В 1771 году в марте месяце, в том же тёплом соборе стал слышаться в сводах его колокольный звон (или гул, подобный звону), который начинался от холодного собора и проходя по своду к приделу св. Николая Чудотворца, там оканчивался, потом снова начинался. Он слышался более всего во время заутрени и особенно в чтение шестопсалмия и так громко, что заглушал чтение, которое и приостанавливалось на этот раз. Чем ближе приходило время к лету, тем чаще звон возобновлялся и громче слышался. Свидетелем этого явления был целый город. Наконец тогдашний протопоп собора Неверов донёс об этом своему Епархиальному начальству в город Вятку. Бывший тогда Вятский епископ Лаврентий уведомил об этом с своей стороны Оренбургского Военного Губернатора Рейнсдорфа, по распоряжению которого был прислан из Оренбурга в Уфу, для освидетельствования соборного свода архитектор. Архитектор нашёл, что звон в своде происходит от креста, слабо утверждённого в главе, выходящей из свода, и что крест, будучи колеблем ветром, производит звук, подобный колокольному звону, который и разносится по своду. Вследствие этого крест был снят, глава разобрана до самого свода и тогда нашли, что связи под крестом положены были крестообразно и что крест, упираясь в них нижним своим концом, от колебания ветра, производил описываемый звон. Об этом открытии тогдашним воеводою Борисовым и протоиереем Неверовым донесено было начальству. Глава же по-прежнему была сложена и тот же крест утверждён в главе, только с предосторожностью, чтобы никак не касался связей. Однако ж, не смотря на эти предосторожности, звон и после этого слышался неоднократно и продолжался до самого октября месяца 1772 г., т. е. до начатия осады города единомышленниками Пугачёва; в это же бедственное время прекратился; почему современники и сочли звон предзнаменованием Пугачёвского бунта.
В 1797 году, во время сформирования в городе, по Высочайшему повелению, Уфимского мушкетёрского полка, при протоиерее Василье Михайловиче Фрагранском и городничем Надворном Советнике Павлове, некоторые из граждан, офицеров и солдат означенного полка начали разглашать, что им несколько раз, в ночное время в тёплом соборе виделся огонь, который казался не похожим на обыкновенным, происходящим от свечей, а как будто от постоянной молнии. Рассказы об этом сделались почти общими и опять понудили начальство города к донесению; однако ж обстоятельство это на сей раз разрешилось тем, что предварительно поручено было на рассмотрение людям опытным и благоразумным. Последние, исследовав, что в старину в тёплом соборе погребено было множество тел умерших знатных лиц и что, сверх того, собор этот пристроен был к холодному чрез сто лет после его построения, на месте, занятом прежде кладбищем, нашли, что представлявшийся свет был ничто иное, как фосфорическое испарение, происходящее от мёртвых тел. Этим удовольствовались и толки прекратились; свет же в соборе впоследствии исчез.
В нескольких шагах от старого собора находится второе, такое же древнее здание города. Это – так называемые ныне казачьи конюшни – не большое ветхое, каменное, построенное из плитняка здание, служившее в старину денежной кладовой.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 11 апреля)
От Троицкой церкви идёт одна из главных улиц города – Казанская, которая хотя особенно и не отличается от прочих улиц ни красивыми и большими зданиями, ни шириною или прямизною своего направления, но не смотря на то, её предпочитают другим улицам, и потому преимущественно здесь встречается в праздничные дни значительное скопление гуляющих и катающихся; только летом, когда пыль и духота заставляют искать прохлады, она пустует1. Улицу эту прежде несколько украшала чугунная решётка, отчасти отделявшая её от соседнего оврага; но в настоящее время она сламывается и место застраивается по большой части не очень красивыми домиками. При начале Казанской улицы, почти против здания 1 части, существовал в старину первый женский Христорождественский монастырь, с церковью Рождества Христова, переведённый в 1777 году, при последней игумении Таисии, в Вятскую Епархию, в город Слободской, где и поныне именуется там Уфимским Христорождественским монастырём; церковь же Рождества Христова в 1816 году сгорела, а другая, тёплая Св. Иоанна Предтечи, находившаяся при первой, перенесена ещё в 1800 году во вновь основываемый тогда мужеский Успенский монастырь2. На средине улицы стоит одна из церквей Спасская, с двумя невысокими колокольнами, примыкающими к главному корпусу с двух сторон полукруглой колоннадой. Она воздвигнута на месте древней, деревянной, тоже Спасской, с отдельною тёплою Св. Николая Чудотворца, сгоревшими в пожаре 1816 года, вместе с соседними обывательскими домами.
