Все новости
К ЮБИЛЕЮ УФЫ
27 Мая , 17:00

Описание Уфы 1864 года. Часть четырнадцатая

Жители уфимские, как и везде это водится, подразделяются на три категории — высшее сословие или аристократов, среднее и низшее. К первому относятся всё высшее чиновничество, богатые помещики и некоторые из самых значительных граждан; к среднему — небогатые дворяне, мелкие чиновники и купцы; к низшему — мещане, ремесленники, цеховые, крестьяне и нижние военные чины. Главную массу населения составляют мещане и крестьяне, затем следуют военные, потом дворяне и т. д.

Об образе жизни здешних жителей и их обычаях трудно сказать что-нибудь особенное; вероятно, они, т. е. эти обычаи и жизнь, мало чем отличаются от жизни и обычаев других губернских городов России, исключая разве то, что здесь больше тишины и однообразия и очень мало развлечений. Знать здешняя живёт отдельною жизнию от других сословий и в настоящее время более, чем скромно, особенно по сравнению с прежним временем. Развлечением её служат зимой — клуб, изредка так называемые благородные собрания, маскерады, концерты, аллегри, живые картины и благородные спектакли; частные же балы бывают чрезвычайно редко. Летом иногда устраиваются пикники, загородные прогулки, кавалькады, но в последнее время и это оставлено. В прежнее же время знать здешняя жила гораздо веселее: балы, маскерады и собрания были часты, и хотя, может быть, они были и не так роскошны и менее утончённы, чем нынешние, но за то в них было более простоты, добродушия и неподдельной весёлости. Для сравнения с нынешним считаю не лишним поместить здесь описание одного дня, извлечённое из ежедневных записок покойного Ребелинского. Он так описывает этот день… 5 Июля 1814 года, по случаю получения манифеста о заключении мира с Франциею, совершена была в старом кафедральном соборе литургия, во время которой тогдашний преосвященный знаменитый Августин произнёс одну из сильных своих речей. По окончании литургии было молебствие с коленопреклонением; при возглашении многолетия раздавалась пушечная и ружейная пальба и слышались громогласные крики — «ура!»; потом продолжался весь день во всех церквах колокольный звон. В 8 часов вечера дан был в доме на Голубиной слободке тогдашним губернатором Наврозовым здешнему дворянству и купечеству маскерад и ужин, в продолжение которого вся Голубиная Слободка, соборная колокольна и усольские горы были иллюминированы. Перед губернаторским домом горел щит с изображением Государя Императора; под щитом изображён был жертвенник с горящими сердцами, а вокруг него гербы всех городов губернии. Собрание было очень многочисленное: дамы явились в богатых русских костюмах и между прочими танцами плясали русские национальные пляски. Кругом дома было множество зрителей. Одним словом, веселье было полное и искреннее, и гости разъехались не ранее четырёх часов утра (1).

Общественных гульбищ до сего времени в Уфе не было, исключая жалкого бульвара на торговой площади, но с мая 1863 года открыт летом для публики за умеренную плату сад купца Блохина, где три дня в неделю играет музыка и устроены кегли. При саде находится ресторан. Сад этот занимает довольно обширное место, но ещё не устроен надлежащим образом; аллеи его узки и многие без тени, потому что ещё недавно засажены; нет цветников, так много украшающих сад. При саде находится небольшой, но, к сожалению, покрытый плесенью, пруд. Кроме этого частного гульбища с нынешнего года позади театра устраивается общественный сад, который обещает со временем, сделаться довольно хорошим местом для гулянья, если только будет на него обращаться должное и постоянное внимание, какое теперь обращается.

(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 5 октября)

Жители.

Средний класс, состоящий из лиц разных состояний и средств, имеющий несходные понятия и взгляды на предметы, естественно должен делиться на много кружков, состоящих из нескольких семейств, которые собираются изредка друг к другу — попить чайку, поиграть в ералаш или стуколку, пройтись по водочке и при этом поговорить о житейском, посудить и порядить о ближнем; танцевальные же вечера в этом кругу в настоящее время бывают чрезвычайно редки и вообще танцы ныне как-то выводятся. Но даже и эти удовольствия в настоящее время бывают не часто, причина этому — чувствуемый почти всеми недостаток в деньгах и дороговизна, жалобы и сетования на что слышатся часто. Самые же бедные этого сословия, особенно мелкий чиновничий и вообще служащий люд, обременённый часто большим семейством, проводит жизнь в лишениях. При этом, к сожалению, надобно заметить, что вследствие ли этой мало-отрадной обстановки или по недостатку в образовании, но только некоторые из них не умеют беречь копейку и часто тратят её на кутежи.

Но несколько лет тому назад средний чиновничий круг проводил время гораздо веселее нынешнего. Родители, имевшие дочерей, не столько заботились об умственном образовании их, которое ограничивалось большею частию знанием грамоты и письма, и это считалось вполне достаточным, сколько о том, чтобы выучить их разным танцам как русским, так и иностранным, что считалось тогда между ними верхом образования. Тогдашняя молодёжь, свежая и весёлая, не страдавшая ещё болезнию нынешнего времени — корчить из себя преждевременно взрослых, страстно любила танцы и с жаром предавалась этому удовольствию. Как только представлялся случай, устраивались, так называемые тогда, вечера, куда приглашались все короткие знакомые, а в случае недостатка в кавалерах, просили пожаловать и вовсе незнакомых, которые никогда от этого не отказывались. На этих вечерах, устраиваемых часто в тесной комнатке, из которой, чтобы дать больше простору, выносили всю мебель, не заботились об угощении: оно большою частию ограничивалось для танцоров чаем и десертом из конфект, пряников и орехов, а для взрослых так называемою сухою закуской — графином водки, бутылкой домашней наливки с присоединением чего-нибудь съестного. Но, несмотря на это, все были веселы и довольны. Самое же весёлое время было — Святки. Тогда вечера эти устраивались гораздо чаще, и весёлая молодёжь, замаскированная в разные фантастические костюмы целою гурьбой являлась на эти вечера и, натонцовавшись в одном доме, отправлялась в другой. На улицах сани с маскированными сновали взад и вперёд и шум продолжался чуть ли не всю ночь. Ныне маскированье почти совсем вывелось и только изредка заметишь одинокие санки с масками, да и те едут куда-нибудь на званый вечер; посторонних же не принимают. Прежде, напротив, любили их принимать и не редко угощали, но времена переменчивы: что прежде считали за удовольствие, тем ныне пренебрегают.

Что же касается до купечества, то купцов старинных, сановитых и с большим весом в Уфе нет, а если и существуют ещё представители прежних купеческих фамилий, то уже обедневшие и утратившие всякое значение; нынешнее же купечество образовалось очень недавно и по большой части или из мелких торговцев, или приказчиков, уроженцев посторонних губерний, или из прежних дворовых людей. При том же купцы здешние, исключая двух-трёх лиц, небольшие капиталисты, которые хотя и пользуются значительным достатком, но живут скромно, сдержанно; пиры и банкеты между ними также редки, как и между аристократами, а если и случаются, то при обстановке пороскошней. Кроме того не лишним будет заметить, что хотя они почти все не могут похвалиться большим образованием, но при всём том большая часть из них отличается вежливостью и достоинством обращения. Тип же приказчиков заметно выдаётся. Он бывает вообще двух оттенков: в лавках и магазинах с красными и галантерейными товарами они одеты всегда порядочно и даже франтовски с волосами большою частию длинными и сильно припомаженными; в прочих лавках одежда их состоит преимущественно из длиннополой чуйки и не отличается особенной опрятностию; тон же их обращения вообще ласкательно-вежливый. Конечно, есть как между купцами, так и приказчиками натуры довольно грубоватые и не совсем вежливые, но это уж будет исключение.

Мещане, ремесленники, цеховые и крестьяне почти все — люди небогатые, перебивающиеся со дня на день и часто с большим трудом добывающие копейку. Большая часть из них теснится в старой Уфе и слободках и живёт в маленьких тесных домиках. Есть между ними люди трудолюбивые и трезвые, мало-помалу улучшающие своё состояние, но многие не умеют беречь деньгу на чёрный день, потому что, к несчастию, развлечением их в праздничные дни служат попойки, на которых приобретённое трудом многих дней тратят они в несколько часов, мало заботясь о будущем. Замечательно, что в последнее время в этом классе, особенно между бывшими дворовыми людьми, горничными, портными и сапожниками стало заметно стремление к подражанию высшим классам в манере, одежде и даже в разговоре; вследствие этого нередко между ними устраиваются вечеринки, где они танцуют кадрили, вальсы и прочие танцы, — и всё это, разумеется, выходит довольно карикатурно, и часто оканчивается кутежом. Русские же пляски и песни, к сожалению, почти совсем выводятся, и редко, редко услышишь русскую, задушевную песню, да и то поёт её, может быть, какой-нибудь заезжий верховец — штукатур или плотник. Вообще здесь не умеют петь, больше визжат или кричат, чем поют, хотя и любят пение. Иногда они устраивают где-нибудь в мастерской театральное представление, где импровизированные актёры разыгрывают выслушанную ими в театре какую-нибудь пьесу; причём, разумеется, бывает много комического, но за то все — и публика и актёры — веселы и довольны. В прошлую зиму в классе прислуги составлялись даже вечера по подписке, где, кроме танцев, желающие играли в карты и угощались десертом и закуской; но, говорят, что многим вечера эти не слишком понравились, так как там посетители должны были держать себя — под угрозой штрафа — слишком сдержанно и прилично.

_________________________

  1. В свою очередь, в 1815 году, 13 января тогдашний градской голова Подъячев вместе со всем купечеством, исполняя долг вежливости, устроил для здешнего благородного сословия подобный же маскерад и ужин, ещё первый, как замечает Ребелинский, со времени открытия наместничества.

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Автор:Михаил СОМОВ
Читайте нас: