Все новости
КОЛУМНИСТЫ
27 Марта 2022, 13:00

Мысли новых дней

Однажды я попал на свадьбу. Меня спросили, чем я занимаюсь. Я сказал, что учусь в Московском литературном институте на переводчика. – Да ну, зачем это нужно? Ведь все у нас знают русский язык! – сказали мне. Дело было, понятно, в Уфе.

– Дело в том, – сказал я очень спокойно, – что в разных языках разные смыслы слов, которые порой очень трудно передать. Например, в башкирском и вообще тюркских языках нет слова “брат”.

– Как нет слова “брат”! – возмутились в компании. – Как нет слова “брат”!

Действие уже закончилось, гости разошлись, наступило утро, а откуда-то доносились крики – «как это нет слова “брат”»!

В общем, свадьба удалась.

Но если говорить серьезно, то это действительно так, поскольку различные термины родства обозначают либо старшего, либо младшего родственника, да и просто чужого человека. Точные термины, описывающие родство, есть для матери и отца. И то они у разных народов разные.

Почему же в тюркских народах нет слова “брат”?

Не так давно я это понял.

Дело в том, что это вертикально ориентированные сообщества. В них принципиально нет отношений равенства. То есть обязательно кто-то выше по положению, хотя бы потому, что он старше. И наоборот.

Однако это положение проявляет себя повсюду, где есть формальные отношения. Для неформальных отношений есть такое понятие, где обе стороны равны – это дуслык=дружба. Я бы рассказал, откуда это взялось, но это в другой раз.

Любопытно, что у женщин дружба маркировалась другим словом – ахирэт (подружка). Этому есть объяснение, но его я тоже дам в другой раз.

Тем не менее с течением времени в башкирском обществе появился новый термин, который так же предполагал отношения равноправные. Родился он с появлением на территории Башкирии русских сел. Тогда постепенно у башкир в соседнем русском селе появился “знакум” – знакомый. Это человек, с которым башкир вел деловые, хозяйственные и иные дела. Например, останавливался на ночлег, вел взаимовыгодную торговлю, вообще обменивался информацией о разных сторонах жизни. Кстати, вплоть до конца XIX века практически все русские, живущие на селе, знали башкирский язык.

Так общение двух народов создало в башкирском и русском сообществах новые взаимоотношения, знания, умения и понятия.

Что же касается слова “брат”, то такое понятие тоже проникло в башкирское общество. Такого отдельного слова пока еще нет, говорят “бер туган агай”, дословно вместе рожденный дядя, то есть старший брат. Соответственно, бер туган кусты – вместе рожденный младший, то есть братишка.

То же самое происходит по отношению к сестрам. Так что возможно, когда-нибудь появятся отдельные слова и для этих понятий.

Зарубежная эстрада как идеальный пример советской песни

Моя бабушка спрашивала меня: «Зачем ты слушаешь эту иностранщину? А вдруг они поют “инангнын куте”»?

И правда, почему нам так нравятся песни на языках, которые мы не знаем, прежде всего английском?

Чтобы это понять, я задумался, а в чем смысл всех этих наших песен, что такое происходит, когда ты их слушаешь?

В общем, с песнями та же история, что и с советской литературой в целом и поэзией в частности. Они, прежде всего и именно что, будят в читателях и слушателях чувство жалости к самому себе, потакают самым низменным страстям.

Ну вот например – «а ты такой холодный, как айсберг в океане!» Эта песня несет в себе посыл слушателю, оправдание слушателя – я хороший (хорошая), а это ты такой вот ледовитый. В частности этим объясняется популярность этой бандерши в красавице Одессе, я имею в виду бессмертную исполнительницу сего шлягера.

Однако, поскольку мы понимаем язык, на котором написаны эти тексты, волей-неволей мы задумываемся над ними, и в какой-то момент понимаем, что нам врут, что все это фальшь и сплошное «коммунисты, вперед», «умрите вы сегодня, а мы завтра».

Поэтому умерла советская литература, кино, а теперь отдает швартовы и песня. Но желание, чтобы тебе сделали приятно, возбудили в тебе чувство жалости к самому себе, никуда не делось, оно живет в слушателях. И вот потому слушатели и обращаются к иностранной песне, которая таким образом является идеальным случаем советской эстрады – под нее можно идеально грустить о загубленной кем-то жизни.

Няш как стратегия

Сталкиваясь с некритическим отношением к разным явлениям жизни, я пришел к мысли, что это разновидность того явления, которое называется “со своим уставом в чужой монастырь не ходят”.

Например, вы постоянно общаетесь на какой-то предмет с каким-то человеком. У него есть свои тараканы, например, он за луну. И вот в результате вы никаким образом не задеваете тему луны, полагая ее несущественной в ваших отношениях.

Но как только вы разрываете деловые отношения, тема луны перестает быть табу. Собственно, вот и весь няш.

Но и в отношениях с вами какие-то темы являются темой луны. Так что в случае чего, удивляться не приходится.

Собственно, что я хотел сказать об этом.

Сам провел, сам победил

Каждый раз, когда я подвожу итоги конкурса “10 стихотворений месяца”, то есть подсчитываю баллы, которые поставили члены жюри, я не знаю, кто победит. Знаю только, что это будет не сотрудник редакции. Порой это меня огорчает, потому что у нас работают прекрасные поэты Галарина, Алексей Кривошеев (это я еще не всех назвал). Но правило есть правило, потому что ты либо организатор, либо участник.

Это я говорю не просто так: у нас в Уфе есть такие люди, которые сами проводят конкурс и постоянно сами в нем побеждают. Мне вот любопытно, когда дураки, которые участвуют в этом конкурсе и которых таким образом разводят, поймут, что им победа не светит, поскольку принцип у организаторов именно такой – сами проводим, сами побеждаем.

Бесплатный Сталин

Есть такая история – писатель Булгаков написал письмо тирану Сталину. Тиран оказался добр и устроил писателя на работу.

Вот что-то не верится, что он так прямо и сказал – пишите, что хотите, товарищ Булгаков! Мол, мне от вас ничего не надо.

А что попросил Сталин взамен, как думаете?

В общем, вот фантастическая неправдивая версия.

ГПУ предложило Катаеву написать роман 12 стульев. Катаев привлек Булгакова. Роман имел успех.

Булгаков с деньгами решил уехать. ГПУ задержало его на румынской границе. Булгаков написал Сталину. Сталин понял, кто на самом деле автор и заказал «Золотого теленка».

А потом заказал «Мастера и Маргариту»! Вот вы правда думаете, что Булгаков, который знал, что его пасут, стал бы писать такой роман без санкции?

Еще один маленький гештальт

У меня стал зависать телефон. Он работал, но только о-о-о-о-о-о-очень ме-е-е-е-едленно. Я не знал, что делать. Исследуют проблему методом тыка, я вдруг увидел, что в телефоне висят в фоновом режиме чуть ли не сотня разных приложений! Я их закрыл, и телефон теперь как новый.

Как вы догадались, я вспомнил об этом непросто так. Каждый день в Интернете я наблюдаю эпические битвы не на жизнь, а на смерть. Люди спорят о том и о сем, о пятом и десятом. Вот только самое смешное, что в этом споре мало кто закрывает гештальт, то есть додумывает мысль до конца. Незавершенная мысль так и висит в подсознании, загружая бедный мозг. И люди на глазах становятся тормоза-а-а-а-ами.

Как быть – я не знаю. Может, хватит спорить по пустякам, загружая мозг, отнимая у него последние свободные резервы? Или закрыть то, что не дает уснуть по ночам? Как думаете, а?

Но самом деле, я прошу об этом не думать. Не хватало холивара и на эту тему.

Не сообщающиеся сосуды

У воды, как известно, несколько агрегатных состояний. Она то жидкая, то твердая, то еще какая, неважно. Важно, что в жидком виде ее можно пить, а в твердом грызть.

Однако это та же самая вода.

У людей тоже бывают разные агрегатные состояния. В одном состоянии они делают одно, например, поощряют пить поэта, хвалят его за такой способ миропроживания. А в другом состоянии они осуждают его за алкоголизм.

И абсолютно не могут свести концы с концами. Ибо в разных агрегатных состояниях они разные личности, не сообщаюшиеся между собой сосуды.

Это влияет и на них самих.

Например, в одном состоянии они радостно тусят. А в другом состоянии пишут, что лежат в больнице. Что одно произошло от другого – сами себе сообщить они не могут.

Тут даже не знаешь, что сказать. Разве что Булгакова процитировать. Все-таки был врач. А то, что это слова Воланда – мы об этом заикаться даже не будем. Это выше понимания гомо сапиенса. Ведь разумность человека несколько преувеличена. Да?

Четвертый день рожденья

У нас в семье не было принято справлять день рождения. Ну вот так у нас, башкир, заведено. Я бы рассказал, в чем тут дело, но вам не понравится.

Но раз мы жили в райцентре, наверное, поэтому мама устроила праздник на мое десятилетие и сказала мне позвать моих друзей. Я их позвал – соседских мальчишек Баязита и Рустика. Мы весело играли, болтали, ели. Время пролетело незаметно. Даже у меня где-то есть фотография, где мы втроем.

Баязит спился и умер – утонул на реке Белой лет десять назад.

Рустик стал черниковским (это у нас есть такой район в Уфе) наркоманом, и тоже, говорят, умер.

Второй раз я справлял день рождения, когда мне исполнилось тридцать лет. Это было в литературном институте. Я был на пятом курсе и мучительно решал, что делать – вернуться в Уфу или остаться в Москве. Девушка, которую я любил, пришла на день рождения и быстро убежала. Это был разрыв.

Третий раз я справлял день рождения в музее имени Тюлькина в компании моих друзей – уфимских поэтов и художников – Александра Гайсовича Касымова, Станислава Шалухина – всех не перечислю. Увы, после этого они быстро умерли. Разумеется, не вследствие этого! Мне тогда было тридцать пять лет. И потом начались такие тяжелые годы, что порой опускались руки, не буду врать.

Вот с тех пор я не справляю день рождения, как-то не получается.

Автор:Айдар Хусаинов
Читайте нас: