Новая Галатея. Часть первая
Все новости
НОВОСТИ
1 Июля 2019, 14:52

Безмолвие войны

Егор ОКУНЕВ Военные фильмы сейчас в большом почете и составляют большую часть кинорынка РФ, новые фильмы из этой категории выходят практически каждый месяц. Но, в противовес пафосному, а порой даже однотипному изображению, авторское кино представляет иной взгляд на войну. Да и не на войну вовсе, сколько на человека, выживающего в этих условиях.

Киномания

Егор ОКУНЕВ
Военные фильмы сейчас в большом почете и составляют большую часть кинорынка РФ, новые фильмы из этой категории выходят практически каждый месяц. Но, в противовес пафосному, а порой даже однотипному изображению, авторское кино представляет иной взгляд на войну. Да и не на войну вовсе, сколько на человека, выживающего в этих условиях.

Фильм «Война Анны» уже прокатился по фестивалям, в основном за рубежом, снискав восторг публики, и теперь претендует на номинацию Оскар от России. Первый прокат в РФ был всего на несколько дней, с 9 мая по 12, но, благодаря номинации в претенденты на Оскар (согласно определенному правилу), был запущен стандартный прокат, который я уж никак не мог пропустить, благо фильм был в списках ожидаемых.
Фильм режиссера Алексея Федорченко, в отличие от громыхающих танков и громогласных боев, практически молчит, а если и говорит, то на языке, не понятном русскому человеку (в фильме звучит речь на немецком, украинском и французском языках). Это чистый визуал, но не лишенный отменной драматургии и разговаривает он с нами исключительно киноязыком.
Благодаря такому «безмолвному» приему (а может, и не благодаря), до развития истории в фильме приходиться доходить самому: здесь никто ничего не разжует и в рот не положит, будьте добры, смотрите сами и наблюдайте. Понятно, что по сюжету, семья Анны расстреляна, а сама она чудом осталась жива. Ясно, что ее приютили дома некие люди, которые поспешили от нее избавиться, чтобы не накликать на себя беду. И очевидно, что эти самые добрые люди насильно сдают ее некоему дяде в здании немецкой комендатуры, от чьих рук Анна изворачивается, убегает и остается одинокой пленницей в этом здании. Днем она прячется от всех в нише дымохода камина, а ночью гуляет по пустующему темному зданию, пытаясь отыскать воду и пропитание. А так, на протяжении одного часа и 15 минут, на экране проходит «Война Анны» - безмолвная история девочки, которая живет в камине и страдает от голода, в надежде выбраться из этого здания. И ни одна живая душа даже не догадывается о присутствии инородного организма в лице маленькой Анны - здание с его служащими живет своей жизнью, часто не отягощенную проблемами и не испытывающую дефицита практически ни в чем. Поразительно показана в фильме граница состоятельности и бедности. Одним – все, а другим – ничего. И сидя в зале, невольно начинаешь ощущать приступ совести – ты сидишь такой сытый, и не понимаешь, как можно жевать, например, корешок от книги и пить воду, в которой недавно омывали кисточки для рисования. Показательные моменты есть и в самом фильме, когда снаружи девушки примеряют сережки, или кто-то поглощает спелые помидоры, а на все это из каминного зазеркалья взирает голодная и грязная Анна.
Для Анны война не совсем война. Эта борьба за выживание, за существование, за еду и воду, за возможность дышать воздухом и за некую надежду – на свободу. Скорее всего, война для Анны выглядит именно так – чужие люди на оккупированной территории, которые разговаривают на немецком, украинском, французском языках. Да и сама она в некоем роде оккупант. Чужое в чужом, одинокое и безмолвное, а из друга – лишь кот. Вся война превращается в некое подобие пассивной борьбы, когда один мир все же пытается ступать на чужую территорию и все, что можно сделать – это спасаться как умеешь, прятаться и убегать. Или втыкать на карте завоеванных территорий флажочки в страну, которую в данный момент больше всего ненавидишь, и отправляться обратно в камин.
Маленькая девочка умнеет на глазах. Учиться выживать. На наших же глазах и взрослеет. Надо отдать должное юной актрисе Марте Козловой – ей удалось воплотить достоверный образ на экране, которому хочется сопереживать. Иногда, немножко ненавидеть, чтобы через несколько минут поражаться ее силе справедливости, и снова до конца переживать.
Сам фильм разделен на небольшие эпизоды с эффектом затемнения, что с одной стороны, напрочь разбивает атмосферу фильма, а с другой, позволяет показать течение времени и сконцентрироваться только на заметных эпизодах этой истории. Но, просматривая трейлер фильма, я все же ожидал большей атмосферности, благо тут есть все, что к этому располагает. Но данный эффект эпизодичности повествования может немного раздражать в начале, постепенно сходя на нет, позволяя принимать историю такой, какой ее показывает автор.
Невольно история превращается в некую гротескную сказку для взрослых – «Война Анны» деталями сочетает некую волшебность с жестокостью. Невольно сейчас на ум приходит «Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо – сплав военного фильма со сказкой. Но «Война Анны» абсолютно реалистична и в отличии от Дель Торо, достаточно скромна и не так жестока. Можно, конечно, покопаться и найти аллюзии, раз это авторское кино, но для первого взгляда – реальность очевидна. В эту историю можно поверить, а вся некая сказочность – всего лишь результат взгляда ребенка на мир: он страшен, опасен, но он иногда притягивает и даже преподносит дары.
Конечно, такое кино не для всех. Оно не динамичное, не пафосное, здесь мало что показано стандартным для массовых фильмов языком, но свежий ветер киноискусства несет нечто совсем иное. Какого быть одному в окружении чужих и враждебных людей? Какова война в отдалении и она может быть совсем иной, без пожарищ, разрывов снарядов и даже без единого слова? Пожалуй, «Война Анны» может ответить на эти вопросы, только будьте настороже - ответы настолько тихи, что их можно даже и не услышать.


Читайте нас: