Все новости
ВЕРНИСАЖ
12 Декабря 2023, 12:30

На одном дыхании

Лейсан Зуфаровна Рахматуллина
Лейсан Зуфаровна Рахматуллина

Выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова представляет творчество известного акварелиста, члена Союза художников России, заслуженного художника Республики Башкортостан, лауреата Государственной республиканской молодёжной премии им. Шайхзады Бабича, участника республиканских, зональных, региональных, всероссийских, в том числе специальных и зарубежных выставок Лейсан Зуфаровны Рахматуллиной.

На выставке под названием «На одном дыхании» зрители познакомятся с акварельным миром художника, выраженным через красоту природного мотива, ностальгическими воспоминаниями о детстве, своими незабываемыми путешествиями. Благодаря профессиональному мастерству — работе акварелью в классической технике "allа prima", богатой колористической палитре, в своих тематических листах автор достигает эмоциональной выразительности образа, передачи разнообразного настроения: от лирико-эпического и романтического до философско-драматического.

В каждой работе Лейсан Рахматуллиной присутствует волшебная тайна, нераскрытая загадка, отгадать которую художник предоставляет возможность самому зрителю.

Экспозиция выставки представляет более 70 произведений живописи и графики, в том числе 18 работ из собрания нестеровского музея.

Детство Лейсан прошло в деревне Аккузево Илишевского района, в окружении прекрасной башкирской природы, добрых и отзывчивых людей, поддержавших незаурядный талант своей землячки. Девочка с ранних лет впитывала необыкновенную красоту бескрайних просторов полей и лугов, густых лесов, чистого бездонного неба, патриархального быта. Нередко, взяв в руки грубую щетинистую кисточку и сухие кубики акварели, она составляла на тетрадных листах бумаги свои первые композиции, натурщиками которых были её односельчане, а помощником сам отец, который, по воспоминаниям Лейсан, после трудовой недели, по её просьбе рисовал лошадей, деревья и коров.

Первые практические навыки в области рисования Лейсан получила в Республиканской школе-интернате имени Касима Девлеткильдеева, куда определили её родственники после окончания начальной школы. Приезжая на каникулы в свою деревню, Лейсан упорно работала на пленэре, рисуя всё, что её окружало: природу, людей, деревенский интерьер, животных, птиц.

Затем, с 1981 по 1986 годы — учёба на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института, куда она поступила вне конкурса и где её первыми педагогами стали Николай Калинушкин, Талгат Масалимов и Александр Масленников. Большую поддержку своими советами во время защиты дипломной работы оказал замечательный акварелист Зуфар Гаянов. Немаловажную роль в философском мировоззрении Лейсан сыграли также акварелисты Василий Лесин и Иван Фартуков.

По окончании института, отказавшись от практики в Учалинском районе, Лейсан в течение года работает в школе преподавателем черчения и рисования, а во Дворце пионеров преподаёт лоскутную технику и макраме. В свободное время она продолжала заниматься своей любимой акварелью.

Первый выставочный модуль представляет акварели 1990–начало 2000-х годов. В этот ранний период художник уже получила практические навыки в Доме творчества им. Д. Н. Кардовского (Переславль-Залесский, 1989, 1994) и в Доме творчества «Байкал» (Листвянка Иркутской области, 1990), работая во всесоюзных и всероссийских творческих группах графиков, живописцев и скульпторов. Эта работа дала возможность почувствовать молодому художнику свободу в выборе темы, сюжета и цветовой гаммы (диптих «Оборотная сторона жизни», серии «Движение», «Смятение чувств», «По Ольхону», триптих «Флюиды»). В них покоряет ёмкость композиции философского замысла, с сочным, открытым бирюзово-синим, охристо-жёлтым, розово-лиловым колоритом.

Следующий раздел выставки носит ностальгический характер. Здесь детские воспоминания, вылившиеся в триптих «Берега моего детства», портрет «Памяти матери» и натюрморт «Аккузевские чаши», в том числе серия сельских пейзажей «Записки художника» и листы «Акварели и метаморфозы», посвящённые памяти поэта Александра Касымова. Они не многоцветны, но глубоки по содержанию и композиционному решению.

Словно на одном дыхании написаны пейзажные листы «Солнца озарение», «Осеннее очарование», «Солнца гнёздышко», «Весна на Рабкоров». В каждом из них, вырвавшийся из-за туч ярко-жёлтый солнечный луч, осветив воздушное пространство, скалистое ущелье и парковую тропу, радует своим теплом.

Неоднократные поездки художника на Байкал и в посёлок Аршан Тункинского района Республики Бурятия, а также в старинный русский город Переславль-Залесский и один из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом — остров Кижи на Онежском озере, вылились в ряд произведений, представленных на выставке. Это не только изображение старинной деревянной архитектуры из серии «Кижские жемчужины», зимней природы и жанровых сцен из серии «По Ольхону» и «Русский север», но и портреты простых северных людей или замечательного иркутского художника-экспрессиониста, рано ушедшего из жизни — Бориса Десяткина (1948–1996). Очевидно, Лейсан привлекло буйство красок этого живописца, что характерно и для её северных акварелей.

В 2021 году, под Рождество, побывав в Сванетии – одном из самых самобытных и живописных уголков Грузии, вдохновившись её сказочной природой, художник представляет этот удивительный край в своих акварельных этюдах. В них, благодаря излюбленной акварельной технике – работе по-сырому, склоны гор, переливаясь яркими золотистыми гранями на фоне заснеженных крон, создают волшебное очарование.

Различные ассоциации вызывают у зрителей листы из серии «Времена года» («Осень», «Дорога в Петряево», «Весны раздолье», «Подсолнуховый вечер»). В них есть что-то космическое, притягивающее, и в то же время приземлённое, заставляющее пристально всматриваться в каждую выразительную деталь.

Философские размышления о жизни лежат в основе диптиха «Зрелости причал».

И вновь ностальгические нотки звучат в акварельной серии «Зауралье», связанные с воспоминаниями о старинной деревне Темляки Курганской области, с её уютными домиками, с распахнутыми настежь окнами, высокими резными воротами, деревянными качелями и буйным цветением ярких подсолнухов – «гордой царицей полей». Живописно переданы акварелью широкая земляная дорога, струящийся свет сквозь ворота и клубящиеся в небе облака.

Сибирский город Тобольск, богатый своими достопримечательностями, запечатлён акварелисткой в листах «Александровская часовня. Тобольск», «Сказ о Крестовоздвиженской церкви», «Перед дождём. Вид на Кремль». В них, как всегда, авторская акварель завораживает зрителя своим тонким лиризмом, свежестью и прозрачностью, цветовыми нюансами, мастерской передачей архитектурных строений, историзмом и жизненной энергией.

В каждом предмете художник видит своеобразную красоту, своё предназначенье. Об этом говорят её натюрморты, где богатый осенний урожай, возведён автором на высокий пьедестал – это сочная хурма, яркая пирамида золотисто-оранжевых тыкв, алые грозди калины («Хурмы букет», «Трепет восторга», «Калины день»).

Изумительны в своей колористической гамме цветочные натюрморты в пейзажных композициях «Нотки уходящего лета», «Лето в пионах», «В сумерках», «На закате», «Осени звон».

Выставка продлится по 17 декабря.

 

Фото автора и Марата Сарманаева

 

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: