В знаменитом литературном журнале русской культуры «Москва» (2025, № 3) опубликована новая подборка философских и историко-патриотических стихов члена Союза писателей России и Башкортостана, профессора кафедры русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы Александра Шуралёва «Мы состоим из воды…» https://moskvam.ru/publications/publication_3429.html
В подборку вошли стихи, посвящённые трагическим и героическим событиям из прошлого нашей страны: вставшему на защиту Отечества былинному богатырю Илье Муромцу, легендарному полководцу А. В. Суворову и взятию русскими войсками крепости Измаил, подвигу мужества и стойкости героя Великой Отечественной войны генерала Д. М. Карбышева. Лейтмотив этих стихотворений — художественное осмысление проходящей сквозь века и соединяющей прошлое, настоящее и будущее взаимосвязи индивидуальных героических человеческих судеб с великой и многострадальной историей нашей Родины.
Известный московский писатель и литературный критик Александр Балтин, анализируя эту подборку в поэтическом обозрении «Наверное, это из сердца…», написал: (https://zavtra.ru/blogs/poeticheskoe_obozreniya_3_nomera_moskvi_25) «Верёвочно-философски завьётся стихотворение А. Шуралёва, живописующее воду, её значение, её связанность с действительностью человека, не представимого без воды:
Мы состоим из воды.
Вода состоит из нас.
В ней — пути и следы
популяций и рас,
летопись бытия,
синтез света и тьмы,
трансформация «я»
в бесконечное «мы»…
Будто играют, бликуя, мистические метаморфозы, показывая, сколь сложно постижима действительность: в альфе своей, в корне таинственного происхождения своего.
Интересно работает звук у поэта: вот, как представлена, например, перекличка густых, отрывистых «ч»:
Время очертило круг,
окружило чарами.
На печи проснулся вдруг
в старом Карачарове.
История прорастает в стихи поэта трепетно-метафизически-образными ветвями, и произведение памяти генерала Д. Карбышева наполнено ледяным огнём преклонения перед подвигом:
О том, как огонь благодатный сходил
с высот, справедлив и суров,
и свору фашистскую бил и крушил
из пушек советских бойцов.
Песнь памяти вещая птица поет
о том, что кипящей волной
в объятьях огня становится лед,
со злом продолжая бой».