Торговая площадь. Казанская улица тянется по косвенной линии до обширной торговой площади, имеющей форму квадрата, каждая сторона которого равняется, предположительно, саженям 80. На ней находятся: гостиный каменный двор, ещё не вполне оконченный, плохие ярмарочные деревянные ряды, гауптвахта и на южной стороне два бульвара, из которых один только засажен небольшими деревцами. Первоначально бульвары устроены были на северной и южной сторонах, но в настоящее время северные уже не существуют. Против гостиного двора недавно устроен бассейн очень хорошей воды, проведённой посредством водопровода из ключа, находящегося вблизи Архиерейского хутора, версты за две от города3. Впрочем, водопровод этот или первоначально был устроен плохо, или небрежно поддерживается, но только теперь он находится в незавидном состоянии и едва ли просуществует долго, если не примут мер к его поддержанию; притом же и воды в нём бывает не всегда в достаточном количестве, да и та берётся только летом, зимой же, по малому углублению в землю водопроводных труб, замерзает. А между тем это вещь весьма благодетельная для горожан, особенно недостаточных, которые, живя далеко от реки и не имея лошадей, должны довольствоваться водой колодезной, часто плохой.
Торговая площадь окружена частию деревянными, частию каменными домами, не отличающимися ни величиною, ни наружным видом, исключая только дома дворянского собрания, единственного здания в городе, замечательного по своей красивой архитектуре; но жаль, что прочие надворные строения деревянные и очень ветхие не гармонируют с ним. Кроме того дом значительно обезображивается пристроенным к главному подъезду крытым деревянным крыльцом, что-то вроде большой и неуклюжей будки.
Из других общественных домов на площади находятся только низкое, небольшое и довольно старое здание Градской Думы, с трёх-оконным флигелем; сверх того, здесь же можно найти и лучшие гостиницы.
Вообще торговая площадь представляет далеко не красивый вид. Деревянные лавочки, окружающие гостиный двор и внутри его находящиеся, по местам наваленные брёвна, навоз, остающийся после базарного дня, и непроходимая грязь в ненастье – вот её отличительные черты. В двадцатых годах, когда площадь эта, хотя ещё и бедно застроенная, имела более отрадный вид, чем теперь, т. е. вместо навозу и грязи, покрыта была ковром зелени; тогда она служила местом гульбища, куда по временам собиралась повеселиться вся тогдашняя Уфимская знать. Это делалось таким образом. На площади устраивались деревянные скамьи, ставились столы с разными закусками и сластями, являлся незатейливый оркестр музыки, и тогда начиналось полное веселье. Молодёжь пела русские песни, играла в горелки, плясала русские пляски и т. п. Люди же пожилые или беседовали между собой, попивая пунш, или играли в карты4.
Улицы, идущие от площади. От торговой площади направляются девять улиц, с каждой стороны по три, исключая южной, где находятся три переулка. От восточной, кроме упомянутой Казанской, идут ещё следующие две: Успенская и Голубиная слободка. На первой, такой же длинной, как и Казанская и ведущей до Сутолки, только меньшей ширины, существует каменная церковь Успения Божией Матери, простой, но прочной постройки. На местности, занимаемой ею, было прежде кладбище, первое в Уфе, основанное в 1782 году, что ещё заметно и ныне по неровностям почвы, изрытой могилами и по некоторым сохранившимся памятникам и надгробным плитам находящимся внутри и около церковной ограды. В 1798 году здесь сооружена была дворянином Серг. Ив. Аничковым деревянная церковь, тоже Успенская, обращённая потом, по перемещении кладбища за черту города, в приходскую; настоящая же каменная основана только в 1849 году. В 1772 году, во время Пугачёвского бунта, на этом месте, тогда ещё пустом и не заселённом, стояла одна из городских батарей, действовавшая против скопищ казака Губанова, который осаждал тогда город со стороны села Богородского5.
____________
1 Предпочтение это, кажется, перешло к ней по наследству, потому что, если верить старожилам, она и прежде, т. е. несколько десятков лет тому назад, избиралась главным местом для прогулок; но тогда она действительно была лучшею улицею, по сравнению с другими, хотя и не имела ещё настоящей величины.
2 Описание Оренб. губернии Черемшанского, стр. 126; Записки Ребелинского.
3 Водопровод устроен на деньги, пожертвованные иногородним купцом Першиным.
4 Из рассказов старожила.
5 Из записок Ребелинского.
Продолжение следует…