Все новости
ВЕРНИСАЖ
31 Января , 13:00

Быть художником – тяжкая ноша!

И вот мы опять в гостях у художника Аластера Маквизарда (кстати, Маквизард псевдоним, в переводе буквально «сын художника», гражданская фамилия Ванзин Александр), только теперь не в мастерской художника, а на выставке его картин «Искусство портрета», которая проходит сегодня в объединении молодежных клубов «Алые паруса».

Из знакомых мне по посещению мастерской художника узнаются «Зосима» – старец-наставник Алёши по роману «Братья Карамазовы» великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, «Пасечник», «Девочка с апельсином». А вот скандальная картина художника «Век воли не видать», «На пожизненном», «Полярная сова» (самая суровая исправительная колония России), ни на одной ещё выставке не указывалось устроителями истинное название полотна. Все просят написать или шахтер, или рабочий.

Справка: А.П. Ванзин – член Творческого Союза художников России, Международной Федерации художников ЮНЕСКО, Творческого Союза художников Республики Башкортостан. Член Международного Художественного фонда, Союза московских художников, Профессионального Союза художников, имеет награды от общественных фондов. Картины живописца частично раскуплены любителями живописи, некоторые в музейных коллекциях, небольшая часть увезена коллекционерами картин из России за границу.

— Александр, сегодня мы находимся на выставке написанных вами портретов, но совсем недавно здесь экспонировались картины вашего отца. Расскажите о своем отце — художнике.

— Отец мечтал писать картины, рисовать начал в юные годы, однако обучиться художеству не удалось, Великая Отечественная война поломала судьбы, надежды и устремления многих людей. Отца на фронте сильно контузило, пострадало зрение, и о том, что бы обучаться в художественных вузах, конечно, не было и речи. Но он всё равно, как мог, рисовал и достиг многого, и даже уже в преклонном возрасте был назначен главным художником крупных производственных художественных мастерских. Обо всех перипетиях его творчества можно было узнать, придя на выставку, здесь был анонс, где подробно рассказано о моём отце, его пути в живописи. Было представлено семь картин. Это, к великому сожалению, всё, что мне удалось сохранить из того большого художественного наследия, которое отец создавал для людей. Необходимо особо отметить, что на его полотнах никогда не было горя, только лучилось счастье, он никогда не изображал военные баталии. Картины все пронизаны добром! Он любил повторять: «Пусть всегда будет лазурное мирное небо и больше никогда, люди не познают ужасов войны. Берегите Родину, помните солдат, павших за мир».

И что важно, ему удалось привить своим детям и ученикам любовь к искусству, все они посвятили себя творчеству, многие из них известные художники, режиссеры кино, представители творческих профессий. На той выставке я, как и сегодня, выставил портрет отца… как-то я пришел к нему в мастерскую, он повернулся, таким я и запомнил его и запечатлел на холсте.

– Расскажите о той выставочной деятельности, которую вы продолжаете планомерно и настойчиво продвигать к своей мечте организовать народную картинную галерею, в которой совершенно бесплатно смогут показывать свои работы творческие люди.

– Конечно, специализированных площадок и залов для демонстрации картин в Уфе много, но все равно недостаточно, художников в городе очень много. Так, в нашем объединении художников «Башкирский мёд» коллектив, который сложился восемь лет назад, уже составляет не один десяток художников, всем им необходимо показывать свои работы обществу. Количество выставочных залов необходимо увеличивать и если будет больше инициатив по созданию картинных галерей, это будет только приветствоваться.

За последние месяцы мы организовали в объединении молодежных клубов «Алые паруса» выставки картин художников Юлии Куклиной, Натальи Рахимовой, Алевтины Мулюковой, Анны Царёвой, Алины Михайловой, Виктории Манро (Сафиуллиной), картины моего отца Петра Васильевича Ванзина. Отдельно отмечу, что проводя выставки, мы учимся устраивать их результативно. А именно, специально стали приглашать на просмотры известных художников, галеристов, коллекционеров, искусствоведов.

– Александр, сегодня мы видим на выставке преимущественно ваши работы, хотелось бы услышать ваше мнение о портретном жанре?

– Начну с того, что портрет – это всегда высший уровень мастерства. А какому художнику не хочется дотянуться до этой планки? Портретист – это художник, который не просто передает черты лица человека. С помощью портрета он показывает нечто большее и более глубокое. То, что сразу может быть не замечено. Через портрет художник рассказывает о человеке, показывает его лучшие черты – искренность, интеллигентность, опрятность, раскрепощенность, раскрывает личность, а она может быть спокойной, активной, взрывной, нейтральной и прочее, мы видим его характер, а на удачном портрете можем даже прочитать его мысли.

Умение точно передать форму головы, пропорции лица, взгляд – все это является высоким уровнем мастерства. И настоящим экзаменом для художника, преодолев который, вы почувствуете, что выросли на голову. И вообще о любом персонаже, историческом или современнике, читателю важно составить мнение не вымышленного, воображенного им человека, а по выполненному в реалистичной манере исполнения.

– У вас на картинах много исторических персонажей. Вот, например, портрет Пугачева.

– Это скорее не портрет, а один из этюдов к исторической картине о крестьянской войне 1773–1775 гг. Справа мы видим выход войск Пугачева из Осиной крепости, которую он взял с большим трудом. Командовать Осой Пугачёв оставил местного крестьянина Ивана Тарасова, а сам ушел вниз по Каме на Казань, и взял ее в 1774 году. Но за Камой для башкир начиналась чужая земля – не Башкирия, и туда они идти не захотели. Пугачёв принял это. Здесь, крепко обнявшись, Емельян Пугачёв простился с Салаватом Юлаевым. Снова свидятся они уже только за чертой смерти.

Картина написана довольно давно, участвовала в ряде выставок, на одной из них в Москве у нее даже появился покупатель – частный коллекционер из Австрии. Даже сошлись в цене – одна тысяча евро. Но, после консультации со своими экспертами, австриец отказался ее купить. Им показалось, что Пугачев здесь выглядит очень старо, а на момент казни ему было 33 года (1742 г. – 10 января 1775 г.). Историки не учли, что Емельян был донским казаком, всю жизнь провел на солнце, морозе и ветрах, на отрытом воздухе, участвовал в военной кампании против Пруссии, побывал на сражениях Семилетней и Русско-турецкой войн, плюс его крестьянская война.

– Я вижу здесь и ваш портрет в одеянии живописца и рисовальщика «Золотого века».

– Да, это работа моего коллеги, члена нашего объединения Юлии Куклиной. Узнав о моем неравнодушии к творчеству великого живописца Рембрандта, она написала такой вот дружеский шарж. Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Кстати, это цифровая копия, оригинал картины уехал на выставку в Москву.

– А вот до боли знакомый с советских времен портрет Ленина.

– Тоже своя история. Это моя реставрационная работа. Картину, точнее, что от нее осталось, нашел на дворовой свалке у бойлерной. Сколько она пролежала под дождями и ветрами, неизвестно, остались еле видны половина лица и ухо. Жалко стало. Вообще это академическая живопись из художественного фонда Башкирии. Полтора года восстанавливал и, собственно, не жалею об этом.

– Верно, что написать портрет по заказу – это реальный источник дохода для любого художника?

– По моему глубокому убеждению, деньги за портреты брать не стоит. Я считаю, что там, где начинаются денежные отношения – искусство исчезает. Портрет, нарисованный за деньги, жалкий слепок и произведением никогда не будет. Все великолепные портреты, нарисованные известными художниками – это всплески вдохновения, деньги в любой истории замечательного портрета всегда играли второстепенную роль, были не главным для мастеров. Или рисуйте за денежки и становитесь ремесленником, или работайте творчески, не думая о деньгах. Самые удачные портреты, когда художник не стеснён обстоятельствами. Когда над ним не висит обязательство выполнить портрет в срок, когда сам заказчик не ходит по пятам и не зудит ему под руку, вот, мол, нос картошкой, у него не такой или уши у него аккуратные, а не лопухи и рисует их художник неправильно. Лучше всего оговорить с владельцем будущего портрета льготные условия при исполнении заказа. Например – денег не возьму! Когда нарисую тогда и расчёт по результатам. Понравится, значит, оставите вознаграждение за труд мастера, если нет, то портрет останется в запаснике художника. Брать задаток за работу тоже риск великий. Не знаю, как у других коллег, у меня всегда соблазн потратить деньги в один час, а потом не хочется выполнять работу, нет настроения.

– И что, по-вашему, художник должен быть бедным?

– За всех ответить не могу. У меня, например, вообще нет ни настроения, ни желания заработать большие деньги. Я больше мечтатель. Так бы вот сидел и мечтал, и мечтал и когда намечтался, принялся рисовать и рисовал бы, рисовал то, что нравится, а не надоевшие заказанные работы. Иногда портрет «мучаешь – мучаешь», а он всё равно не поддаётся, нет в портрете живости, что очень важно. Необходимо добиться прямого сходства с человеком, которого рисуешь. Не похожести, за что так строго допекают любого портретиста заказчики, а сходства характера. Именно поэтому считаю, что написать хороший портрет по фотографии невозможно. Важно живое общение, именно оно позволит передать характер и внутренний мир человека в портрете. Если человек требует от художника похожести, то лучше ему идти к фотографу, нежели к художнику. Именно потому я стараюсь не писать портреты с фотографии, мне важен живой контакт с моделью, пусть даже на 15-20 минут.

Поэтому пришедшему заказывать портрет, я объясняю про свои требования и возможности, а не он мне диктует свои условия. Говорю, что нарисую, а когда нарисую – через год, через два, хоть на следующий день, деньги не возьму ни в задатке, ни в расчёте. Только небольшой благотворительный взнос на краски и потраченное мною моё драгоценное время. Согласитесь, за каждый промежуток времени, потраченный на рутинное скучное сотворение портрета, могла бы родиться великолепная картина. Если портрет получился удачным, портретируемый оставит пожертвование исходя из своего бюджета. Если он остаётся несогласным, портрет остаётся в коллекции, в галерее невостребованных портретов художника, а маленький первоначальный взнос на краски растворяется бесследно, ни мне, ни противоположной стороне он не достаётся.

– И что, такое в вашей жизни случалось?

– Да, было пару раз. И не по моей вине. Однажды немолодая уже женщина целый год меня терзала сомнениями в похожести, портрет-то выполнен был мною за пару недель. – Друг мой любезный, а не могли бы Вы меня сделать чуточку красивее, согласитесь, ведь нет у меня этой морщинки на щёчке. Исправил. – Уважаемый, а не могли бы Вы поправить цвет лица порозовее, поярче сделать, что ли, подчеркнуть тем самым мою моложавость. И так в течение года приезжала каждую субботу как по расписанию. Портрет уже походил на писаную красавицу из сказки. А в конце концов заявила. – Дак это совсем не я. Никудышный ты художник, рисовать не умеешь, а берешься! Потом уже я пририсовал получившейся сказочной принцессе кокошник и продал, не помню, на какой-то там ярмарке как Царевну неземной красоты. Мужчина, с виду солидный, купил. Так рад был, так рад: «Совсем как моя красавица Алёнушка и как ты, чертяка, угадал, вот ведь совпадение! Не видал ни разу, а точную копию вылепил».

Второй случай с невостребованностью портрета уже в Уфе произошел. Тогда я приехал из Москвы в город детства, а местная художественная тусовка в штыки приняла. Намекали, езжай в свою Москву обратно, не все, конечно, так угрюмо относятся к успешности других коллег, но всё-таки пещерные взгляды ещё живучи. Но местное отделение Творческого Союза художников России решением правления выделили мне большие мастерские для творчества. И вот стали ходоки наведываться в мастерскую, кому пейзаж, кому портрет, кому даму нарисовать, копию «Данаи» или «Махи». А мне пришлось отказываться. Не рисую, говорю, за деньги и бесплатно не рисую. Всю жизнь за деньгами бегал, кем только не был, и предпринимателем, и науку двигал, и в колхозе, и фермером становился, и на северах деньгу заколачивал, три трудовые книжки все от корки до корки исписаны, а деньги от меня убегали.

Всё, баста, время пришло творчеством заняться. Рисую только свои Миры. Однако краски нужны, аренду платить нужно, ну и пришлось-таки уступить, и пейзажи рисовать, и портреты. Пришёл в один день один заказчик и говорит: «Нарисуй мне одну замечательную женщину, жениться хочу, и портрет ей в подарок заказать пришёл». Предоплату небольшую вручил и фотокарточку своей избранницы дал, «нарисуй по фото», значит, и так намёками, намёками объясняет: «Ты уж постарайся, а то ведь я в таких верхах летаю, если что не так нарисуешь или не успеешь в срок, смотри, не обессудь». Нарисовал портрет в срок, высокопоставленное лицо довольно, только вот платить не хочет. Добивался, добивался с ним встречи, да так и остался портрет невостребованным. – «Передумал я жениться, мне и баба не нужна и портрет не нужен», – таков был окончательный вердикт заказчика.

А вообще считаю, что быть художником – это тяжкая ноша, в ряде случаев даже беда для него и окружающих его близких людей. Это трагедия длиною на всю жизнь. Художник – творец, это загадка, непонимание его окружающими людьми, в их глазах он чудак или сумасшедший, это нищета и лишения, за что от него отвернутся все близкие, как бы они его не любили, не каждый рядом с ним идущий сможет терпеть муки его творчества. Художник – это мучительный поиск того, чего невозможно понять или к чему прикоснуться. Как только в жизнь художника вплетаются деньги, он перестаёт им быть, перестаёт искать вечно ускользающую музу и ищет только выгоду, становится ремесленником. Он обыденно рисует картинки, как пекарь выпекает булки, как сапожник услужливо шьет, подгоняет сапоги на ноги заказчикам, что бы подошли. Вот такая мораль, – завершает свой рассказ художник.

– Спасибо за беседу, Александр, пусть ваши творческие порывы всегда будут мастерски исполнены, и с любовью и благодарностью признаны вашими зрителями и поклонниками!

 

Авторы:Беседу вел Василий АРТЕМЬЕВФото: Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас: