Ровно за полчаса до события Х четыре смычка, одновременно оттолкнувшись от струн, мягко начинают мелодию. Звуковые волны, долетая до потолков и стен с картинами, отражаются от них бархатным рикошетом, создавая тот самый особенный, обволакивающий, вибрирующе-звенящий эфир, который всегда образуется при игре в помещениях с хорошей акустикой — в музеях, картинных галереях и храмах.
Вивальди, Шуберт, Дзё Хисаиси и… Вячеслав Бутусов.
Хорошо слаженный квартет дышит в единой мерной музыкальной пульсации. Я веду свою партию, скрипка послушна и отзывчива.
В паузе боковым зрением замечаю на стене слева пронзительный портрет мужчины с глазами, в которых застыл то ли крик, то ли мольба… Отыграем программу — внимательно всё осмотрю, думаю я, переворачивая страницу нот на следующую композицию.
Уфимская художественная галерея постепенно заполняется людьми, среди которых я вижу знакомые лица… Это приятно. Здороваюсь улыбкой, глазами, словами, не прекращая играть. Люди, входя с улицы в зал, с любопытством смотрят на нас, — музыкантов, — вслушиваются, узнают знакомые мотивы, попутно, пока ещё бегло, вглядываясь в нежно-прозрачную воздушность акварелей, экспрессивность линий черно-белой графики, сочную яркость акрила.
Я вижу их загорающиеся мыслью и чувством глаза, проясняющиеся лица, задумчиво сведённые брови или светлые улыбки. Вот оно, то самое прекрасное, ради чего работают и творят музыканты, художники, композиторы, поэты. Пробуждающийся от душевного рутинно-бытового сна Человек!
Ближе к официальной части открытия выставки мы оказываемся в живой людской реке, которая оплывает нас со всех сторон — посетители, они же слушатели, аккуратно обходят пюпитры с нотами, стараясь не задеть двигающиеся смычки, рассматривают картины у нас за спинами. Чувствую тепло человеческих сердец.
И вот, наконец, программа сыграна аж два раза подряд, поклоны благодарной публике завершены, инструменты зачехлены. Хожу по залам. Где-то позади гудят вступительные речи. Передо мной огромное многообразие работ, среди которых много по-настоящему сильных, талантливых! Я окружена мирами! Каждый художник — абсолютно неповторимый эксклюзив!
Радует, что в выставке участвуют не только маститые художники-корифеи, такие как Абдуллин, Ханнанов, Ахметгалиев, Тонконогий (их больше, я упомянула тех, кого знаю), но и преподаватели детских художественных школ, студенты и даже недипломированные талантливые самоучки. Представлены работы не только уфимских мастеров, но и их коллег из Стерлитамака, Ишимбая, Нефтекамска и других городов республики.
А вот и портрет, привлёкший моё внимание во время выступления.
Линогравюра Р. А Сайфуллина «Януш Корчак. Ответь мне, Господи».
Сквозь динамику белых линий проступает лицо мужчины с горящими и «говорящими» глазами. Брови подняты, напряжены, из полуоткрытых губ как будто слышны слова последней страстной молитвы. Лицо, потрясающее силой страдания и сострадания!
Среди массы прекрасных акварелей особенно восхищают филигранностью пейзажи Абдуллина.
Гармоничной цветовой палитрой и выразительностью персонажей запомнились два диптиха Самосюк Б. А. из серии «Апостолы».
Технически изумительна графика Игоря Тонконогого.
Поражают воображение фантазийные работы Гладких. Особенно «Сказитель».
Очень своеобразна, философична и ярко концептуальна графика тушью нефтекамского гравёра и поэта Александра Андриенко. Это иллюстрации к композициям групп «Наутилус Помпилиус» («Легенда»), «Гражданская оборона» («Я принял решение»), к песне БГ («Сегодня ночью кто-то ждёт»).
Зная тексты, особенно понимаешь, насколько автору, как человеку по-поэтически остро восприимчивому и отлично владеющему словом, удалось точно, глубоко и вместе с тем лаконично передать замысел и настроение песен. Его работы заставляют думать.
А сколько доброты и тёплого внимания к людям в рисунках Курбановой из серии «Метро в лицах»!
Писать об отдельных картинах и авторах можно много, практически нет на выставке таких работ, которые бы оставляли равнодушным. Тут и бытовые зарисовки, и природные и городские пейзажи, и портреты, и иллюстрации к эпосу, сказкам и мифам, символическая графика и многое другое!
Лучше прийти и увидеть всё своими глазами!
Я уходила с выставки одна из самых последних с таким ощущением, словно прослушала прекрасную симфонию, где каждый инструмент вплетает свой неповторимый тембр, свою, только ему присущую, но гармонично сочетающуюся с другими мелодию в общую живую, потрясающе красивую музыкальную ткань! Как музыканту, мне легче выразить свои впечатления от увиденного именно так!
Республиканская выставка графики «Башкирская графика — 24» будет работать до 11 декабря по адресу ул. Революционная, 34. Уфимская художественная галерея.