Все новости
ВЕРНИСАЖ
22 Мая , 08:00

Дорога к Храму…

В сочетании этих двух простых слов так много смыслов: так же много, как и путей, ведущих к вере. У каждого этот путь свой. Для кого-то он прям, короток и несомненен, а для иных это расстояние, переплетенное опытом атеистического воспитания двух-трёх поколений, длиною в годы, десятилетия, а порою в целую жизнь.

В храмы, церкви мы идём в дни радости – там совершаются обряды крещения и венчания. Там каждый год звучит наполненный светлой радостью диалог священника и прихожан: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», там мы ставим свечи в знак благодарности за произошедшие добрые события. Но куда чаще мы приходим в храм с болью, в сложные времена, когда нуждаемся в поддержке, когда вера становится единственной опорой в жизни.

В зоне СВО сегодня находятся несколько сотен священников, которые окормляют военнослужащих: крестят, исповедуют, причащают. Об этом в социальных сетях рассказал протоиерей из Уфы Виктор Иванов, который сейчас находится в зоне специальной военной операции.

По его словам, в зоне боевых действий в последнее время причащаются, исповедуются, если не сто, то практически 90 процентов участников СВО, ведь бойцы рискуют самым дорогим, что есть у человека, – своей жизнью. Это заставляет людей задуматься о вере. Были случаи, когда некоторые добровольцы из Казахстана изъявляли желание креститься. Протоиерей Виктор Иванов не скрывает, что в рядах наших защитников имеется большой спрос на священнослужителей, а во многих воинских частях и даже в окопах есть храмы. А есть и такие подразделения, батальоны, штурмовые группы, которые без благословения и причастия просто не отправятся в бой.

– Точное количество воинских храмов назвать нельзя. Есть храмы, которые открывают штатные священники или просто командиры. На это даже благословения не берут, просто в окопах делают, завозят по своим каналам церковную утварь. Пошли, помолились! В окопах не пересчитать – их очень много. Также практически на каждом полигоне стараются свою часовенку сделать. Потребность в священниках большая, бойцы зовут, приглашают... Постоянно просят что-то освятить, причастить, поисповедать, – отмечает священнослужитель.

Свою роль в зоне специальной военной операции выполняет и мусульманское духовенство.

На протяжении веков тема духовного поиска привлекала и художников, а библейские сюжеты, страницы из жизнеописаний христианских святых, архитектура храмов вдохновляли на создание шедевров.

Именно это и побудило творческого лидера группы художников «Башкирский мёд» Александра Ванзина (Аластер Маквизард) открыть в Объединении молодежных клубов «Вертикаль» на ул. Ленина, 72, очередную выставку «Дорога к Храму».

На выставке представлено более 30 произведений, выполненных в различных техниках. В целом они показывают не только красоту, архитектурное и эстетическое великолепие православных святынь, но и ту удивительную гармонию, с которой они вписаны в окружающий пейзаж, образуя единое целое с природой, формируя неповторимый образ России. В экспозиции представлены не только храмы, но и портреты верующих, иконы, библейские сюжеты. Заочно можно было бы приобщить к участию в выставке замечательную картину «Боевое братство» Александра Скорнякова (холст, масло), где плечом к плечу изображены православный священник и мусульманский имам. Она только что появилась на страничке товарищества в интернете.

Кстати, данная выставка для товарищества художников «Башкирский мёд» стала важным этапом – это трёхсотая в жизни коллектива. И каждая увлекательная, интересная и неповторимая. Потому что картины представлены разными художниками, здесь можно наблюдать множество стилей и техник исполнения, и разнообразие подходов к темам, в общем, много всего интересного. Поэтому не посетить эту выставку было бы просто грешно. Устроением выставочной деятельности указанного товарищества, как я уже отметил, занят художник А. П. Ванзин /Аластер Маквизард / и его коллега Юлия Куклина. Они и организаторы, и творческие вдохновители товарищества художников, а потому и все расспросы к организаторам.

– Александр Петрович, расскажите нашим читателям о своем опыте устроения выставок, о новой выставке, почему название «Дорога к Храму» и что побудило обратиться к данной теме?

– Внешне моя устремлённость к выставкам картин выглядит как хобби, потому как выставки бесплатные. Многих это удивляет, и иные задаются вопросами – для чего это мне нужно? Да не нужно, просто я альтруист и мне нравится этим заниматься. Хотя выгода в этом очевидная, среди творческого калейдоскопа художников перенимаю их взгляды, их приёмы в живописи, позиции, убеждения, взоры, мнения, принципы, если хотите, и многое другое. Название сложилось само собой, специально не придумывали.

За долгие годы собралось много картин с изображением мечетей, церквей, моя коллега Юлия Куклина привезла на выставку множество этюдов и картин, где изображены великолепные храмы, она участвовала в большом художественном проекте «Русская Атлантида», где коллектив самых различных художников из городов России запечатлел архитектуру храмов на своих полотнах. Буквально на днях группа уфимских художников, более пятидесяти человек, ездила на этюды в Карагай, писали там разрушенную временем церковь, которую предполагают восстанавливать.

– Александр Петрович, в ваших работах присутствуют сложные философские темы. Например, картина «Зосима» по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы», где автор обращается к вечным вопросам человечества, о смысле бытия, вере в божественное начало зарождения жизни, и если вы устремлены в своём творчестве к этому, значит вам это необходимо. Вообще, вы верующий человек?

– Безусловно, каждый из нас задумывался об этом, даже если он в Бога и не верит, у каждого есть своя дорога к Храму, у кого-то уже сложилась, кому-то, вероятно, стоит её найти, пройдя свой путь. В семье, в которой меня воспитывали, предпочтение отдавалось атеистическим взглядам в отношении различных религий, во всём было первенство научного подхода. Однако, это не было воинствующим атеизмом. И всё же теперь, я еще далёк от понимания о том, что значит верить в божественное начало религиозности, святости и прочее. Мне сложно понять истоки вероучений, я не знаю о них подробно. Меня невозможно назвать воцерковленным человеком или верующим, и тем боле неверующим, хотя в карикатурного доброго дедушку с нимбом на голове в белых одеяниях, с бородой, сидящего в кучерявых облаках, парящих в небе, не верю, но и отрицать сотворение мира неким высшим разумом мне сложно. Человечество ещё в колыбели развития, мы мало что знаем об окружающем мире, а если мы чего-то не понимаем, не ощущаем, это не значит, что этого не должно быть. Например, радиация не имеет ни цвета, ни запаха, ни физической формы, однако это явление существует.

Верю ли в Бога? Я верю в справедливость и вот отсюда самое сложное в моём мироощущении, мироустроении и, очевидно, это чувство присутствует у каждого человека. Каждому человеку просто необходимо во что-то верить, так мы устроены, это определённый закономерный этап в развитии человеческой души. Вы упомянули картину «Зосима» – это один из персонажей романа Фёдора Достоевского. Зосима – наставник, духовник Алёши Карамазова. Когда-то давно в моём детстве мама приносила мне книги из библиотеки, среди изданий для детей намеренно оказалась и толстая книга «Братья Карамазовы» указанного автора. Помнится разговор моих родителей по этому поводу. Отец задал вопрос, стоит ли ребёнка в шестилетнем возрасте, едва научившегося читать, нагружать невероятно сложными вопросами. Что сможет понять малыш в том, что является извечными вопросами? На что мама ответила: главное, что он задастся вопросами, а что не поймёт – постараемся вместе искать ответы. Мне, естественно, интереснее было читать Виталия Бианки «Лесная газета», рассказы о природе, стихи Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», стихи Агнии Барто, рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Незнайка» и совсем сложно было понять, о чём толстая книга Ф.М. Достоевского, хотя и теперь сложно, для многих читателей это детектив, а не вопросы о нравственности, о сложности бытия, в которых поиски дорог к вере, к осознанию смысла жизни. И теперь, как и ранее, нахожусь в поиске ответа на этот вопрос, и такие сложные персонажи присутствуют в моих картинах, ибо это поиск об общественном идеале, судьбе человека, представлении о мире.

– Александр Петрович, несколько слов об участниках выставки…

– В выставке участвуют художники из нашего товарищества художников «Башкирский мёд» – Юлия Куклина, Галина Суходеева, Гульнара Фахрутдинова, Алевтина Мулюкова и другие. Многие из них известны не только у нас в Башкирии, но и далеко за ее пределами. Рассказать о всех подробно – это несколько репортажей, поэтому пусть читатели вашего замечательного издания «Истоки» приходят на выставку и непосредственно познакомятся с участниками и их произведениями.

– Спасибо за беседу. Дальнейших вам творческих поисков, смелых замыслов, терпения и удачи, нескончаемого потока вдохновения для дальнейшей успешной деятельности и воплощения в реальность всех потрясающих идей!

Фото: Александр Ванзин, Василий Коровкин

Автор:Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас: