Все новости
ГРАММОФОН
29 Июля 2023, 12:00

Сохраним навсегда Мандельштама, или Музыка возникает из поэзии! Часть вторая

Периодически возникают вопросы. Читают ли современные люди? Что читают? Кого читают? Какую музыку предпочитают современные люди, что слушают и кого слушают? Читают разных авторов, слушают разную музыку. И дают разные ответы. Например, пытливо ищут книги, фильмы и песни определенного типа.

Бывают произведения литературы, пронизанные музыкой, начиная с названия, например, «Крейцерова соната» Толстого или «Любите ли вы Брамса?» Саган. (Может и некстати, но я писала о том, как линию классической музыки воплощает кино, т. е. азиатский кинематограф – про сериалы-дорамы – японская дорама "Ты и я на струне соль" и корейская дорама "Тебе нравится Брамс?". Можете поискать и мою статью на сайте, и сами сериалы. Рекомендую.) Так вот, и в обратном порядке бывает – когда музыкальные произведения вырастают из литературных шедевров, это тоже интересно открывать. Признаюсь, когда я вводила в поисковик запрос «песни на стихи Мандельштама», то ожидала первой увидеть Пугачёву – «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать…». В детстве я ничего не знала о биографии Осипа Эмильевича, да, собственно, о многих поэтах Серебряного века не знала: в начальных, средних, да и старших классах их не проходили. И я думала, что эта песня Пугачёвой посвящена Ленинградской блокаде.

Леонид Агутин
Леонид Агутин

Эмоциональный посыл текста этой песни настолько корелировал в моем детском сознании с блокадным дневником Тани Савичевой. Трагических книг о Великой Отечественной войне в эпоху брежневского застоя было больше, намного больше, чем сведений о драматических судьбах поэтов. Да и текстов самих стихов в нашем леспромхозовском поселке было не достать. Поэтому диск-гигант Пугачевой был просветительским. Таким же просветительским становится и альбом-трибьют для некоторой части населения, раз уж в поисковике первой строчкой «песни на стихи Мандельштама» выскакивает неожиданно Леонид Агутин – «Золотистого мёда струя из бутылки текла» / К 130-летию Осипа Мандельштама.

https://www.youtube.com/watch?v=co0MO5AA8qA

Послушала, прониклась музыкой, голосом, терпкой красотой времени так оттенившей этот мандельштамовский стих. Написал музыку и спел зрелый и мудрый человек, многое переживший и понявший уже, что «воспоминание – это единственный рай, из которого нет изгнания». «У меня такое же мироощущение, как у автора, я чувствую его, понимаю. Меня иногда мучают приступы ностальгии и сожаления о том, что это время уже прошло, даже когда оно ещё не прошло, когда я сам его ещё живу, но уже испытываю по нему ностальгию. Мы живём ради наших воспоминаний, потому что всё проходит, а остаются с нами именно они. А в случае Осипа Мандельштама – остаются с нами со всеми», – Леонид Агутин.

И вот я постепенно исследую это явление, когда многие музыканты, которых слушают мои современники, оказывается, читают и вдохновляются моим любимым поэтом. Список личностей довольно обширный, и не могу остановиться, раз начав исследование такого уникального соединения музыкальной современности и поэтической традиции https://istokirb.ru/articles/grammofon-/2021-06-30/sohranim-navsegda-mandelshtama-ili-muzyka-voznikaet-iz-poezii-chast-pervaya-2392880

Конечно же, стало любопытно, как возник такой масштабный проект как альбом-трибьют на стихи Мандельштама, да еще записанный 24 разными исполнителями. Утолить любопытство смогли ответы продюсера Ромы Либерова в телепередаче «Утро» (16 февраля 2021 года) – его спросили, как пришла идея, и он ответил: «Вот так гулял, подумал – что подарить человеку, от которого в большой степени зависит моя жизнь. И подумал – чтобы сделать такого беспрецедентного? Чего никогда не делал и что вряд ли кто сделает? Вот пришла эта обременительная мысль, которая показалась мне совершенно невыполнимой «как я люблю». Я очень люблю невыполнимые задачи, которые непонятно как нужно решить. Всё, а дальше просто рабочий процесс. Придумал что-то такое в августе, а 14 января уже нужно было выпускать. Так действительно-то, удалось почти невозможное – собрать огромное количество музыкантов популярных в нашей стране, и которые действительно сами придумывали музыку на стихи.

Рома Либеров
Рома Либеров

Стихотворения мы выбирали по-разному. Кому-то нужна была помощь в выборе и смысловая, и биографическая, справочная… И дальше, дальше. Поиск автографа. Кто-то попадал сразу и самостоятельно. Но все песни были написаны специально для трибьюта. О том, как велась работа с музыкантами? Если отвечать широко – это будет 24 разных истории. А если говорить такими общими словами – это был просто обоюдный рабочий процесс, в большинстве случаев достаточно отзывчивый со стороны артистов. Но, разумеется, в такой сложной и непонятной работе мы были уверены, что создаем что-то для себя – почти андеграундный альбом. Мы не знали, что это будет в чартах. Что у этого будут миллионы слушателей. Я, честно говоря, даже не думал об этом. Работа не ограничится только музыкальным альбомом. На все композиции альбома выйдут оригинальные клипы. Каждый четверг премьера. Так будет со всеми композициями. А дальше, как отменят ограничения, мы проведем большой сборный концерт. Это довольно амбициозное и грандиозное мероприятие. Ещё под таким же названием «Сохрани мою речь навсегда» я делал фотовыставку, как продюсер и куратор, – это была беспрецедентная инсталляция 70 метров в длину из 22-х огромных арок-глав мандельштамовской жизни. Экспозицию я эту делал в Еврейском музее в Москве».

Рома Либеров еще в 2015 году выпустил документальный фильм «Сохрани мою речь навсегда». https://www.youtube.com/watch?v=zT888y9oNfk

Фильм создан на стыке искусств и жанров. Замечательный актёрский подбор. Вместе с голосом Виктора Сухорукова стихи становятся акустически осязаемы! Это чтение стихов надо услышать и замереть от восторга. Как меня восхищала Светлана Крючкова, читая стихи Ахматовой, теперь в моей копилочке, как бесподобный чтец, – актёр Виктор Сухоруков.

Сам Рома Либеров в театре мастерской Петра Фоменко сделал полуторачасовое выступление «Эмоциональная биография Осипа Мандельштама», 23 июля 2016 г. из серии «Неспектакли». https://www.youtube.com/watch?v=_pG2cF3owxo Это блистательная лекция. Очень содержательная, но настолько живая и лёгкая подача сложнейшей творческой жизни, что погружаешься без всякого сопротивления. Чудесный язык изложения о том, что «школы формируются не идеями, а вкусами», и если ваши поэтические вкусы схожи с моими, то вам будет интересно.  

У режиссера настолько длительная и обширная погруженность в судьбу и творчество поэта, что он не смог исчерпать материал ни этим фильмом, ни этим «неспектаклем», и появился следующий слой воплощения поэта Мандельштама – музыкальный.

Александр Маноцков
Александр Маноцков

Исследуя материалы про песни на стихи Осипа Эмильевича, я встретила много интереснейшего контента в интернете, и очередной раз поняла, что «культура такая большая, а я такая маленькая». И знаете, меня это так порадовало, порой мы жалуемся на оскудение современной массовой культуры. Но она как океан – если погрузиться в глубину, то можно встретиться с бурной и яркой жизнью, хотя поверхность, украшенная пятнами трендов, может удручать. В глубине океана-интернета я нашла стихи Мандельштама в исполнении самого поэта. Поэтому в клип Александра Маноцкова и «Courage Quartet» – «Сегодня ночью, не солгу...» (О. Мандельштам, 1925) вникала, имея впечатление от голоса и манеры самого Осипа Эмильевича. https://www.youtube.com/watch?v=XkvQLzTRExY   Могу сказать, артисты справились на пять с плюсом, а клип мистический и завораживающий, скрипка прихотливо проводит нас через петлю времени – старинные вещи соседствуют с современными. Масса метафорических ассоциаций, также атмосферно наслоены в видеоряде, как и в строчках этого стихотворения.

 Продолжение следует…

Автор:Галина Ефремова
Читайте нас: