Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ВЕРНИСАЖ
14 Ноября , 14:17

Современное небо Лидии Кирилловой

Галарина
Фото:Галарина

Иногда встреча с художником начинается не с него и даже не с его картин, иногда она начинается с людей, которые уже вкусили этого неведомого пока тебе очарования. И настойчиво весь вечер рассказывают о такой красоте! И на следующий день ты идешь и ныряешь в этот «Портал» выставки Лидии Кирилловой в Малом зале Союза художников на ул. Ленина, 43.

Заходишь и понимаешь, – о чем тебе толковали предыдущий вечер, – в её картинах особая темнота, из которой рождается свет!

Да и картины, полные неоновых пятен, ещё форматно не просты, зачастую это диптихи и триптихи из неравномерных полотен. Есть основная картины и обслуживающие горизонтально и вертикально узкие форматы. Всё настолько впечатляюще и умно. Это такой выверенный шик из форм, который поддерживает необычность красок, так темный фон горит неоновыми пятнами.

И неожиданно в зале подходит совсем молодая девушка. И случается авторская экскурсия. И беседа. Позволю привести здесь её фрагменты.

Лидия Кириллова:

– Здесь картины за 5-6 лет, но это не все работы, которые у меня есть. Я тут хотела какой-то общий образ создать моего творчества. В основном это пейзажи. Совсем немного картин с человеческими фигурами. Какую-то селекцию провела.

Галарина: У меня ощущение что вы цветовую селекцию провели на использование неоновых контрастов.

Л.К.: Но это само собой получается. Из-за того, что мне нравится больше писать в тёмное время суток. Или какой-то переходный момент – утро или вечер. И таким образом гамма сама выстраивается.

Г.: Дивные утки купаются в закате.

Мы продвигаемся по залу, у некоторых картин останавливаемся и обсуждаем их подробнее.

Л.К.: Работа «Наедине» изначально задумывалась из нескольких секций – закат, ночь и утро. Я её делала для выставки современного искусства «Капсула», что летом у нас проходила. И там была тема «уикенд» как выходные, каникулы. Потому у меня такие выходные на природе, захотела показать.

Г.: У вас они сгруппированы циклом и тоже – глубокая ночь, поздний вечер и ранний вечер.

Л.К.: На этой выставке это мой осознанный шаг – я работы собирала в блоки и к ним дописывала: к ним под размер прямо заказывала отдельные форматы. Их даже не называю, не считаю за полноценные работы. Именую вставки, они мне нужны для композиции. Для дополнения работы основной. Потому что большая часть работ у меня уже висела на выставках. И мне бы хотелось, чтобы те зрители, которые уже их видели, смогли по-новому взглянуть на эти картины. И вот с помощью такой экспозиции показалось это возможным. И поскольку я часто помогаю на развесках других выставок, сборных выставок, мне момент экспозиции очень важен. Мне хотелось развесить не просто строго в ряд. А какое-то особое место им придать. Уделить внимание. Через экспозицию.

Г.: Вот тут осень поздняя, тут зима.

Л.К.: Да. Да, так и есть – времена года. Я группировала их чисто по пятнам. Ну и по цвету тоже.

Г.: А может время, может и мотивы – вот купола церковные, а здесь вышка – что-то устремлённое вверх.

Л.К.: Так получилось, что вся эта стена – это уфимские работы, уфимские пейзажи. Поскольку я живу в центре, то большинство пейзажей о центре. Мотив башни Уралсиба в трех работах присутствует. Мне кажется, для пейзажей – весь город в каких-то моментах для каждого человека. И можно такой коллаж набрать, как будто это окна-порталы.

Г.: Вы видите неоновые цвета. Граница между цветом и цветом в свечении. Мне очень нравится граница, проходящая по руке как браслет.

Смотрим на триптих с фигурой художницы в центре.

Л.К.: Вот эту работу я писала, как современный образ художника. Традиционно образ художника представляют всегда с палитрой, с кистями, в берете… Мне хотелось показать, что художник больше и глубже, объёмнее – нет ни красок, ни кисточек – но понятно, что это художник. Хотелось показать не только процесс рисования. Подготовка холста, грунтовка желатином, у меня прямо вот тут нужно пройти весь процесс. Центральная часть это когда только собираешься работать. Художник уже знает, что на этом холсте будет. Уже придумал, уже видит целиком как есть. Осталось зрителю показать, какой картина будет. Ну и последний этап – развеска. Работа не может считаться состоявшейся, если она нигде не висела, не была показана.

Глядя на полотно, где бежит стая собак, окружая хрупкую фигурку, художница произносит:

– Это одна из первых моих работ 2017 года, кажется. Конечно, сейчас я уже вижу столько ошибок, но она мне всё еще дорога. Возможно, позже я еще этот мотив переработаю уже в более современной своей манере.

Дошли до стены, где аж две работы с фигурами людей.

Л.К.: Левая работа (дворники скидывают снег с крыши) висела в Малой Третьяковке, на выставке «Время вперед», посвящённой людям труда. А вот правую (работники зеленхоза обкорнали дерево) написала позже, она тоже туда после этой выставки поедет. Мне тема заданная была не очень близка. Но я решила, что в такой манере она может быть отвлеченной. Да и часто такое можно было наблюдать, и сюжет родился. А вот эта работа «Весенние голоса» – это улица Мустая Карима. И мы стоим как бы спиной к памятнику поэту. У него есть произведение «Весенние голоса». Мне показалось это удачным мосточком.

Мы еще прошлись по этюдам Лидии с пленэров, которые висят в отсеке на самом входе. Попытались поговорить про китайскую тему, отражением которой стала картина с лотосами. Лидия ездила в Китай. Улыбнувшись, сказала – там всё другое! Ответила на вопрос: как пришла к живописи?

Л.К.: Училась в училище искусств у Джалиля Ахметовича Сулейманова. Потом в институте искусств у Амира Минивалеевича Мазитова. Общая творческая атмосфера… Ну и в художке училась два года. И мама у меня художник декоративно-прикладного искусства – Стелла Юльевна Маркова. Наверное, как-то она привила любовь. У меня и дед рисовал, хотя это его хобби было, не работа. Поскольку мама занималась тканью, пэчворком, она сшивала всё. Я почти всё детство провела, перебирая ткань, подбирая лоскутки. И как-то это вылилось у меня в желание самой писать. Небо можно рисовать любым, в нем всегда будет правда.

Вот так однажды я прошла в портал, попала в уфимское современное небо с волшебным проводником-художником и поделилась моментами нашей удивительной беседы.

Эта выставка закончится здесь в субботу, 16 ноября 2024, и Лидия будет ждать зрителей до самого закрытия. Но будет следующая, где и когда не знаю, но музыка неба и ритм неоновых всплесков меня обязательно позовут опять увидеть картины Лидии Кирилловой.

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: