Все новости
ГРАММОФОН
31 Июля 2023, 10:49

Сохраним навсегда Мандельштама, или Музыка возникает из поэзии! Часть четвертая

Тут повезло поговорить с хорошим человеком Михаилом Гундариным, умницей и интеллектуалом, журналистом и поэтом о том, что представляет собой и мое собранье пестрых глав об альбоме-трибьюте Мандельштаму.

Да и о самих песнях – что зашло, что не зашло. Гундарин несомненно выделил Агутина. Вот было там некое совпадение жизненной философии личности певца и магии текста Мандельштама. А вот некоторые вещи зашли не сразу. Например, трек Айовы мне несколько месяцев назад не понравился, но видео изменило, раскрыло музыкальную тему и, видимо, подготовило мой мозг.

IOWA – «Возьми на радость из моих ладоней...» (О. Мандельштам, 1920) 

Теперь мы можем танцевать под Мандельштама! Танцы Тарантино из «Бульварного чтива» и все это в интерьерах библиотеки. Но магия текста превозмогает все выкрутасы и постмодернизма и метамодерна, не дает упасть в примитивизм, а дает возможность взлететь вслед за ракурсом видеокамеры из болотно-зеленого среднего плана к небесно-голубому потолку. «Наши поцелуи маленькие пчелы» будет теперь звучать в моих ушах при упоминании Айовы вместо хита «Мы встретились в маршрутке». Именно этот трек из вышедшего зимой трибьют-альбома стал самым популярным и прослушиваемым.

По случаю выхода клипа журнал «Сноб» поговорил с Катей IOWA о том, почему российская музыкальная сцена в этом году внезапно прониклась большой поэзией. «Я переключилась со своего творчества на работу с классикой, потому что стала терять ощущение свободы. Я говорила себе: «Ты должна, ты обязана выдать хит, который ждут от тебя». Это были глубокие раздумья – я стала серьезно относиться к себе и своей музыке. Мне повезло, что появились два потрясающих проекта (трибьют-альбомы памяти Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. – Прим. ред.), которые меня спасли. Благодаря им я поняла, что творчество – только часть жизни, самовыражение. Сначала казалось, что я не смогу написать музыку на чужие слова. Пару недель мы искали, пытались почувствовать цвет, настроение, энергию. В какой-то момент стихи Мандельштама стали для меня родными, я снова смогла летать и заниматься творчеством. …Сейчас есть мода на трибьюты, и она нравится молодежи. Это знак того, что появилась потребность в хороших текстах. Период каверов, повторений, копирования говорит о том, что все уже сказано и нового пока нет. Но мы хотим вновь почувствовать великое.» (Интервью целиком можно прочесть здесь )

Еще продолжая обсуждать упомянутые в моих предыдущих статьях работы музыкантов, мы с поэтом Гундариным пришли к мысли, что ценность этого проекта в том, что он заставил многих музыкантов шагнуть за степень привычного, и иногда повысить свой класс сложности с помощью других людей искусства – например, клип «Кинематограф» группы «Курара» снят вместе с Коляда-центром. И современная театральная драматургия и режиссура настолько подошла к стихам Мандельштама, что речитатив солиста стал позолотой на этой сложной многослойной резьбе, после этого другие работы «Курары» словно плоские кусочки фантиков из фольги. Но благодаря «Кинематографу» понимаешь, что еще «Курара» сможет, что у них есть больший потенциал, чем они показывали ранее.

То есть, мне стало ясно, что многие артисты могут больше и могут по-другому. Например, совсем по-другому выглядел Мумий-тролль в жанре электронный хаус: Илья Лагутенко и Кудамир Катица – «Раковина» (О. Мандельштам, 1911). Клип кинетический и современный. Стих из мира, которого уже нет, произносимый только внутри. А как здорово совпало. Видео создано в сочетании 3D-техники и анимации – художник и аниматор Александра Бразгина. Сам Илья Лагутенко сказал: «Песня из альбома «Раковина» 1911 года» – так по ошибке представил в одном СМИ нерадивый редактор эту композицию. Мне кажется, если клип через сто лет посмотрят наши потомки, и он им хоть чуть-чуть сможет объяснить, куда были устремлены наши душевные поиски, то это будет лучшим комплиментом. Мы начинали работу с другого стихотворения, но никак не получалось выстроить связь времён. Шла очередная бессонная ночь, мы топтались на месте. Решили открыть сборник ещё раз и подумать, какое стихотворение отвечало бы настроению каждого из нас в этот самый момент. Выбрали «Раковину», сделали дубль и разошлись. Потом ещё несколько дней пробовали разные тексты, но остановились всё-таки на ней».

 

Решила выяснить далее, кто такой Кудамир Катица и «куда этот мир катится»? Оказалось, этого остроумного музыканта зовут Андрей Антонец. «Я был очень рад, когда Илья Лагутенко, мой старый товарищ и коллега по нашему проекту Кета, пригласил меня поучаствовать в трибьюте Мандельштаму «Сохрани мою речь навсегда», – говорит Антонец. – То, что получилось – это попытка расслышать поэзию в её непривычном, неожиданном звучании. В результате звучит нечто неоднозначное ритмически и музыкально. Я решил воспользоваться своим псевдонимом Кудамир Катица, под которым выпускаю разные эксперименты. Сюжет этого цифрового путешествия состоит в рождении каждого из нас из ниоткуда и ухода в никуда – в попытке обнаружить своё предназначение, дар, талант – говорят авторы. Этот талант, как жемчужина в раковине, станет частью мироздания, какая бы стихия не восторжествовала в мире. Как написал в письме сам Мандельштам: «…вскоре мои стихи с ней (с поэзией) сольются и растворятся в ней, кое-что изменив в её строении и составе».

Когда в 1913 году издательство «Акмэ» выпустило дебютный сборник. Мандельштама «Камень» –  он должен был называться «Раковина». Это до боли программное стихотворение Осипа Эмильевича: что есть exsistentia и в чём essentia человека? Здесь Я и Мир, Раковина и Мировой океан. Очень акмеистическое стихотворение.

Я думаю, что скоро все эти отдельные жемчужины из трибьюта Мандельштаму сольются с мировоззрением музыкантов и кое-что изменят в их творчестве. Хочется также, чтобы эти жемчужины, вытащенные искусной мыслью Романа Либерова из мандельштамовской раковины-поэзии в музыку и затем оправленные в эстетику уникальных видеоклипов, повлияли на общую массу потребителей или хотя бы на тех, кто пытается найти прекрасное в современности. Собственно для последних я и пишу эти статьи. Хочу отметить удивительную особенность этого трибьюта:

– если вам не зашел трек, посмотрите видео (так у меня было с Айовой) и рефрен застрянет у вас в голове;

– если вам не зашло видео, послушайте трек (так у меня было с Мумий Троллем) и через несколько прослушиваний вы совершенно легко будете вплывать в электронную визуализацию цифрового хауса Саши Бразгиной;

– если видео и трек оставили в недоумении, посмотрите историю написания стихотворения (так у меня было с украиноязычным фолком от Алины Паш, и только предыстория помогла мне проникнуться этой жемчужиной проекта. «Этот текст, датированный 1906 годом, остался вне литературной судьбы поэта и не вошел ни в один его сборник. Это совсем юный Осип Мандельштам, пораженный революционными событиями в Латвии, где он жил в то время. Свои ощущения он выразил в нескольких строфах, которые на глубоком эмоциональном уровне откликнулись в моем сердце. Надеюсь, откликнутся и у вас», – говорит Alina Pash).

То есть вдумчивое и многослойное исследование трибьюта знакомит меня со многими аспектами современного мира искусства и теми гранями поэтики Осипа Эмильевича, которые мною были упущены. Вот такая особенность этого проекта, что «ты полюбишь и оценишь ненужной раковины ложь» – у любого попавшего в проект Романа Либерова исполнителя, у каждого трека есть нечто притягательное, только иногда это притяжение проявляется не сразу, может даже случиться по первости отталкивание.

 

Продолжение следует…

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: