Все новости
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
23 Апреля 2022, 15:00

Оружие Победы

Совсем скоро, 9 мая  наша страна и весь мир отметят знаменательную дату –  день Победы советского народа в Великой Отечественной войне.  Вместе с рассказами о ветеранах отгремевшей войны мы хотели бы представить нашим читателям рассказы о наиболее примечательных образцах оружия и военной техники.

СТАЛЬНАЯ ЛЕГЕНДА

Наверное, трудно найти в нашей стране человека, который бы не слышал об этом танке. Более того – хотя с тех пор как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны прошло 77 лет, у многих, особенно у представителей старшего поколения, при слове «танк» неизменно возникает ассоциация: Т-34.

И это вполне объяснимо. Те, кто пережил войну, прекрасно помнят эти стремительные, по-своему красивые и изящные боевые машины; тем же, кому посчастливилось родиться в послевоенное время, «тридцатьчетверки» знакомы по многочисленным книгам и фильмам о войне, в которых этот танк фигурировал гораздо чаще других, являясь, по сути, своеобразным олицетворением советских танковых войск.
Танк Т-34 стал самым массовым советским танком Великой Отечественной войны. Уникальное сочетание боевых качеств, которым он обладал, приводило в восторг советских танкистов и пехотинцев и наводило ужас на врагов. Быстрый, маневренный, надежный, хорошо вооруженный и (во всяком случае, в начале войны) почти неуязвимый – таким запомнили Т-34 солдаты Великой Отечественной…

Рождение легенды

Во второй половине 30-х годов на вооружении Красной Армии состояло несколько типов танков. Самыми массовыми были Т-26 (около 11 тысяч машин), строившиеся по английской лицензии («прародитель» именовался «Виккерс 6 тонн»), и танки серии БТ («быстроходный танк», построено около 8 тысяч), в основе конструкции которых лежали технические решения американского инженера У. Кристи. Имелись и другие танки, правда, в уже гораздо более скромных количествах – многопушечные средние Т-28 и тяжелые Т-35, ряд других. Но легкие танки имели достаточно слабое вооружение, а броня всех без исключения (в том числе и тяжелых) танков не всегда обеспечивала защиту от снарядов противотанковой артиллерии. Имелись и другие недостатки – например, скорость и маневренность Т-28 были недостаточны даже по меркам 30-х годов. Однако, несмотря на это, в середине 30-х годов советские танки превосходили основные западные образцы и теоретически устраивали военных по всем параметрам. Но практика, которой стала война в Испании, показала – имеющаяся противопульная броня не спасает от огня противотанковой артиллерии. Кроме того, широко распространенный в то время колесно-гусеничный движитель тоже не устраивал многих танкистов – танки на основе автомобильных агрегатов, использующие высококачественные сорта топлива, слишком легко воспламенялись.

Однако Наркомат обороны в октябре 1937 года определил и передал в танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) техническое задание на новый танк – предполагалось, что броня будет защищать только от крупнокалиберных пуль, а вооружен танк будет 45-мм пушкой. Танк планировалось сделать колесно-гусеничным.
С января 1937 года главным конструктором опытного танкового КБ ХПЗ стал Михаил Ильич Кошкин, его заместителем – Александр Александрович Морозов. Именно они и руководили работами по созданию нового танка, получившего название «проект А-20». Под их началом трудились руководители групп М. Таршинов, А. Молотшанов, М. Набутовский, Я. Баран, В. Матюхин, П. Васильев.
Ни сотрудники КБ, ни сам Кошкин, хотя и выполняли заказ Наркомата обороны со всем возможным тщанием, идеи колесно-гусеничного танка не одобряли – необходимость более мощного вооружения и бронирования была понятна им так же, как и танкистам. Поэтому они по своей инициативе взялись за разработку альтернативного проекта – А-32, который планировался полностью гусеничным. Кроме того, танк планировалось оснастить более мощной 76,2-мм пушкой. Для А-32 была предусмотрена и возможность дальнейшего усиления бронирования. Обе машины оснащались дизельным двигателем, что должно было снизить пожароопасность машин и увеличить запас хода.
4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны рассматривался вопрос о перспективном танке. Советские танкисты, прошедшие бои в Испании, вновь обратили внимание на необходимость наращивания толщины брони и усиление вооружения нового танка. Хотя многие выступавшие настаивали на преимуществах колесно-гусеничного движителя, Сталин, учтя мнения танкистов, предложил не прекращать работ и над чисто гусеничным проектом. На этом же решении Сталин настоял и в августе 1938 года на заседании Главного военного совета РККА. С этого момента опытные цеха и цеха по производству танков ХПЗ были объединены. Объединенное КБ возглавил М. Кошкин.
И все же, несмотря на неоспоримые преимущества, у Т-34 было множество противников. Несколько раз судьба машины оказывалась под угрозой – из-за его «детских» болезней слишком многие желали заменить его танками БТ, хорошо освоенными в производстве. Особенно положение осложнилось после того как в сентябре 1940 года скончался М. И. Кошкин – тяжело заболевший во время испытательного пробега танка Т-34, он так и не смог оправиться от болезни. Но, к счастью, танк Т-34 все же был принят на вооружение и начал поступать в войска.

Т-34: первые бои

Наверное, самой высокой оценкой, которую может получить оружие, является признание его достоинств врагом. А о совершенстве Т-34 немцы говорили чуть ли не чаще, чем советские военные. Генерал Меллентин назвал Т-34 «наиболее замечательным образцом наступательного оружия Второй Мировой». Генерал Клейст выразился еще короче: «Т-34 был лучшим в мире».

Немцы достаточно активно использовали трофейную технику. И наиболее охотно использовались именно трофейные Т-34 – они входили даже в состав элитных панцергренадерских дивизий войск СС и использовались на самых важных участках фронта.
Надо сказать, что многие немецкие генералы – и в первую очередь, отец немецких танковых войск Гейнц Гудериан – в начале войны догадывались, что в распоряжении СССР есть машины более совершенные, чем Т-26 и БТ. И уже первые столкновения с одиночными Т-34 доставили немецким танкистам немало неприятных переживаний. Но встреча с «тридцатьчетверками» в настоящем, масштабном сражении стала для немцев шоком.
6 октября 1941 года под Мценском путь передовой немецкой танковой бригаде Гудериана преградили путь Т-34. Надежды немцев на стремительный прорыв рухнули в первые же минуты боя. Только один экипаж танка Т-34 под командованием лейтенанта Кукарина в этом бою уничтожил 16 немецких танков; еще 15 танков, 4 бронетранспортера и два мотоцикла уничтожила группа из четырех танков под командованием лейтенанта Лавриненко. Всего же в этом бою немцы потеряли более 40 танков (по другим данным – около 100), много другой техники. Это был могучий удар, ошеломивший опьяненных успехами первых месяцев войны немцев. «Они кое-чему уже научились, – писал Гудериан. – Это было душевное потрясение…» С броней «тридцатьчетверок» пушки немецких танков не справлялись. Беспомощна оказалась и основная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм – едва ли не навылет прошивавшая французские и британские танки, после боев с Т-34 и КВ она получила у немцев нелестное прозвище «дверной молоток».

Секрет превосходства

Достоинств у Т-34 было множество. Танк отличали простота и технологичность сборки – все операции были максимально упрощены для того, чтобы обеспечить как можно более массовое производство. Во многом именно простота сборки Т-34 была причиной того, что рост производства танков в СССР был таким стремительным. Кроме того, усилиями советских конструкторов и ученых был осуществлен настоящий прорыв в технологии строительства танков – литье и даже штамповка башен и автоматическая сварка броневых пластин корпуса позволили начать поточное производство танков. В 1942 году немецкая разведка довела до сведения Гитлера, что производство танков в СССР достигло 700 единиц в месяц. Гитлер не поверил – промышленность Рейха не производила и 400 танков в месяц. На самом деле немецкие разведчики или ошибались, или не хотели шокировать Гитлера – дело в том, что советские заводы (в первую очередь легендарный Танкоград) производили в месяц уже 2 тысячи танков! Только в 1942 году советские войска получили 24504 боевых машины. И чуть больше половины из общего числа выпущенных танков – 12520 машин – составили именно Т-34.

Позже ситуация несколько изменилась – в 1942 году немцы оснастили свой лучший на тот момент танк, T-IV, длинноствольной 75-мм пушкой. А в 1943 году, когда немцы в большом количестве вывели на поле боя свои новые «Тигры» и «Пантеры», хорошо бронированные и оснащенные могущественными пушками (калибром соответственно 88- и 75-мм), Т-34 оказался в трудном положении. Нет, он мог бороться и с новыми немецкими танками, но на расстоянии не больше 500 метров. Однако новые пушки «Тигров» и «Пантер» могли поражать «тридцатьчетверки» на втрое большей дистанции. Во многом именно могуществом новых немецких пушек объясняется тот факт, что в знаменитом сражении под Прохоровкой (кстати, крупнейшем танковом сражении в истории) потери советских танкистов были больше немецких. Всего же в грандиозной битве на Курской дуге советских танков и САУ погибло в четыре раза больше, чем немецких (соответственно 6000 и 1500). Впрочем, советские конструкторы и инженеры на появление новых немецких танков отреагировали мгновенно – толщина брони Т-34 была вновь увеличена, а вместо 76-мм пушки танк получил длинноствольные 85-мм пушки разных модификаций, которые примерно уравняли силы сторон. Как это ни удивительно, но скорость и маневренность танка практически не ухудшились – а ведь в результате установки новой пушки и внесения изменений в конструкцию Т-34 «потяжелел» на шесть тонн! Но, так или иначе, от практики прямой дуэли по принципу «лоб в лоб» «тридцатьчетверкам» мало-помалу пришлось отказаться.

Танк столетия

Танки Т-34 прошли через всю войну – от первых ее выстрелов на западных рубежах Советского Союза до победных залпов на ступенях берлинского Рейхстага. Они участвовали в разгроме Квантунской армии Японии. Несокрушимой стальной стеной они стояли на руинах Берлина – лоб в лоб с «Шерманами» американцев, обуянных стремлением к мировой гегемонии и растоптавших недавнюю дружбу с Советским Союзом. Шли они и по разбитым дорогам Кореи, когда все те же американцы вторглись в Страну утренней свежести…

За более чем 60 лет, прошедшие с того момента, как появился танк Т-34, он участвовал в десятках войн и конфликтов, которые разворачивались на просторах трех континентов. Т-34 оставался в строю дольше других боевых машин – даже в середине 90-х он еще состоял на вооружении Румынии и Югославии, некоторых африканских стран и даже участвовал в боевых действиях на территории Югославии.
Поэтому не зря стальная легенда советского танкостроения, танк Т-34, был признан не просто лучшим танком Второй Мировой, а лучшим танком XX века…
Автор:Д. ЛАПИЦКИЙ
Читайте нас: