В день основания Московского художественного театра (26 октября — ему 126 лет) самое время поговорить о первой премьере сезона — «Самоубийце» по Эрдману. Премьера вышла знаменательная по многим параметрам. Вопросов, к ней, впрочем, хватает.
Что интересного во внешних обстоятельствах?
Ну, во-первых поставил «Самоубийцу» Николай Рощин — питерец, в недавнем прошлом главреж Александринки. Он же выступил художником (отличная работа). А главную роль сыграл Иван Волков, тоже питерец, который теперь будет работать в МХТ. Рощин с Волковым работают вместе уже четверть века, очень тесно и плодотворно. Теперь вот до МХТ добрались. В интерпретации такой, казалось бы, насквозь московской пьесы Эрдмана, питерское присутствие ощутимо.
Во-вторых (и театр это тщательно подчеркивает, элементы такой информации прямо внесены в спектакль) у «Самоубийцы» был шанс появиться на сцене в Камергерском несколько раньше — году в 1932-м. Вовсю шли репетиции, но спектакль так и не выпустили. Там вообще увлекательная история — и творческий спор Станиславского с Мейерхольдом и личные дела драматурга (которому эстетически, конечно, был куда ближе Мейерхольд, но зато имелся бурный роман со звездой МХТ Ангелиной Степановой). Наконец, неоднозначная позиция товарища Сталина, который пьесу обругал, но против подготовки спектакля не возражал… А потом все же запретил. Вот уж тема для отдельной пьесы!
«Самоубийца», если максимально коротко, это написанная очень ярко (Станиславский с Гоголем сравнивал!) истории неудачливого бегства от действительности мещанина Подсекальникова. Жизнь его достала, он в сердцах изъявляет желание с ней проститься, тут же набегает толпа всяких деятелей, которые предлагают ему покончить с собой «в знак протеста» против того, что не устраивает именно их. Ну, злая пародия на историю Кириллова из «Бесов» Достоевского. Или черный анекдот по поводу собравшегося топиться человека: «котяток захватите». Естественно, острие сатиры направлено против этих махинаторов. Среди которых всякие спекулянты, скрытые белогвардейцы и прочее. Подсекальников в итоге стреляться отказывается. Жизнь побеждает. Мелкие бесы остаются с носом.
Пьеса писалась как актуальная сатира, поэтому, увы, значительная часть острых шуток сегодня уходит в «молоко». Неизбежен вечный вопрос — играть ли актерам универсальных героев, вроде как в «Ревизоре», тоже некогда бывшем актуальной сатирой? Или изображать историческую мелодраму из периода упадка НЭПа? Ответ не так прост, как кажется — именно потому, что Эрдман все же не Гоголь, он хорош прежде всего в актуальной сатире, и пренебрегать ей значит совсем уж обеднять пьесу.
Да, как ни раздражает бездумное осовременивание классики, пожалуй, стоило бы подпустить актуальности нынешней. Благо, поводов тьма тьмущая. Но, во-первых, «ходить бывает склизко по камешкам иным, и о том что близко, мы лучше помолчим» (А.К. Толстой). А во-вторых — где ж взять нынче драматурга, способного хотя бы подстроиться под манеру Эрдмана?
И в итоге, там, где герои архетипичны («ловкий сосед», «сварливая жена», «противная теща» и т. п. — названные типажи воплотили Игорь Золотовицкий, Юлия Чебакова, Янина Колесниченко) — все прекрасно. Где маски не так универсальны, больше той, забытой современности — появляется некий сквозняк, на котором и безумно органичный всегда Александр Семчев, кажется, чувствует себя не совсем в своей тарелке.
Главная удача постановки — ее безукоризненное, остроумное оформление, ее сценография и видеография (все — самого Николая Рощина). Видеофрагменты мы видим сейчас чуть ли не в каждом третьем спектакле, но здесь они гармоничны и самодостаточны (особенно — сцена похорон, снятая в фойе МХТ). Ну, а коммуналка, в которой живет герой имеет…форму гроба. То есть, отсюда и на кладбище не страшно, оно уже тут.
Главная заминка — сам Подсекальников в исполнении Ивана Волкова. Волков слишком умен и интеллигентен для мещанина Подсекальникова. Слишком он «питерский». Как говорится, университет на лице написан, а также сыгранные звездные роли Яго, Сирано и прочих. Этого типа некогда должен был играть Ильинский у Мейерхольда, Яншин в МХТ — вот, было бы самое то. Сыграл Сергей Шакуров в экранизации (не очень удачной) — нормально. Вячеслав Евлантьев в идущей сегодня в СТИ постановке Сергея Женовача — вполне. А тут — как будто мы не Подсекальникова видим, а питерского Башмачкина какого. Это, извините, совсем другая история. Стоит ли смешивать?
Спектакль у Рощина вышел весьма мрачной — комедией назвать его сложно. Многим запомнился финальный монолог героя про его «право на шепот». Но прочитаем внимательнее. Герой говорит: «А прошу я немногого. Все строительство наше, все достижения, мировые пожары, завоевания — все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь…». Да, маленький человек, не правда ли? Но дальше он говорит: «…и приличное жалованье». Последней фразой Эрдман, конечно, сбивает драматическую ноту, даже издевается над ней. Рощин и Волков ее держат ее, усиленную, до самого финала.
Мой рейтинг: 7/10
Михаил ГУНДАРИН