В горах, окаймляющих правые берега рек Уфы и Белой, встречаются пещеры, большая часть которых в настоящее время уже осыпалась. В народе сохранилось поверье, что в этих пещерах некогда жили отшельники и разбойники и что последние скрывали в них свои клады. Одна молва, например, говорит, что в крутом берегу реки Уфы, где-то между Дудкиным и Каменным перевозом, существовала пещера, в которой разбойники зарыли большой клад — лодку с деньгами, а по сторонам её два котла с дорогими вещами, и что однажды несколько крестьян из какой-то подгородной деревни пытались достать этот клад, но, встретивши в ней множество змей, принуждены были оставить свою попытку.
Искателей кладов здесь прежде много водилось, так что едва ли какая-нибудь из здешних пещер осталась ими не исследована. Разумеется, этой верой в существование кладов нередко пользовались негодяи, которые обещанием указать на места, где они будто бы были скрыты, обирали легковерных. В доказательство этого можно привести случай, хотя и не многим здесь известный, но тем не менее достоверный. Ещё очень недавно, говорят, жила в Уфе одна старуха, не имевшая постоянного приюта, которая многих обманула обещанием доставить клад. Клад этот однако ж даром не давался, а обыкновенно что-нибудь требовал, сообразно, впрочем, средствам ищущего и вообще не брезговал ничем, даже съестным. Старуха, у которой вероятно были сообщники, чтобы убедить сомневающегося, тайно приводила его к какой-то пещере, внутри которой виделся сундук и слышался глухой голос, обещающий богатство и в замен требующий какой-нибудь дани. Требуемое приносилось к пещере и, разумеется, пропадало безвозвратно, а старуха между тем объявляла искателю или искательнице, что клад явится или вышедшей из печки кашей или чёрной кошкой, или иным образом; но, к несчастию, обещания старухи никогда не сбывались и клад никому не давался. Также точно она обманула какого-то дьякона, поплатившегося за своё легковерие сотнями рублей, потому что хранитель клада потребовал на этот раз довольно ценный выкуп(1). Таким образом, говорят, старуха накопила порядочное количество денег и потом благоразумно оставила свой промысел. Жалоб же на неё не могло быть потому, что дела эти совершались тайно, без свидетелей, и следовательно не было достаточных доказательств к её улике; да к тому же и совестно было выставлять себя так ловко одураченным. Разумеется, сетований и проклятий за глаза и даже в глаза старухе раздавалось много, но тем дело и ограничивалось. В настоящее время вера в клады, кажется, исчезла и теперь едва ли отыщется такой простак, который дался бы на подобный обман.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 15 августа)
По исследованию одного здешнего геолога, коренные породы, на которых лежит Уфа, принадлежат к Пермской формации и ближайший к поверхности ярус её состоит из пластов рухляка, расположенных на пластах гипса. Вследствие такого геологического устройства, местность Уфы изобилует пустотами и провалами, которые как в самом городе, так и в окрестностях не очень редки. Так, например, лет семь или восемь тому назад сделался провал около старого гулянья, в форме круглой ямы в сажень диаметром и сажени полторы в глубину, подобные случались и в городе; но самый замечательный провал образовался в 1859 году, в ограде женского монастыря, угрожавший даже падением главному монастырскому корпусу. Самый верхний слой почвы состоит частию из простой красной глины, частию смешанной с известняком, или покрытой довольно толстым слоем чернозёма; в более же возвышенных местах почва каменистая, в которой добывается плитный известняк, употребляемый для фундаментов и мощения улиц. Из глины приготовляются здесь кирпичи и простая глиняная посуда. Лучшая известь добывается из алебастра, который встречается по берегу Белой. Вообще почва Уфы довольно плодородна и удобна для хлебопашества, почему уже на незначительном расстоянии от города находятся пашни, засеянные хлебом.
Климат в Уфе вполне континентальный, т. е. отличается резкими противоположностями летнего тепла и зимнего холода и притом в значительной степени не постоянен; но непостоянство это проявляется по большой части, так сказать, периодично. Например, летом, за ясными и жаркими днями, продолжающимися неделю или две и более, наступает сырая, дождливая и холодноватая погода; зимой, за ясным морозным временем — оттепель и снег, иногда, хотя редко, и дождь; весной же и осенью перемены эти бывают чаще и неожиданнее и вообще это время не отличается постоянством температуры.
Полная весна здесь начинается в апреле и в конце этого месяца уже всё покрыто зеленью; но в мае, а иногда и в начале июня бывает возвращение к холоду, сопровождаемое (впрочем, в довольно редких случаях) небольшими морозами и снегом, при самом падении на землю тотчас пропадающим(2).
Самое жаркое время июль, но последняя половина мая и почти весь июнь — бесспорно самое лучшее. Всё тогда цветёт и ярко зеленеет: воздух прохладен и напитан запахом сирени, черёмухи, яблони и липы; далее зелень темнеет, делается душно и пыльно; потом жар и духота сменяются скучным ненастьем, сырой и ветреной погодой.
Осень, которая наступает в половине сентября и продолжается весь октябрь, есть самое скучное, наводящее уныние, время; дождь, при сыром и холодном ветре, идёт тогда по целым неделям и пасмурное небо редко проясняется. В октябре начинают появляться лёгкие морозы и выпадает первый снег, обращающийся потом в слякоть; снег этот появляется иногда в первых числах октября, обыкновенно же в конце этого месяца; но санный путь устанавливается не ранее половины ноября.
Самые холодные месяцы декабрь и январь. Морозы тогда бывают довольно сильны, так что ртуть понижается до 25° и 27° по Реомюру; но это бывает не часто: обыкновенно же она стоит на 10°, 11° и т. д. до 19°, не более. Сильные морозы продолжаются вообще не долго — дня три, четыре, много неделю и потом наступает более умеренный холод, сменяемый в свою очередь снова морозом. Зимы здешние, особенно с половины января и весь февраль, по большой части буранны. Бураны эти продолжаются нередко неделю или две почти беспрерывно и тогда насыпает огромные сугробы снегу; заборы и окна в низких домах буранами засыпаются снегом; улицы и особенно площади сделались на некоторое время почти непроходимыми.
Разумеется, всего вышеизложенного нельзя применить к каждому году. Бывают годы, так сказать, редкие или исключительные и к таким исключениям принадлежит, например, прошлый год и, пожалуй, отчасти нынешний. В прошлом году весна стояла очень приятная, лето умеренно тёплое (выше 22° не было), с перепадающими благотворными дождями; осень малодождливая и тёплая; а зимой не было ни сильных морозов, ни продолжительных буранов; одним словом один из таких годов, которые обыкновенно называют благодатными. Нынешняя же весна, напротив, отличается засухой и необыкновенными в это время жарами, которые доходили на солнце до 40 и более градусов и только с конца июня стали изредка перепадать дожди и воздух сделался прохладнее.
Средняя годовая температура здешней местности, по Веселовскому, равняется — 2,63; следовательно Уфа лежит на изотерме Вятки, Онеги и Нордт-Кана. Средние температуры времён года — осени: — 0,65; зимы: — 9,70; весны: — 4,22; лета: — 14,13.
Господствующие ветры.
В метеорологических наблюдениях Г. Веселовского направление ветров в Уфе определяется по следующей таблице.
Из 100 наблюдений:
Ветры |
N |
NO |
O |
SO |
S |
SW |
W |
NW |
Лет. |
27,30 |
1,95 |
5,47 |
2,89 |
46,21 |
4,05 |
9,59 |
3,84 |
Зимой |
15,81 |
1,08 |
3,22 |
6,67 |
67,83 |
1,76 |
3,49 |
0,73 |
Из этих данных видно, что господствующими ветрами как летом, так и зимой надобно считать ветры южные и северные; если же обратиться к наблюдениям, производимым при здешней гимназии и прилагаемым к каждому № Губернских Ведомостей, то преобладающими ветрами окажутся юго-западные, северо-западные, юго-восточные и северные. Для доказательства возьмём прошлый 1863 год и найдём, что из 100 наблюдений, взятых в январе (начиная с 1 числа) и феврале — 57 раз приходится на юго-западные ветры; в июне (тоже с 1 числа) и июле большое число падает на северо-западные, именно 23 раза, а северные 21 раз, прочие числа распределены на остальные ветры; в октябре и ноябре господствующими ветрами являются опять юго-западные (53 из 100). В нынешнем году, начиная с 16 февраля по 27 июня, из 399 наблюдений, произведённых в течении этого времени, 134 раза дули ветры юго-западные, 92 раза юго-восточные, 67 северо-западные, 30 — южные; остальные числа приходятся на прочие ветры. Но насколько верны эти наблюдения — неизвестно. Южные и юго-западные ветры сопровождаются большою частию пасмурной погодой, дождём и снегом; северные же приносят ясную погоду. Вообще ветры здешние очень непостоянны и переменчивы; так что случается, что в продолжение одного дня ветер изменяется раза три, на пр., утром дует южный ветер, после полудня северный, вечером юго-западный, или утром северный, в 2 часа пополудни северо-западный, вечером южный и т. д., и таких дней в году наберётся много.
Ясные дни вообще, кажется, преобладают над пасмурными и дождливыми. Из наблюдений Г. Боссе видно, что, например, в 1862 году пасмурных дней было 47, дождливых и снежных 108, ясных 210; в 1863 году пасмурных — 64, дождливых и снежных 110, ясных 191. Грозы здесь редки и не сильны. Что же касается до влияния климата на растительное царство, свойственное здешней местности, то оно довольно благоприятно и потому неурожайные годы здесь очень редки.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 22 августа)
_________________________
Продолжение следует…