Все новости
ВЕРНИСАЖ
9 Ноября 2023, 16:30

Почувствовать сердцем красоту

В эти осенние дни в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова проходит персональная выставка живописи и графики педагога, заслуженного художника Республики Башкортостан, члена Союза художников России Анвара Шакировича Кашаева.

Экспозиция представляет 48 произведений, в том числе 17 работ из собрания нестеровского музея.

Анвар Шакирович уроженец села Акбулатово Фёдоровского района Башкирии (родился 22 марта 1949 г.). Детство его прошло в окружении величественной природы: высоких холмов, с вереницей старых и молодых берёз, вековыми дубами, просторными полями цветов и трав, чистых родников. Учителя начальных классов отмечали незаурядные способности мальчика в области рисования, а по воспоминаниям художника, ему очень нравилось срисовывать картинки с альбомов, книг и журналов.

С юных лет переехав к родственникам в Таджикистан, Анвар трудится каменщиком и бетонщиком в Чимкенте, Ташкенте и Душанбе, в 1967 году участвует в восстановлении Ташкента после страшного землетрясения. Здесь же поступает в строительный техникум. Но тяга к рисованию привела юношу в Душанбинское художественное училище, а по приезду в Уфу на художественное отделение Уфимского училища искусств.

Более 30 лет Анвар Шакирович посвятил себя преподавательской деятельности в Детской художественной школе № 2 г. Уфы. Вместе с тем, на протяжении более 40 лет он являлся экспонентом республиканских, зональных, региональных, всероссийских и зарубежной выставок, а также выставочных проектов, проходивших с 1984 по 2001 год в крупнейших городах России (Уфа, Казань, Москва, Санкт-Петербург), а также художественных форумов «АРТ УФА — 2015» и «АРТ УФА — 2017» на ВДНХ-ЭКСПО.

Создавая свои живописные полотна, художник ностальгирует по родным местам. И эта щемящая грусть выражена через пейзажный мотив со строгой композицией, с чёткой прорисовкой деревьев переднего плана, витиеватых холмов и маленькой деревушкой в низине, состоящей из нескольких домов, со сдержанной фиолетово-охристой цветовой гаммой («Весенние сумерки», «Грустные дни»).

В небольшом живописном этюде «Акбулатовский мотив» удачно схвачено настроение, передающее утреннее пробуждение природы от ночного сна, вдали чуть брезжит рассвет, тени от деревьев растворяются на земле, уступая место нежной зелени травы.

Живописные полотна «Возвращение» и «Вернувшиеся с победой» при помощи выразительных средств и собственных ощущений автора передают зрителю атмосферу долгожданной Победы. В центре одной из этих композиций вписан образ знаменитой «Владимирской Богоматери» – духовной защитницы воинов, павших в боях за своё отечество. Мятежный дух художника в растрёпанном ветром пальто представлен на фоне тех же родных берёз на пригорке. Его отрешённому взгляду вторит спокойный, серебристо-серый пейзаж.

Скупа и немногословна композиция картины «Чаша». Мелкие, прерывистые мазки, объединённые в золотисто-сумрачный колорит, подготавливают к некоему торжественному таинству.

Один из ранних автопортретов Анвара Кашаева передаёт внимательный, изучающий взгляд художника и педагога.

С большой благодарностью художник вспоминает о годах учёбы в Уфимском училище искусств, о своём замечательном преподавателе, педагоге-подвижнике, тончайшем знатоке искусства Востока, древнего Китая и Японии Вячеславе Николаевиче Баскакове (1935 – 2013). Благодаря ему, будучи молодым студентом, Кашаев стал интересоваться восточным искусством, литературой и поэзией, классической музыкой. Об этом повествуют его работы, отличающиеся выверенной композицией, философским осмыслением сюжета, благородством живописного языка («Небожитель Иккю»).

Как и в портрете, в пейзажных вариациях художник создаёт психологический портрет природы, характер которой выражен в корявых и высохших стволах деревьев, в нервно изогнутых ветвях, безвольно опустившихся к земле, в плавно очерченных изгибах холмов. Главными героями этих картин являются небольшие поселения, старые берёзы, заснеженные дома («Две судьбы», «Март», «Зимний день», «Воспоминания о прошлом», «Дом на улице Салавата»).

«Воспоминание» – этюд, написанный на одном дыхании, в один сеанс, передающий свежее состояние вступающей в свои права весны, активно борющейся с уходящей зимой; перелётных птиц, возвращающихся к своим гнёздам.

Родина художника – это отчий дом, мать и сёстры, с которыми неразрывно было связано его детство. Мысленно возвращаясь в своё родное Акбулатово, Анвар по памяти рисует образ матери, придав композиции театральную кулисность. Символичны в картине натюрморты и пейзажные мотивы – места, где он наслаждался свежим воздухом, прозрачными родниками, любовался графическими очертаниями холмов, жизненной энергией вековых деревьев, мощью Земли («Посвящается матери», «Грустная осень», «Воспоминание о матери», «Холмы детства», «Посвящается сёстрам», «Портрет матери», «Последняя встреча», «Родина»).

В одной из картин-посвящений, «Письмо матери», звучат трогательные ноты ушедшего детства. Используя в произведении черты наивного искусства, автор просто и лаконично изображает деревенский двор, родительский дом с облупившейся штукатуркой, бездонное синее небо с декоративными облаками – такими они запомнились ему с детства. Полотна «Судьба» и «После похорон» объединила одна тема – это горечь потери родного человека. Скупость сюжета и золотисто-оранжевый, приглушённый колорит усиливает эмоциональную окраску произведений.

Драматизм и напряжение присущи полотну «25 сентября 2014 года. Посвящается сыну».

Полотно «Вечер для друзей» посвящено известным деятелям культуры советской эпохи – кинорежиссёру Андрею Тарковскому; поэту, писателю, режиссёру и актёру Василию Шукшину; поэту, прозаику, музыканту и актёру Владимиру Высоцкому. В центральной части произведения – образ русского иконописца Андрея Рублёва, автора всемирно известной иконы «Троицы», композицию которой художник повторил в своей работе. Драпировки жемчужного цвета создают своеобразный ореол или обрамление вокруг святого. Вот только не видно главных персонажей этой трапезы…

Своеобразно представлен сюжет картины-посвящения «Он был поэт». Перед зрителем открывается театральная сцена с занавесом и тёмным глубинным пространством, заполненным кружащимися осенними листьями, в центре полотна горящая свеча – дань памяти Владимиру Высоцкому.

Под впечатлением прекрасной музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, под кистью художника рождается произведение, созвучное его душе, ностальгические ноты которой возвращают автора в далёкое детство, в родное село, в тёплый домашний очаг, с раскрытым настежь окном, с причудливым пейзажем, горящей свечой («Посвящение Моцарту»).

В особой живописной манере «сфумато» решены его этюды «Баня», «Осень. Берёзы», «Начало зимы», в которых выразительность пейзажного мотива, будто растворяющегося в пространстве, достигается за счёт мягкой моделировки форм и плавности тональных переходов.

Грустные краски рыжей осени, ранней серебристой весны и растворяющихся во мгле синих сумерек звучат в композициях «Пейзаж с пшеничным полем», «Осень», «Акбулат», «Старые берёзы», «Сумерки».

В графике, как и в живописи, Анвар Шакирович, остаётся верен своим принципам, особой индивидуальной манере: философское осмысление композиции, разнообразие штриха, тональная разработка цвета. Его графические композиции также наполнены глубоким смыслом о жизни и творчестве. В них есть место поэтическим новеллам и романтическому всплеску чувств, личным размышлениям и метафоре («Раздумье», «Зацвела черёмуха», «Стихи на снегу», «Судьба поэта», «Из окна мастерской», «Душу, сбитую утратами. Посвящается поэтам»).

Выставка продлится до 19 ноября.

Автор:Ольга ПОЛЕНОК, фото автора и Валерия Широкова
Читайте нас в