Все новости
ВЕРНИСАЖ
18 Октября 2023, 16:05

«Город – царство, а деревня – рай»

Именно под такой вывеской, 10 октября, в Национальном музее Республики Башкортостан открылась новая выставка, посвященная Дню Республики Башкортостан – 11 октября. В основу названия выставки легла народная пословица, которая передает близость человеческого духа к земле и сельской жизни, даже если человек во многих поколениях живет в городе.

Для начала хотелось бы расшифровать смысл пословицы. В городе есть всё, что только можно пожелать: широкие проспекты, парки с аттракционами, огромные стадионы, супермаркеты, салоны красоты, рестораны, бары, кафе, яркая реклама и т. д.  Но, в то же время, в городе, его окрестностях есть множество заводов и фабрик, на улицах множество машин, которые загрязняют окружающую среду, поэтому город с раем никак сравнить нельзя. А царство ему вполне подходит, так как города очень красивые, особенно ночью в свете неоновых огней. А деревня... Там может и нет особых удобств, но там спокойно, тихо, вокруг чудесная природа – леса, поля и рощи, перелески, чистый воздух, реки, ягоды и грибы, свежие натуральные продукты, душа человека отдыхает. Там всё гармонирует с природой, цветут красивые сады, ярко светит солнце, мест заповедных просто тьма. И голубое небо, вот поэтому в пословице деревню называют раем.

Но в деревне некогда веселиться и отдыхать, нужно работать и в поле, и в огороде, каждый день ухаживать за скотиной и птицей. А потому выставочный проект «Город – царство, а деревня – рай» посвящен теме Земли, подлинным ценностям общества, малой Родине, сохранению традиций и уважения к труду. На выставке продемонстрированы коллекция картин изобразительного фонда музея, среди которых картины художников-корифеев башкирского изобразительного искусства: Габдуллы Мустафина, Анатолия Платонова, Рашита Нурмухаметова, Ахмата Лутфуллина, Александра Бурзянцева, Бориса Домашникова и других.

Выставку сотрудники музея выстроили по хронологическому принципу с выделением определенных вех исторических изменений в жизни и укладе сельских жителей.

 Так, первый период обуславливается историей помещичьего хозяйства на территории Уфимской губернии. Здесь раскрывается история быта крестьянства в период до реформ 1961 года.

Второй период обозначен работами Г.С. Мустафина и Р.М.Нурмухаметова, где мы видим внешнее изображение мужского труда и состояния села в целом, а работы А.И. Платонова передают образы крестьянских жилищ. Период 1920-1930 г.г. на выставке определяется через произведение А.Ф. Лутфуллина «В колхоз».

 Следующий раздел экспозиции посвящен расцвету села в составе социалистической модели хозяйствования, в плане механизации и обеспеченности сельской жизни и быта. Эту картину нам передают работы Б.Ф. Домашникова, А.Д. Бурзянцева, З.Ф. Лаврентьева.

Современную связь городского жителя с деревней демонстрирует работа В.Э. Меоса «Помощники».

Владимир Меос

Изобразительное искусство Башкортостана сегодня невозможно представить без богатого творчества Владислава Меоса, яркого последователя традиций русского реалистического искусства. Наиболее полно проявил себя Владислав Меос в жанре пейзажа. Его живописным работам присущи композиционная завершенность, тонкость передачи состояний природы, сдержанность и чувство меры. На них всегда негласно присутствует и сам автор, который как бы представляет зрителю уголок понравившейся ему природы. Художник побывал во многих уголках Башкирии, Урала, регионов России, что нашло достойное отражение в его богатом творчестве.

Борис Домашников

Произведения Б.Ф. Домашникова находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее РБ в Уфе, БГХМ им. М.В. Нестерова и других.

Борис Фёдорович Домашников родился в многодетной семье крестьянина-плотника, в 30 верстах от знаменитого Палеха. По словам художника, «никто в детстве художествам, понятно, не учил. Но тяга была». Когда семья перебралась в Уфу, уже уральские ветра не дали угаснуть и раздули эту божию искру его дарования. Жили трудно, сначала – в землянке на Цыганской поляне (совсем рядом – полноводная Белая, очень любимая художником), затем в коммуналке за Летным полем. Гораздо позже родителям, которые трудились на моторостроительном заводе, дали квартиру в центре.

Казалось, любой самый невзрачный уголок городской или деревенской окраины он мог изобразить восхитительно интересным, с присущей ему порывистой «этюдной» достоверностью. Художник очень любил писать реку Белую с окрестными видами, особенно весной.

Визитной карточкой Домашникова, конечно, были березовые рощи и перелески, трепетные, пронизанные светом, которые он писал всю жизнь.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Габдулла Мустафин

Башкирский живописец, сын рабочего конезавода Габдулла Мустафин в 1921 году потерял родителей, пережил все тяготы существования сироты. В 1932-35 гг. учился в Уфимском училище искусств, с ученической скамьи участвует в выставках в Уфе. В 1935 году был направлен работать экскурсоводом-стажёром в Уфимском художественном музее. В 1936 году, на короткое время, был его директором. Но стремление к профессии художника победило – стал членом правления товарищества «Башхудожник» и входил в художественный совет.

Во время Великой Отечественной войны был призван на фронт. В конце 1944 года был уволен в запас по болезни, в звании лейтенанта. После войны участвовал в налаживании послевоенной работы в Башкирском отделении «Всекохудожника».

Работал в жанре психологического портрета. В полотнах воплощены образы современников: тружеников села, представителей интеллигенции женские образы. Автор первого живописного портрета Салавата Юлаева (1953 г).

Анатолий Платонов

Сегодня ценители культуры добрым словом вспоминают видного живописца Анатолия Платонова, который оставил после себя сотни блестящих работ, радующих глаз и сердце. Он снискал славу большого мастера портрета и пейзажа. Большая, наиболее плодотворная часть его жизни и творчества, связана с Уфой и башкирским краем.

Перед войной семья Платоновых жила в Вильнюсе – столице Литвы, которая в 1940 году вошла в состав СССР. В 1955 году Анатолий Платонов закончил факультет живописи Государственного художественного института Литовской ССР. По распределению был направлен в Башкирию. Около тридцати лет он работал художником творческо-производственного комбината в Уфе. Анатолий Платонов очень полюбил башкирский край и его людей. Он говорил: «Башкирия такой гостеприимный край, что я все время чувствую себя здесь гостем».

До конца своих дней он предпочитал пейзаж и портрет, достигнув высочайшего уровня художественного выражения. Его манера письма была ярко выраженной, основанной на традициях реализма. Поэтому произведения художника всегда узнаваемы и выделяются среди работ других мастеров.

Художник очень много путешествовал. Почти ежегодно ездил по Башкирии, бывал в башкирских деревнях, интересовался бытом башкир, искал натуру для создания портретов и природы. Любил рисовать горы и степи, создавал и натюрморты с уральскими камнями и цветами. Любил рисовать портреты, в основном женские, башкирок и русских, девочек и женщин самого разного возраста.

Бескрайний голубой простор -

Всё радует, ласкает взор!

Какой закат! Какой рассвет!

Нигде на свете краше нет!

Богатая и щедрая земля -

Бескрайняя Башкирия моя!

Такой красы нигде я не видала,

Жаль, не художник, всё б нарисовала.

Можно смело сказать, что мечту поэтессы Анны Гааг о Башкирии воплотили в себе картины корифеев башкирского изобразительного искусства.

Крестьянский быт

И еще, чтобы зритель представил себе более реальную картину крестьянского быта, сотрудники музея сопроводили ее сельскохозяйственными орудиями труда и предметами домашней утвари. Здесь всевозможные туески, прялка, ухват, лапти, кузовки, серпы и мотыги, утюг, крынки (стеклянная и керамическая), банки из-под чая и прочее.

Выставка будет работать до 5 ноября 2023 года.

Автор:Василий АРТЕМЬЕВ
Читайте нас в