Все новости
ВЕРНИСАЖ
5 Июля 2023, 13:20

Волшебные миры Михаила и Светланы Гладких

Яркая и привлекательная выставка, ныне проходящая в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, представляет творческий тандем супругов – Михаила и Светланы Гладких.

В экспозиции – около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства (авторская кукла), охватывающих период с 1999 по 2023 годы.

Богатый и разнообразный мир образов представил зрителю в своих произведениях Михаил Гладких. Его герои заняты собственной игрой, где автор жонглирует ими как марионетками. В иносказательной форме, через иронию, юмор и гротеск прочитываются и угадываются самые популярные сюжеты. При этом через художественный образ художник выражает свою точку зрения на различные проблемы современности в культуре, экологии, психологии и т. п. («Судилище», «Подводный курс», «Воздушный дом»). С другой стороны, через подобные сюжеты, закодированные в композиции, автор даёт возможность самому зрителю найти ключ к разгадке.

Заимствуя отдельные эпизоды или образы из произведений величайших художников Северного Возрождения, современный живописец представляет узнаваемых нами героев в другом обличье, чаще в образе животных. Так, в полотне «Корабль чудаков» вереница слепых крыс на переднем плане, напоминает нам слепцов из знаменитой картины «Притча о слепых» Питера Брейгеля Старшего, а на краю пропасти, возле земной расщелины покачивается стеклянный «фонтан сладострастий» из картины «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. Вместе с тем полотно автобиографично. На первом плане художник изобразил самого себя с семьёй и родственниками, в окружении домашних питомцев, отдыхающими, музицирующими, явно позирующими и не догадывающимися о том, что на верфи корабля разыгрываются целые трагические сценарии с теми же босховскими героями. Куда причалит этот корабль, избежит ли он вместе с его обитателями катастрофы – покажет время.

В картине «Партия» – те же мыши представляют известных репинских «Бурлаков на Волге», тянущих вместо баржи паровозный вагон, заполненный различными персонажами и эпизодами из популярных фильмов, мультфильмов, произведений известных живописцев и жизненных ситуаций.

Поза, мимика и выражения лиц героев композиции «Звери, сочиняющие письмо царю зверей» дублируют «запорожцев, пишущих письмо турецкому султану» Ильи Репина. Они окружены трансформированными фигурами музыкантов, Иисуса Христа, Боттичеллиевской Венеры и Рафаэлевской Сикстинской мадонны.

В его метафоро-гиперболическом пространстве уживаются совершенно противоположные друг другу герои: сказочный фантазёр и мечтатель Емеля, со своей волшебной щукой; дородная «Кустодиевская купчиха» с сетчатой маской на лице и сочными яствами на столе; «Босховский мученик» из Ада, распятый на арфе; «Ушастый Гоблин» из «Властелина Колец», Гарри Поттера. Очевидно, подобная трактовка сюжета – это авторский взгляд на трагические события 2020 года. Так же, как и западноевропейский художник, современный живописец через аллегорию и метафору, символы и знаки в своих произведениях высмеивает человеческие пороки («Остановка в пути»).

В основе живописной композиции «Воспоминание о рафтинге» лежит гипнагогический метод сюрреалиста Сальвадора Дали. Автор представляет экстремальный вид спорта на байдарках, проходящий в окружении мощной природы: быстрых рек, горных водопадов, крутых скал, коряжистых берегов – в виде живых образов, завершённых в единый портрет.

Художник не просто изображает природный мотив. В каждом лепестке, травинке, листве, скалистом хребте, он видит профиль человеческого лица, младенца, животного («150 причин посадить розы», «На сплаве»).

В его картинах настоящее часто пересекается с прошлым и будущим. Поэтому не удивительно, что рядом с современными небоскрёбами проплывают фантастические летательные аппараты, а на земле из глубины веков вдруг возникает старый паровоз, навстречу которому плавными шагами направляется нежный ангел в прозрачном одеянии и с механическими крыльями за спиной. И только образ одинокого рыжего пса на булыжной мостовой возвращает нас в реальный мир («Ангел мой»).

Сюжет подобных картин-фэнтези Михаил Гладких объясняет так: «Любое событие в жизни художника может быть поводом для акта творчества. Бывает, что картины рождаются неожиданно, приходят во сне, или наяву в качестве образов, не требующих никаких логических построений и дополнений. Просто является образ, во всех деталях, который нужно перенести на холст».

Примечательно, что в своих живописных интерпретациях Гладких использует контурный карандаш для росписи по шёлку, благодаря чему фактура полотна приобретает объём, а чёткая линия делает образ более выразительным («Городская рапсодия», «Предсказательница», «Автопати», «Страна чудаков», «Сеятель», «Внезапная охота одинокого барабанщика»). Мастерство же художника в технике акриловой живописи мастихином ярко выражено в натюрморте «Букет диких ягод», пейзажах «Первоцветы», «Весеннее солнышко», «Вечные странники», «Полнолуние» и картине-фэнтези «Лесная сказка». Благодаря этой технике объёмные мазки выступают над поверхностью холста, и создаётся трёхмерный эффект, добавляющий изображению динамику, игру света и дополнительное впечатление от рельефности изображения.

Помимо «фантасмагорий», в экспозиции представлены также вполне реалистичные живописные и графические пейзажи, классические акварели, портреты и сюжетные композиции, созданные во время многочисленных путешествий художника по Башкирии, а также другим регионам и странам. Среди них – уютные улочки Черниковки, Уфимские парки, достопримечательности Венеции, Чехии, Турции, Китая («Романтика. Улица Первомайская», «Встреча», «Летний полдень», «Парк Якутова», «Тихий лесной уголок», «Осеннее утро», «Мостик», «Упавшая сосна», «Родной край», «Венеция. Дворец Дожей», «Карлов мост», «Сиде. Турция. Развалины храма», «Торговец рыбой», «Шёлковый путь», «Портрет художника Чхен Цзы Жуна с внучкой», «Город богов»).

Монастырская жизнь запечатлена художником в небольших композициях «Мать Анастасия», «Верхотор», «Сельский храм», «Отец Андрей. На колокольне».

Древние мифы и сказки отображены в иллюстративных полотнах «Ягиня», «Лада», «Золотое руно», «Феникс».

Мягким лиризмом окрашены портретные образы учениц Михаила Гладких – «Лилия», «Регина», «Ляйсан», «Зиля».

*  *  *

Светлана Гладких представила выразительный и разнообразный мир кукол. Этим видом творчества Светлана начала заниматься в «ковидный» период 2020 года, когда потеряла работу. Не имея профессионального образования, однако, с детства она любила рисовать, а 20 лет назад, посетив кукольную выставку в Москве, была очарована мастерством авторов. И, наконец, настал тот момент, когда Светлана решила обучиться этому ремеслу по интернету у лучших мастеров. В результате этих занятий она получила профессиональные навыки по рисунку, росписи, лепке, конструированию, вязанию, работе с шерстью, текстилем, полимерной глиной, деревом и т. п.

«Если каждый человек – это целый мир, то делать куклу – это как писать книгу, придумывать этот мир, его характер, его историю», – отмечает Светлана.

За небольшой период художник достигла многого, о чём свидетельствует её участие на различных конкурсах и международных выставках. Так, в 2022 году, со своей кукольной композицией «Памяти Вивьен Вествуд», Светлана Гладких становится лауреатом международного конкурса «История моды».

Ещё одна награда ждала её в Испании того же года – это композиция «За кулисами» («Маленький скрипач»), ставшая победителем IV международного виртуального конкурса авторских кукол «Gaudir» в номинации «Экспрессия» (тема «Мурашки»).

В экспозиции представлено 22 кукольные композиции, среди которых, помимо победителей, большого внимания также удостоены и другие работы. Так, огромную популярность у молодого поколения получила эксцентричная полушарнирная кукла «Уэнсдей», созданная по мотивам одноимённого американского триллера Тима Бёртона, повествующего о приключениях готичной девочки из семейки Аддамс.

Посетители среднего и преклонного возраста отметили психологическую драматургию кукольной композиции «Танец в тишине».

Каждая кукла в исполнении Светланы Гладких уникальна, со своим характером, мимикой, манерами и жестами, историческим костюмом и соответствием эпохе. Это элегантные «Путешественница» и «Элис», кокетливые «Подруги», рассудительные «Профессор и студентка», мечтательные романтики «Аэронавты», шустрый «Продавец газет», вдохновенный «Скрипач», ностальгирующая «Адель», задумчивые «Айгуль и Миляуша», приветливые «Самокатчицы».

Выставка в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова продлится по 16 июля.

Автор:Ольга ПОЛЕНОК. Фото Валерия ШИРОКОВА и автора
Читайте нас: