Все новости
ВЕРНИСАЖ
7 Апреля 2023, 13:50

Иван Тургенев и дом-музей его имени. Часть четвертая

V зал. «ГОСТИНАЯ. МИР МАТЕРИ»

Гостиная во времена Тургенева. Нынче – V зал. Но всё одно «ГОСТИНАЯ. МИР МАТЕРИ».

Тут мать Ивана Тургенева Варвара Петровна во времена оны любила гонять чаи, играть в карты или читать.

Нрава, как все знают (или уже поняли из моего предыдущего текста), она была строгого… чугунного… железного… и даже стального… а может, и просто чугунного – палец да и другие части тела в рот ей не клади. Родной сын звал её Салтычихой. Можно сказать, самодурка высшей пробы. Тургенев в своих произведениях наделял чертами материнского характера всех злобных/отрицательных персонажей, каких только можно было такими чертами наделить. Помимо барыни в Муму, это и матушка в «Первой любви», и бабушка в «Пунине и Бабурине», и барыня в «Собственной господской конторе».

Жестокая по отношению к своим крепостным, Варвара Петровна была не менее жестока, вернее, жестка («чугунобетонна») по отношению к родным сыновьям (разве что обращаться с кровными детьми-дворянами так, как обращалась с «двуногими рабами-орудиями труда», она не могла). И вот, казалось бы, парадокс (!), сына Сергея она при всём этом очень любила и ради него делала попытки укротить свой буйный нрав/характер (об этом напишу в следующей части).

Итак, жестокая, жёсткая, но умная и хитрая!

Иван Тургенев и дом-музей его имени. Часть четвертая
Иван Тургенев и дом-музей его имени. Часть четвертая

Мебель в гостиной – по моде того времени. С цветочной обивкой. На стенах много картин, в том числе натюрморты с цветами.

Сфотографировал тут любимую супругу. Не забыл включить в историю. И так…

…и сяк (с противоположной стороны помещения)…

Куча декоративных предметов ушедшей эпохи: сонетка с вышитыми растениями, вазы и кашпо с цветочной росписью. Жардиньерка с зеленью как будто отделяет «читальный кабинет» Варвары Петровны от прочего пространства помещения. На столике – книги: пушкинский «Евгений Онегин» и исторический роман Августа Коцебу «Подземный ход». Я же говорил, что умная была тётенька! Знать, Пушкина любила почитывать в свободное от чаепитий и картёжничества время! Не просто же так работники музея тут томик с «Евгением Онегиным» выложили.

...Впрочем, вижу, что терзают вас смутные сомнения, ибо вы, как и я, тоже не знали, кто такой Коцебу. Вдруг он что-то типа писателей того времени: Фаддея Булгарина или Николая Греча. А между тем, как пишут, в своё время Коцебу был популярен не менее, а то и более Гёте и Шиллера. Не могла же умная тётя пройти мимо... по крайней мере чужой славы. В Германии этот Коцебу издавал ряд газет с прорусской пропагандой. В России имел чин надворного советника. Может, именно этим и был хорош, а не своей словесностью. Лично я судить не берусь – не читал и не осуждаю (а вот Пастернака читал и люблю!).

Птичка в клетке. Если что, любителей животного мира просьба не волноваться. Ни одна птичка в клетке не пострадала. Она не живая, то бишь искусственная.

Интерьер зала/гостиной украшен музыкальной механической игрушкой «Клетка с поющими птицами». Редкая по тем временам штуковина.

Именно в этом зале/гостиной аудиогид поведал нам историю о том, как матушка «разыграла» двоих своих сыновей, старшего Николая и младшего Ивана, или же просто поиздевалась над ними, якобы отписав при её жизни им большое наследство. Что-то там надиктовала своему дворовому, потом зачитала написанное детям. Зачитав, спросила, довольны ли её сыновья. Дескать, вот какая она щедрая родительница! Но поскольку «дарственная» была оформлена, что называется, ненадлежащим образом (на обычной, а не на специальной гербовой бумаге, и без приглашения для заверения действительности сделки соответствующего спецчеловека), то сыновья, разумеется, разобиделись и с гордо поднятыми головами сей дом покинули, дав слово/клятву в «отписанных» им имениях не появляться, пока дарственные не будут оформлены, как полагается.

Возможно, именно в этом зале сия история и приключилась, не зря же аудиогид нам её тут рассказал. Но есть версия, что произошёл этот конфуз в следующем помещении, где есть... некая креативная инсталляция. В этот раз остановлюсь на полуслове и не буду спойлерить. Расскажу и покажу в следующей части... «Марлезонского балета».

...Кстати, на рассказе о ссоре китайский аудиогид сломался, и я так не узнал, сдержали ли Николай и Иван свои слова или нет. Сломался не только у меня, но – невероятно, но факт! – одновременно и у жены тоже. Мы вернулись в подвал к кассе и, поменяв аудиогиды, снова поднялись наверх, однако двинулись сразу уже в следующий зал.

 

VI зал. «МИР ХОЗЯЙКИ»

О жестоком и вздорном характере Варвары Петровны, матери Ивана Тургенева, пару слов я уже сказал/написал. Кое-что добавлю.

В интернете многими десятками раз рассеяна вот такая цитата, произнесённая/написанная или якобы произнесённая/написанная автором «Муму» и «Отцов и детей». Первоисточника (где он это вспоминал и/или у кого из его современников в мемуарах про это сказано) я, к сожалению, не нашёл, но на выдумку не похоже. Слишком уж укладывается это описание в образ властной женщины-крепостницы.

«...Мне нечем помянуть моего детства, – говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: “Тебе об этом лучше знать, догадайся”...»

Саму Варвару Петровну в её детстве тоже часто лупил и унижал отчим, потому она после смерти матери в 16 лет от роду сбежала на жительство к своему родному дяде. Может, детские комплексы родительницы и выплёскивались потом злобой на весь окружающий мир, которому хотелось отомстить за собственные страдания без разбора правых и виноватых.

Своих крепостных Варвара Петровна вообще за людей не считала. Сыновьям уже в их взрослом возрасте тоже могла подлянки подстраивать. Однажды нарочно продала свою крепостную на сторону, зная, что та являлась подругой детства её отпрыска и потому была ему особо дорога (как память). Писатель в жёсткой форме отказался отдавать «товар» покупательнице. Так сказать, оказал вооружённое сопротивление. Вот как описывал этот эпизод Ю.В. Лебедев в биографической книге «Тургенев» (серия «Жизнь замечательных людей»):

«...Зимой 1834 года, уехав в Спасское на каникулы, Тургенев ещё раз столкнулся с вопиющим произволом со стороны матери. Жила в имении девушка по имени Луша, сверстница Ивана Сергеевича. Ещё в детские годы он привязался к этой живой и смышленой девочке, играл с ней в свободное от учебы время, научил чтению и письму. И вот теперь он узнал, что "крепостную девку Лушку" Варвара Петровна продала соседней помещице, прозванной мужиками за ее жестокость Медведицей. Поводом к этому решению послужило заступничество Лупи за одного дворового. И хотя Варвара Петровна считала Лушу лучшей своей кружевницей, стерпеть ее "смутьянство" она не могла. Тургенев застал ещё девушку в имении; он стал упрашивать мать отказаться от ее решения, вернуть назад уже полученную от Медведицы крупную сумму. Но ни мольбы, ни уговоры не подействовали. Тогда юноша впервые показал матери свой характер, твердо заявив, что не допустит этой продажи. Он спрятал Лушу в крестьянской избе и приказал охранять её. Между тем соседка-помещица возмутилась "самоуправством" молодого барина и направила жалобу властям о том, что "молодой помещик и его девка бунтуют крестьян". В Спасское явился капитан-исправник и с вооружёнными дубинами понятыми отправился к дому, где укрывалась Луша. Тургенев вышел на крыльцо с заряженным ружьем и, прицелившись в капитан-исправника, припугнул его таким грозным окриком, что и блюститель "закона" и понятые разбежались. Было возбуждено уголовное дело "О буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева", которое тянулось долгие годы, вплоть до отмены крепостного права. Такой крутой поворот событий не на шутку испугал Варвару Петровну, и, поскольку сына она любила, она старалась с тех пор вести себя при нём сдержанно и не давать воли самодурским капризам. От своего решения продать Лушу она отказалась и заплатила Медведице крупную неустойку. Но такие решительные поступки в жизни Ивана Сергеевича являлись исключением и напоминали собою жест отчаяния, а не твёрдое волевое решение. По характеру своему он оставался человеком мягким и уступчивым. Он мог перечить матушке лишь в самых почтительных выражениях, скорее с мольбой, чем с осуждением...»

Продолжение следует…

Иван Тургенев и дом-музей его имени. Часть первая;
Автор:Владимир БУЕВ
Читайте нас: