Соборную площадь окружают следующие здания: с юга — два двухэтажные корпуса — консистория и архив и двухэтажный же архиерейский дом с садом, расположенным впереди его и обращённым к площади. Сад разделяется на две части дорогой, идущей от главных ворот ограды, которые отворяются только во время крестных ходов. Первоначально место это занято было наместническим домом, двумя корпусами, где помещались наместнические присутственные места. Один из этих корпусов, как сказано выше, сгорел, а другой, вместе с наместническим домом, перешёл в 1800 году в духовное ведомство. Наместнический дом с принадлежащими ему флигелями был отведён для епископа, а оставшийся корпус для семинарии. Этот последний в 1805 году тоже сгорел и семинария временно была помещена в вышеупомянутых флигелях. Настоящий же архиерейский дом с домовою церковью построен в 1839 году при епископе Амвросие втором(1). Пространство позади дома, частию открытое и частию заросшее лесом, спускается сначала покато, а потом очень круто прямо к реке Белой. В одном месте этого спуска, где образуется узкий, похожий на ущелье, лог, устроен был одним из архиереев — Феофилом маленький деревянный дом с церковью, в настоящее время уже не существующий(2). Однажды в году, именно в Духов День (престольный праздник здешней церкви) здесь бывает большое стечение народа, часть которого приходит помолиться, а другая просто погулять и полюбоваться видом на реку.
На западной стороне площади высится четырёхэтажное здание семинарии тоже с домовою церковью, построенное в 1834 году; на северной — трёхэтажный дом Губернских и уездных Присутственных мест, которые, впрочем, не все в нём помещаются; потом двухэтажное здание гимназии с двумя выдающимися флигелями, между которыми устроена красивая чугунная решётка с главными воротами. Здание это выстроено на месте прежней гимназии, которая хотя и была красивее нынешней, но по непрочности своей существовала недолго и была сломана; настоящая же, уступая первой в наружном виде, отличается за то прочностию и поместительностию. На восточной стороне недавно отстроен дом Гражданского Губернатора, небольшой и по наружности незамечательный. Частных же домов здесь немного и притом все они деревянные и небольшие. Пространство между архиерейским домом и семинариею, по причине оврага, вовсе незастроено.
От соборной площади, не считая переулков, соединяющих её с торговою, переулка около семинарии и переулка, ведущего около консистории в Архиерейскую слободку, идут с восточной стороны только две улицы — Ильинская и Фроловская. Ильинская тянется также, как и Голубиная Слободка, до безымянного ручья, где и соединяется там с Фроловскою. Пройдя один квартал, на правой стороне этой улицы находится бульвар или правильнее небольшой парк, который хотя и получил основание ещё в тридцатых годах, но до сего времени не был устроен как должно и только теперь обнесён красивою деревянною решёткой и засаживается деревьями. На южном конце парка, выходящем уже на Фроловскую улицу, выстроен в 1861 году красивый, со всеми удобствами, деревянный театр, на сумму, пожертвованную разными лицами. Далее на этой улице стоит церковь Св. Пророка Илии с двумя приделами (Св. и Чуд. Николая и Св. Митрофания Воронежского). Иконостас главной церкви устроен с большим вкусом, прекрасно вызолочен и украшен изящной резьбой; живопись также очень порядочная. Вообще храм этот заслуживает особенного внимания по своему благолепию, чистоте и порядку. В числе прочих вещей здесь особенно замечательна плащаница, прекрасное произведение художника Ореста Тимашевского.
На месте этого храма существовала прежде древняя деревянная церковь Ильинская, с отдельною, тёплою, во имя Св. Флора и Лавра; последняя в 1846 году сломана и тогда же положено основание нынешней каменной, по сооружении которой и первая тоже сломана. С этим храмом связано одно предание из времён Пугачёвского бунта. Оно говорит, что бунтовщики, осаждавшие город из-за Белой, часто видели какого-то светлого мужа, выезжавшего на коне из Ильинской церкви, который своим грозным видом наводил на них страх, поражал слепотою и обращал в бегство.
Фроловская, в первой трети её самая широкая улица в городе, упирается в один частный дом и потом, отступя вправо, идёт, при обыкновенной уже ширине, до упомянутого выше старинного торгового рынка под древним собором. На ней из казённых и общественных зданий, кроме губернаторского дома, касающегося её одной стороной и театра, находятся ещё Удельная Контора, вновь выстроенный двухэтажный, с двумя флигелями, дом Магометанского собрания и каменная двухэтажная с минаретом мечеть, около которой сосредоточивается большая часть жителей магометанского исповедания. Мечеть построена в 1830 году арским 2 гильдии купцом Мукминем Тагировым Хазмитевым, стоит 12 т. руб. серебром и не отличается особенно ни наружными, ни внутренними украшениями. На месте же Магометанского собрания существовал прежде деревянный дом Губернского Правления, который был первою жертвою пожара в 1821 году, испепелившего тогда большую часть города.
Правым переулком из Фроловской улицы, там, где оканчивается её наибольшая ширина, выходят на так называемую Случёвскую гору, возвышающуюся над самой Белой, куда собирается, особенно весной много посетителей полюбоваться как вскрытием и разливом реки, так и движением судов, идущих вниз по течению, или посмотреть на быстрый ход изредка появляющегося парохода. С этой же горы проведена ныне через реку Белую телеграфная проволока, идущая в Оренбург.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 25 мая)
На самом крутом спуске Фроловской улицы(3) существовала прежде деревянная Фроловская часовня, построенная в 1741 году, при воеводе Новикове Уфимскими гражданами, по случаю появившейся в то время в первый раз сибирской язвы на лошадях. О прекращении её и об избавлении от неё на будущее время был установлен из собора в эту часовню крестный ход, где и отправлялось молебствие. Впоследствии крестный ход был отменён, но молебствие в день Св. Флора и Лавра совершалось до самой сломки часовни, пришедшей в ветхость; в настоящее же время молебен этот отправляется при Ильинской церкви(4).
Вторым переулком Фроловская улица соединяется с набережною, плохо обстроенной. Тут находится устье так называемого безымянного ручья, где устроена была, во время пугачёвской осады Уфы, самая главная батарея — из 12 орудий, действовавшая против Чики, нападавшего на город из-за Белой.
Сибирская улица и церковь Покровская. Успенская улица, идущая, как сказано выше, от торговой площади, оканчивается у речки Сутолки; тут поворот направо ведёт к старому рынку у реки Белой, а налево — через мост, носящий историческое название ногайского, к небольшой церкви Покрова Богоматери, которая находится уже на Сибирской улице. Вместо этой церкви была прежде деревянная Покровская холодная, с отдельною тёплою Николая Чудотворца; потом первая за ветхостью сломана и богослужение совершалось некоторое время в тёплой, когда же и эта последняя в 1808 году, в первый день пасхи, от забытой в церкви зажжённой свечки, сгорела, то в замен её сооружена настоящая каменная, с приделом Св. Николая, на сумму большею частию пожертвованную купцом Данилой Степановичем Жульбиным; иконостас же в приделе устроен в 1817 году Надворным Советником Ребелинским. В пожар 1821 года вновь воздвигнутая церковь тоже сильно пострадала и потом снова исправлена на выданные Святейшим Синодом 25000 руб., часть которых употреблена была и на устройство главного иконостаса, ещё с самого основания храма несуществовавшего(5).
В Покровском приходе долго существовала фамилия Власьевых, потомков того Афанасия Власьева, который был известен, как искусный дипломат при Борисе Годунове, передавшийся потом на сторону Лжедмитрия, а при Василие Шуйском сосланный, с лишением всех чинов, в Уфу, где и приписан был к сословию посадских. Старинный дом их находился недалеко от Покровской церкви, на горе, по левую сторону Сутолки, и редкий человек в Уфе не знал дома Власьевых(6).
О других улицах здесь не упоминается как потому, что они особенно ничем не замечательны, так и потому, что многие из них не имеют названия. Хотя и есть довольно длинные. Некоторые улицы носят, как и Голубиная, название слободок, на пр. Архирейская слободка, Солдатская слободка.
Кроме упомянутых выше церквей, на дворе рабочего дома(7), недавно выстроена маленькая деревянная церковь Скорбящей Божией Матери и находятся две домовые, одна в тюремном замке, а другая в доме духовного женского училища.
Кладбища. Общих кладбищ в городе существует два: одно в новой, другое в старой Уфе. На первом находится каменная церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, устроенная по фасаду Казанского памятника, воздвигнутого в память убитых при взятии Казани в 1552 году. Она имеет вид четырёхсторонней пирамиды; освящена в 1845 году. На второе кладбище в 1862 году перенесена деревянная Богоявленская церковь, бывшая при женском монастыре, с переименованием в преображенскую.
_________
Продолжение следует…