Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
8 Июня 2023, 17:30

Записки бывалого фронтовика. Часть седьмая

ЕСЛИ БЫ НЕ ВОЙНА?

Что, мы жили бы богато? Ничего подобного! Лапотная Россия ходила бы в лаптях, затирухой суп бы варили, правда, что народа бы было уйма. Конечно, война – это беда всего народа. Но война нас научила во многом.

Во-первых, мы видели, как живут «соседи» тогда, например, поляки и румыны жили тоже не ахти, но во многом лучше, чем мы. Во-вторых, мы вывезли из Германии заводы, станки, машины, теплоходы, паровозы, много чего. И видели машины США «Студебеккеры», «Форды», «Виллисы», «Шевроле» и др. Но после еще мы долго лечили свои раны, нанесенные войной, одновременно стали выпускать продукцию по европейскому стандарту на немецких станках.

Если бы не война 1941–1945? Я бы, наверное, не курил. Так как до меня в нашем роду курящих не было. Я год прослужил, не курил. Курить научился в окопах Сталинграда 1942-го. Так что нынче юбилейный год. 1942–2002. 60-летие. И ведь беспрерывно. И что только не курил за это время.
КАК СООБЩИТЬ НА РОДИНУ?

Весна 1945. Война кончилась. Мы стоим в Чехословакии. Ребята почувствовали мирную жизнь, часто стали вести разговоры о женщинах. Стали мы встречаться со словачками. Кто с кем и кто как сумел. У нас в батарее был ст. сержант Борисков, лет 30 было ему. Исполнял должность химинструктора. Работа не бей лежачего. На этой войне ничего от него не требовалось, и он ничего не делал. В батарее он никому не подчинялся. Так как химическое оружие не применяли, он всегда находился у старшины. Пил, ел и спал вдоволь. За границей от безделья часто ходил хмельной. А вот когда кончилась война, он познакомился с одной словачкой и часто стал ходить к ней с ночевьем. Уходил самовольно. Было изредка, ночью ребята отлучались, но утром рано возвращались. А Борисков этого не делал. Нам он рассказывал: «Нашел золотую бабу» – и что будет ходатайствовать, чтобы его брак со словачкой оформили законно.

Тем временем нам пришла пора покинуть Чехословакию. Тревога! Личный состав собрался. Борискова нет. Кое-кто из ребят (Яшин, арт. мастер) знал, куда он ходит и где бывает. Потому что он однажды пригласил в гости к своей бабе. За Борисковым послали солдата, чтобы он позвал его в батарею. Солдат пришел и сказал: «Сейчас прибежит». Не прибежал. Срочно на повозке послали конвой. Борискова там не оказалось. А нам не было больше времени искать или ждать его возвращения. Нам надо по тревоге выехать на погрузку к железной дороге. Вот таким образом ст. сержант Борисков отказался возвращаться на родину. Безумная любовь? Или связано с более серьезным делом? Не связано ли со шпионажем?
А что сообщили наши его родителям? Он ведь без вести не пропал. А так подумать, и измену Родине не совершал.
ЭХ, ХАЙДАР, ХАЙДАР!
Я опять возвращаюсь к твоим предсказаниям…
Как-то я Хайдара провожал до остановки трамвая. Трамвая долго не было, мы стояли и разговаривали. Тогда он сказал: «Вот, брат, мы с тобой выпиваем и останавливаемся, можем долго не вспоминать о водке. Потому что в нас есть отцовская чистая неотравленная кровь. Она нас воздерживает и останавливает. Вот что будет с нашими детьми, если они так начнут пить? Беда будет». Так вот и получилось. Беда нагрянула.
К 60-ЛЕТИЮ БАШКАВДИВИЗИИ

16 ноября состоится первый день юбилейных торжеств. В октябре мне Насыров (председатель Совета ветеранов) сообщил, что по всей республике живут 85 человек ветеранов БКД. Но среди них есть больные, которые не сумеют приехать в Уфу на юбилейное торжество. А вот сегодня 12 ноября утром по радио передали о том, что на встречу из районов республики прибудут 49 ветеранов. Всего, наверное, нас, ветеранов, наберется около 60 человек. А сегодня днем мне принесли 1000 рублей как ветерану Башкавдивизии. Спасибо им. Как называть эти 1000 руб. – подарок, награда или что? Но в общем, мы с нэнэйкой от радости поплакали. А вечером в 18.00 прибыли телевизионщики и вместе с ними наш друг писатель Тайфур. Я этой встрече с Тайфуром был очень рад. Мы лет 10 не встречались. А телевизионщик долго снимал и снимал со всех сторон по-всякому. Не знаю, только, как выйдет и что покажут, в общем, скоро увидим.

АҠТҮШ

Наша кошка по имени Аҡтүш у нас живет с малолетнего возраста, еще «ребенком» ее привезли Амангильдины по моей просьбе из Затона. Сперва нэнэйка протестовала. «Вот теперь под старость лет будешь за кошкой убирать». Да, она в малолетнем возрасте хулиганила, где попало справлялась. Годы прошли, она стала взрослая мать. Много уже потомства принесла. Правда, мы ни одного котенка не вырастили, все приплоды у нас забирали. А как интересно наблюдать, как играют котята, как кошка-мать ухаживает за своими детьми. Пожалуй, лучше, чем иная мамаша за своими. Она у нас аккуратная, чистоплотная. Член нашей семьи. Мы с нэнэйкой к Аҡтүш так привыкли и ухаживали за ней ревностно.

ТУМАН
«Великий туман» был 19 ноября 1942 года, который скрывал наши наступающие части от противника. Благодаря этому туману через который за 20 метров не могли увидеть солдаты противника, что творится перед ними, и при том они были уничтожены нашей артиллерией, оставшиеся в живых были оглушены или контужены. Подъезжая к условленному рубежу противника, мы вынули шашки из ножен, поднимая их, чтобы быть готовыми к сабельному удару. Коней своих мы направили за убегающим противником (за румынами). Я уже не помню, как верхом, на скаку, догоняя отступающих без оглядки румынов, мы взяли на сабельную атаку. Но! Поднявшихся рук мы не рубили.
Это продолжалось 20 минут. В первый день великого тумана и великого прорыва под Сталинградом 19 ноября 1942 г.
СКЕПТИК
Это, кажется, люди, которые не верят реальному («ысынбарлыҡҡа» на башкирском). Вот понимаете, почему я хочу повести этот разговор. После войны много приходилось прочитать разной литературы, посвященной дням войны.
Вот я немного хочу привести примеры, к каким я отношусь скептически: «Мама, не огорчайся, я умираю за СССР».
Другой: «Я умираю за Родину, за коммунизм».
«Когда ты получишь это письмо, меня не будет, прощай» и т.д.
Какие фанатики писали такие письма домой? Смерть ждала на фронте на каждом шагу. Письмо каждого фронтовика могло оказаться последним.
Такие письма мог писать любой фронтовик. На это «прощай» любой имел право. Наверное, кто-то погибший во время войны тоже писал письмо домой. И непременно написал примерно так: «Дорогая мамочка! На нашем участке идут ожесточенные бои (они шли в течение всей войны). Но все же я надеюсь, что скоро мы их прогоним, это по всему видать и т.д. и т.п., до скорой встречи». Или еще так: «Жив буду, скоро встретимся». А после этой весточки он погиб, погибли же миллионы.
А может оказаться и так, писал: «Прощайте, погибаю!» и остался живым, и вернется домой. Были же летчики, которые, взрываясь вместе с самолетом, оставались живыми. Было даже и так: фашисты приговоренных к смерти законно вывели куда-то к оврагу или к противотанковому рву и расстреляли, а человек расстрелянный ночью проснулся, значит, остался живой.
Продолжение следует...
Автор:Халидар Хасанов
Читайте нас: