прочитала перед комиссией драматическое стихотворение. Деловитая и строгая комиссия попадала со стульев от смеха, пока Екатерина читала. Её взяли без всяких вопросов. Первой профессиональной сценой для актрисы стал любительский театр «Крот» в Одессе, там же она стала Риной, сократив своё настоящее имя.
Во время войны Рина Зеленая ездила вместе с фронтовыми бригадами артистов и выступала перед бойцами, за что после освобождения страны из оккупации была награждена орденом Красной Звезды. В Москве Рина Зеленая работала в театре «Не рыдай», на который наткнулась совершенно случайно. Затем актриса устроилась в петроградский «Балаганчик», а после – в московский Театр Сатиры, где, проработав четыре года, перешла в Театр обозрений при Доме печати (который впоследствии получил название Театра эстрады и миниатюр).
Первая попытка в кино случилась в картине «Путевка в жизнь», и Рину Зеленую пригласили петь там блатные куплеты. Она исполнила невообразимо много песен, но из-за технических неполадок в окончательную версию попал всего один небольшой эпизод. Очень яркой, взрывной получилась ее роль болтливой домработницы в комедии «Подкидыш». Мало кто знает, что изначально данного персонажа в сюжете не было вовсе. Но по ходу съемок Рина Зеленая и поэтесса Агния Барто, которые и написали сценарий к фильму, решили добавить новую героиню. И её персонаж добавил свою изюминку, колорит – не ушёл в забытье. Сверкнули ярким дождём детские сказки с её участием: «Три толстяка», «Чиполлино», «Про Красную Шапочку». И разумеется, знаменитый голос её звучал в мультипликации. Последней же ролью актрисы стала миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В заключительной части актриса снималась в достаточно солидном возрасте – в восемьдесят пять лет.
И таких актрис, к которым слава пришла в поздние их лета, предостаточно. Они без устали работали на съёмочной площадке и на сцене театров. У большинства роли второго плана, но они их вытягивали на такой существенный уровень… на такую высокую горку, что основное внимание перетягивали и на себя. Они играли так, как жили, и без всякого «раздвоения». Можно многое сказать и о Евгении Ханаевой, Любови Добржанской, Вере Васильевой, Александре Назаровой, Анастасии Зуевой, Марии Скворцовой… Неимоверно жалко, что мы, зрители… циничные и требовательные, не помним их юными, в расцвете сил. Их молодость почти не запечатлена на нетленных кадрах кинематографа. Их фотографии очень редко публиковались на обложках журналов, газет. Но слава, популярность всё же осталась и осталась на века! И забыть их старания, талант, профессиональное умение в театре и кино невозможно, совершеннейшим образом. Ну никак!

«Истоки» / Статья / Создан: 18.11.2020

Автор:Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: